И все‑таки — не пить! Стало известно, сколько в Петербурге алкоголиков

«Руси есть веселие пити, не можем без того быти» — такую фразу, как повествует древнерусский летописец Нестор в своей «Повести временных лет», якобы произнес киевский князь Владимир Святославович, когда выбирал веру для Руси. От принятия мусульманства, которое запрещало употребление вина, он отказался и предпочел христианство, поскольку оно вино не запрещает и даже использует его в обряде причастия. Увы, преимущества «удобной религии» многие наши соотечественники используют во зло — как себе, так и окружающим.

И все‑таки — не пить! Стало известно, сколько в Петербурге алкоголиков | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

В ходе посвященной Дню трезвости пресс-конференции в агентстве ТАСС внештатный специалист, психиатр-нарколог комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, главный врач Городской наркологической больницы (ГНБ) Дмитрий Константинов привел весьма показательную статистику. По данным ВОЗ, смертность от алкоголизма и сопутствующих болезней — на третьем месте после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Что касается России, то средняя продолжительность жизни злоупотребляющих алкоголем у нас составляет около 55 лет. Из-за него происходит 19 % всех смертей от сердечно-сосудистых заболеваний и 61 % — от внешних причин. В частности — 67 % убийств и половина суицидов. Каждое пятое ДТП — «пьяное». В Петербурге из числа освидетельствованных врачами-наркологами по направлению ГАИ за прошлый год выявлены более 4 тысяч человек, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. По вине пьяных происходит и 20 % всех бытовых травм.

Однако, вопреки ушедшей в народ фразе «В Питере — пить», по этому показателю мы далеко не самые худшие: в 2021‑м у нас зафиксированы 384,8 алкоголика на 100 тысяч населения, тогда как в среднем по России — 810,21. За последние два года уровень алкоголизации в городе снизился на 10 %. Возможно, это связано с пандемией — резко упали доходы, сократился круг социальных контактов. Правда, кое‑кто, сидя дома, начинал «заливать тоску», но, видимо, таких было не большинство…

Да, рост алкогольных психозов мы в этот период наблюдали, — признал Константинов. — И многие — с очень тяжелыми патологиями…

По итогам первого полугодия 2022‑го под диспансерным наблюдением в ГНБ находится 18 051 пациент с диагнозом «синдром зависимости от алкоголя» и 1137, у которых зафиксировано «употребление алкоголя с вредными последствиями». Из последних 558 составляют женщины. Увы, в поле зрения наркологов есть и несовершеннолетние: 4 с уже сформированной зависимостью и 138 с диагнозом «пагубное употребление алкоголя с вредными последствиями». Ежегодно в ГНБ проходят лечение около 6500 человек. Почти все они имеют сопутствующие хронические заболевания, возникающие и развивающиеся на фоне употребления алкоголя.

Заведующий отделением реабилитации ГНБ Антон Петров конкретизировал угрозы. Систематическое употребление алкоголя ведет к возникновению серьезных проблем во всех сферах жизнедеятельности человека. Меняется личность, утрачиваются интересы, снижается морально-нравственный уровень, сокращаются социальные контакты. На первый план выходит возможность употребления спиртного и получение алкогольного опьянения. Как следствие, меняется образ жизни, который подстраивается под пьянство. В результате возникают и нарастают проблемы в семье, с финансами, на работе, с законом. Страдает физическое и психическое здоровье, снижаются интеллект и память, ослабляется волевая сфера, повреждаются внутренние органы. В любой момент неумеренное употребление алкоголя может привести к тяжелым, порой непоправимым последствиям.

Конечно, лучше до этого не доводить. Но если зависимость возникла, выход есть. «Бывших алкоголиков не бывает, бывает воздержание длиною в жизнь» — так звучит девиз Общества анонимных алкоголиков. А значит, для того чтобы побороть этот недуг, нужно полностью изменить свой образ жизни. В одиночку это сделать крайне трудно. Есть социальные службы, врачи-наркологи и психологи, которые готовы прийти на помощь.

На сегодняшний день государственная наркологическая служба обладает всеми необходимыми мощностями для оказания современной, эффективной, качественной и, самое главное, безопасной помощи нашим пациентам, — заявил Петров. — Мы используем в своей работе как богатый отечественный опыт, так и передовые зарубежные методики, фармакологические и психотерапевтические технологии социальной работы. Оказываем нашим пациентам комплексную помощь, работаем в мультидисциплинарной команде: психологи, специалисты по социальной работе, врачи смежных специальностей. Имеем широкие связи со многими смежными структурами, чтобы всесторонне поддерживать пациентов, формировать у них устойчивую трезвость.

