Градсовет Петербурга оценил проект вестибюля станции «Электросила»

Градостроительный совет Петербурга рассмотрел эскизные проекты нового наземного вестибюля станции метро «Электросила» и гостиницы на Уральской улице, 8. В обоих случаях возникло много споров, даже притом что архитектурный облик гостиничного здания рассматривался в третий раз.

Градсовет Петербурга оценил проект вестибюля станции «Электросила» | Эскизный проект вестибюля станции «Электросила».

Эскизный проект вестибюля станции «Электросила».

Вестибюль «Электросилы» — последнее в серии из четырех спроектированных в начале 1960‑х годов Ароном Гецкиным и Валентиной Шуваловой для синей ветки ленинградского метро зданий, которое полностью изменит свой архитектурный облик. «Горьковская» уже переделана, проекты новых вестибюлей «Парка Победы» и «Фрунзенской» согласованы. Теперь очередь дошла до реконструкции «Электросилы».

Эскизный проект разработал архитектор Виктор Сахновский и его бюро. Для того чтобы соблюсти все требования по без­опасности и удобству пассажиров (на «Электросиле» их порядка 75 тысяч в сутки) и разместить все необходимое новое технологическое оборудование, требуется три главных изменения. Первое: установка четырех эскалаторов вместе существующих трех. Второе: перенос входа и выхода из вестибюля с Московского проспекта на южную сторону напротив здания «Ленгипротранса» (сократится и станет более удобным путь пассажиров от входа до эскалатора). Третье: площадь вестибюля должна быть увеличена почти вдвое — с 950 до 1,7 тысячи кв. метров. Земельный учас­ток под ним остается прежним, поэтому здание станет двух­этажным, его высота увеличится с 8 до 11,6 метра.

Сахновский объяснил выбор архитектурного решения фасадов с колоннами и карнизом нео­классическим окружением станции метро. Первый этаж предлагается облицевать черным полированным гранитом, второй — белым доломитом. Вход и выход «обозначены» высокими порталами, они могут быть украшены эмблемами завода «Электросила».

Члены градсовета сдержанно оценили качество проекта. Автору предложено опираться не на нынешнее разномастное окружение вестибюля, а на ленинградский функционализм, в котором построена существующая станция. Скорее к государственному заказчику была обращена просьба подумать о возможности хотя бы вход оставить обращенным на Московский проспект. Иначе будет утрачен ансамбль, который при всех новостройках сохраняется в этой ­части важной городской магистрали.

В случае с гостиницей на Васильевском острове разговор вышел далеко за рамки обсуждения конкретного предложения архитектора Дениса Настаса и его команды. Трехкратное рассмот­рение эскизного проекта одного здания — огромная редкость для градсовета. Даже притом что на участке неправильной формы, окруженном улицами Уральской, Железноводской и Одоевского, находится одноэтажное историческое здание 1917 года постройки — дом купца Фишера, — охраняемое законом. Его можно приспосабливать, но нельзя сносить.

Первый раз эскиз обсуждался в мае 2021 года, второй — в январе 2022‑го, в третьей версии эскиза Настас предложил, сохранив 10‑этажную высоту гостиницы (33 метра), уменьшить общую площадь номеров до пяти тысяч квад­ратных метров. Это позволяет создать компактное здание, напоминающее в плане вытянутый шестиугольник. Прежним остался облик фасадов, отделанных кирпичом, а также узкие окна. Историческое здание приспосабливается под ресторан.

Смысл выступлений членов градсовета свелся к тому, что ­отелю, даже в нынешнем виде, тесно на заданном участке. А предложение автора проекта сделать выезд автотранспорта с участка прямо на перекресток Уральской и Железноводской улиц не будет согласовано ГИБДД.

Обсуждалось также, можно ли убрать из закона необходимость сохранения здания только по той причине, что оно построено до 1917 года. Мнения разделились, Алексей Михайлов, заместитель председателя КГИОП, сообщил, что готовятся изменения в закон, которые вместо года постройки введут понятие «историческая ценность рядовой застройки». Список таких ценных зданий станет частью закона. Но сроков принятия нововведений чиновник не назвал, зато предположил, что «дискуссий на эту тему будет очень много». Года два-три для выработки спис­ка, как считают специалис­ты, обязательно потребуется.


#Петербургский метрополитен #архитектура #Градсовет

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 63 (7146) от 08.04.2022 под заголовком «Как пройти к «Электросиле»».


Комментарии