И Растрелли заслонили. О новой архитектуре Петербурга рассказали на выставке

Первый показ выставки «Российская архитектура. Новейшая эра. 1989 - 2019» состоялся весной-летом в Москве. Осенью с ней ознакомились петербуржцы.

И Растрелли заслонили. О новой архитектуре Петербурга рассказали на выставке | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Десятки стендов показывали, чего достигла российская архитектура за последние 30 лет. Отбор произвела столичная кураторская команда во главе с архитектором Андреем Асадовым.

Кроме того, москвичи привезли карту Петербурга, на которую в соответствующих местах наклеены фото 40 заметных зданий, построенных «за отчетный период». Кстати, поясним, что начальная точка - 1989 год - это время, когда в СССР, и в Ленинграде в том числе, появились первые персональные творческие мастерские архитекторов. Сейчас они во многом определяют облик новых зданий и градостроительные решения для целых кварталов.

Петербургский куратор Владимир Фролов дополнил выставку двумя разделами. Первый представляет собой макеты некоторых построек. Во многом соглашаясь со «списком сорока», куратор добавил к нему работы молодых архитекторов, в том числе нереализованные.

В пояснительном тексте Фролов признает, что материал еще слишком «горячий». Рано подводить итоги, определять в каких именно стилях - функционализм, постмодернизм, неоклассика, суперэклектика и т. д. - работали зодчие в эти годы. Но уже сейчас следует зафиксировать важную вещь: Петербург «аршином общим не измерить». В нем, в том числе трудами советских архитекторов, был не только сохранен значительный по площади исторический центр с его ансамблями. Проектирование новых районов велось по тем же ансамблевым принципам. Пространство и контекст находились если не в полной гармонии, то их сочетание обязательно принималось во внимание.

В последние десятилетия ситуация резко изменилась. Пресловутая «уплотнительная застройка», когда, например, рядом с пяти-девятиэтажными домами появлялись жилые башни, уничтожила достижения советского градостроительства. Плотная высокая застройка на окраинах создала кольцо каменных джунглей. Про градостроительные ошибки в историческом центре - разговор особый, и об этом ниже в рассказе об упомянутом втором разделе выставки.

Поскольку наука о новейшей петербургской архитектуре взяла паузу, позволим себе выбрать из «списка сорока» свои десять. Не «рейтингуя» и даже не определяя их в категориях качества проектов или того, что получилось в натуре после их реализации. Нам важно выделить те постройки, которые на ближайшие годы, а то и на десятилетия будут определять архитектурный облик Петербурга. Они уже создали новые пространства и новый контекст, которые волей (или неволей) придется учитывать новым проектировщикам.

В первую очередь это небоскреб «Лахта-центра» и стадион на Крестовском острове, которые сформировали новое большое петербургское пространство. За ними назовем бизнес-центр «Бенуа» и жилой комплекс «Четыре горизонта», которые фланкируют въезд на Пискаревский проспект - ворота в северные районы города. В историческом центре важными стали Новая сцена Александринского театра и балетный кампус Бориса Эйфмана на Петроградской стороне. И далее - «Невская ратуша», банковское здание на Малоохтинском проспекте, 64, жилой комплекс на Шпалерной улице, 60, и офисное здание на Арсенальной набережной, 11.

Теперь про второй раздел, который его авторы - историк Андрей Ларионов и фотограф Алексей Боголепов - назвали «Строительство как разрушение». Они предварили серию снимков словами Дмитрия Лихачева: «Архитектор в городе - градостроитель. Любое архитектурное сооружение в городе так или иначе его изменяет: либо углубляет, дописывает, - когда оно рождено самим городом, его духом, обликом, либо разрушает, если оно - инородное тело».

Среди фотографий - пресловутые «Монблан» и «Аврора», бизнес-центры на Петроградской набережной, новое здание Мариинского театра, реконструкция Введенской гимназии на Большом проспекте Петроградской стороны, бизнес-центр на углу 9-й линии и Малого проспекта, застройка 16-й и 17-й линий между Большим и Средним проспектами.

Одной из самых больших градостроительных ошибок постсоветского времени авторы считают снос автобусного парка № 4 на том же Васильевском острове - образца советского модернизма и строительство на его месте огромного и мрачного жилого комплекса. Ларионов и Боголепов убеждены, что воссоздание башни торгового дома «Эсдерс и Схефальс» на Гороховой улице вернуло нам градостроительную ошибку начала ХХ века. В перспективе Гороховой улицы - важнейшей градостроительной оси старого Петербурга башня непозволительно спорит с Адмиралтейством.

В комментарии для «Санкт-Петербургских ведомостей» Борис Кириков, историк и исследователь петербургской архитектуры, заметил, что представленный список градостроительных ошибок требует отдельного детального рассмотрения. Но он точно добавил бы в него новую застройку Воскресенской набережной, закрывшую важнейший вид на Смольный собор с Литейного моста, а также жилой дом на Большеохтинском проспекте, грубо исказивший историческую панораму того же Смольного собора со стороны Шпалерной улицы.

А вот назвать удачное во всех смыслах здание, построенное за последние тридцать лет в Петербурге, Кириков отказался. «Шедевров нет», - резюмировал он.

#архитектура #градостроительство #выставка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (6577) от 28.11.2019 под заголовком «И Растрелли заслонили».


Комментарии