Само собой разумеется, что алкоголиками не рождаются, ими становятся. Причем, как правило, происходит это на глазах у близких людей. Но на том этапе, когда зависимость еще можно предотвратить, многие из них эту возможность упускают — одни по легкомыслию, другие — из‑за равнодушия, третьи — просто в силу своей безграмотности.

Огромная проблема — употребление алкоголя в семьях, — считает старший психолог ГНБ Кира Ипатова. — Сегодня едва ли не в каждом доме — небольшие магазины, где продают спиртное. Туда постоянно приходят молодые люди, в том числе и матери с маленькими детьми. На улицах сейчас алкоголь не распивают в связи с наличием запретов. Употребляют дома, поэтому ситуация с алкоголизмом становится латентной. Неудивительно, что формирование зависимости вскрывается достаточно поздно. Мы видим уже только последствия — может быть, даже необратимые.

Не секрет, что первую рюмку будущий алкоголик, как правило, выпивает еще в подростковом возрасте. За первой следует вторая, третья… Но родители, занятые своими делами (или даже считающие, что в этом нет ничего страшного), эту стадию «благополучно» пропускают. Схватываются уже тогда, когда ситуация, что называется, вопиет. Но даже в такой момент на прием к врачам не торопятся. Встреча с наркологом многим внушает ужас — люди боятся, что их ребенка «поставят на учет» и испортят ему жизнь навсегда. Далеко не все знают, что при ГНБ работает круглосуточный анонимный (!) телефон доверия 714‑42‑10. Квалифицированные психологи всегда готовы рассказать родственникам, соседям, педагогам, как правильно себя вести, чтобы помочь человеку, попавшему в эту беду.

Да, признают специалисты, алкоголизм «молодеет». Необходима профилактическая работа, направленная на формирование здорового образа жизни. При этом без активного участия родителей все усилия будут напрасны. Но и по отношению к взрослому человеку, проявляющему признаки алкогольной зависимости, родные и близкие должны занимать активную позицию. Увы, сплошь и рядом алкоголики категорически отказываются признать себя больными людьми и всячески отвергают какую‑либо помощь. Но нередко и их родные этому способствуют, не желая «выносить сор из избы». И, как признают специалисты, чаще всего сначала нужно «приводить в чувство» именно таких людей. После того как кто‑то из них побывает на консультации у врача-нарколога, на следующий прием обычно приходит и сам зависимый…

Вечный вопрос: есть ли без­опасная норма алкоголя, гарантированно не приводящая к зависимости?

По критериям ВОЗ, — отвечает Антон Петров, — такой нормой считается 25 миллилитров чистого алкоголя 5 дней в неделю. Это либо стопка водки, либо 0,33 литра пива, либо бокал сухого вина. Но именно раз в день, а не все сразу! Впрочем, данная норма весьма условна она считалась только для предохранения от сердечно-сосудистых заболеваний. Гастроэнтерологи с этим не согласятся. Кроме того, надо учесть, что адаптация к спиртным напиткам — это элемент определенной культуры, которой владеют далеко не все. Накладывается и индивидуальный фактор — восприимчивость к алкоголю у разных людей разная. Так что лучше здесь проявлять разумную осторожность.

И, наконец, главное: какова должна быть оптимальная стратегия борьбы с алкоголизмом? Сухой закон пробовали — не пошло…

Необходим жесточайший контроль над продажей алкоголя, — убежденно говорит Дмитрий Константинов. — Количество точек продаж должно быть снижено, а временные рамки — строго соблюдаться. Что касается нашего участия в антиалкогольной пропаганде, мы готовы идти в школы, на родительские собрания, на промышленные предприятия. Но ведь раньше сами трудовые коллективы изживали пьяниц в своих рядах. Вспомните фильм «Афоня» — там это показано. Теперь такие традиции полностью утрачены!

Так все‑таки — пить или не пить? В конце концов, каждый решает это для себя сам. Но, прежде чем поднять рюмку (или хотя бы бокал), лучше бы вооружиться определенными знаниями. Которые, как известно, сила.

#алкоголь #статистика #алкоголизм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (7252) от 12.09.2022 под заголовком «И все‑таки — не пить!».


Комментарии