Гостям здесь не рады? В Петербурге не хватает стоянок для туравтобусов
Проблема остановок и стоянок для туристических автобусов не решается в Петербурге на протяжении полутора десятков лет. За это время поток туристов в город вырос примерно вдвое, максимально усложнив и без того непростую ситуацию. И хотя на словах шаги в этом направлении постоянно предпринимаются, ничего не поменялось.
ФОТО Замира УСМАНОВА/ИНТЕРПРЕСС
«Когда вышли из музея, нашего автобуса не было. И мы еще не знали, что впереди нас ждут полчаса ожидания под дождем, который лил, не переставая...» - так начала свой рассказ Лариса Торопова, приехавшая в Петербург из Крыма. А развивалась ситуация по привычной гидам города схеме: сопровождающий группу специалист «вызвонил» водителя, который вместе с автобусом пообещал быть с минуты на минуту. Но одна сменялась другой, дождь лил, и гости северной столицы, многие из которых были без зонтов и жались к стенам ближайшего дома, начали ворчать. Когда наконец после долгого ожидания автобус все же прибыл, туристы чуть ли не бегом влетали в теплый салон машины.
«Ты где застрял?» - недовольно спросила гид. «А что я могу сделать? - отвечал водитель. - Здесь стоять нельзя. Поехал на стоянку по соседству - там все занято. На другую - не проехать. Пришлось двигаться еще дальше. А обратно после вашего звонка ехал полчаса: весь центр - сплошные пробки».
Губернатор Петербурга Александр Беглов не раз говорил, что «без создания необходимого количества стоянок для такого транспорта будет большой проблемой развивать туризм в городе». А не так давно на одном из заседаний в Смольном глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры Сергей Харлашкин докладывал, что «в настоящий момент в городе действуют 17 автостоянок почти на 2,6 тысячи мест для экскурсионных автобусов». Более того, он сообщал, что в 2020 году в городе для них появятся еще 16 стоянок, а в 2021-м прибавится шесть.
Однако в реальности картина такова: ранее имевшееся распоряжение правительства Петербурга № 135-рп «Об утверждении примерного адресного перечня бесплатных стоянок туристических автобусов в Санкт-Петербурге» отменено. И, следовательно, официальный список из 32 мест, где могли некоторое время (в половине - до 30 минут) стоять туристические автобусы, канул в Лету. А вместо него ничего нет. Во всяком случае те, кто организует потоки туристов в городе, об этом не знают.
«Сейчас мы оказались в ситуации, когда никто не может толком сказать, где могут останавливаться и стоять автобусы с туристами, - так недавно прокомментировал проблему председатель правления «РСТ-Северо-Запад» Леонид Флит. - Фактически все прежние решения о размещении в городе стоянок для туристических автобусов отменены, а взамен них пока ничего не появилось». И хотя он призывает своих коллег не жаловаться, а делать конкретные предложения, которые могут изменить ситуацию к лучшему, картина иной не становится: даже сейчас, в низкий сезон, найти в Петербурге место для стоянки большого туристического автобуса - проблема еще та.
«Если бы не мой 30-летний стаж - плюнул бы и ушел в шоферы самосвалов», - сказал мне один из водителей туравтобусов. И пояснил: без особых проблем «отстояться» можно только в Петергофе, у Исаакия и еще в нескольких местах. «Остальные давно не вмещают нужного числа машин, - добавил он. - Да и вообще отношение к нам негативное: одни воспринимают исключительно как дойную корову, а другие - как помеху на дороге, только затрудняющую движение».
Председатель правления союза ассоциаций автоперевозчиков и предпринимателей «Регионы» Олег Куксов тоже считает, что проблема стоянки туравтобусов в Петербурге годами не решается, а дельные предложения (например, о возможности использования туристическими автобусами выделенных для движения общественного транспорта полос) так и не реализуются.
Ряд депутатов Законодательного собрания Петербурга уверены, что проблема кроется в отсутствии стратегического подхода к развитию туризма. Без него, полагают они, невозможно говорить об увеличении количества принимаемых туристов и их перераспределении по тем или иным направлениям. При этом парламентарии обращают внимание на нехватку транспортной инфраструктуры. Если в самое ближайшее время, говорят они, эта проблема не будет решена, нас может ожидать ситуация посерьезнее той, что сейчас наблюдается в Венеции.
Какой будет ситуация со стоянками для туристических автобусов (и с транспортной инфраструктурой города в целом) в следующем сезоне, когда число гостей, как ожидается, вновь значительно вырастет, непонятно. Ясно только то, что определиться необходимо как можно скорее. Чтобы к следующему высокому сезону Петербург получил если не комплексную стратегию развития в этой сфере, то хотя бы официально утвержденный документ, где были бы перечислены адреса для стоянки автобусов.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (6571) от 20.11.2019 под заголовком «Где встать туравтобусу?».
Комментарии