Союз четырех. Гостеприимный дух Сагаалгана ощутили в Петербурге

Густой и аппетитный пельменный дух моментально окутывал всякого входящего в фойе культурно-досугового центра «Московский», где петербургские буряты, калмыки, тувинцы и монголы отмечалиобщий национальный праздник Сагаалган. В итоге многие гости, не дойдя до зрелищ (выставок, конкурсов, игр и развлечений), сворачивали к «хлебу» - то есть к буфету, где кормили вкуснейшими горячими позами-буузами. Уже потом сытые и довольные граждане рассредоточивались по праздничным холлам КДЦ.

Союз четырех. Гостеприимный дух Сагаалгана ощутили в Петербурге | Бурят-монгольский ансамбль «Ая-Ганга» исполнил новогодний приветственный танец с хадаками. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Бурят-монгольский ансамбль «Ая-Ганга» исполнил новогодний приветственный танец с хадаками. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Одни с азартом осваивали древнюю игру всех кочевых тюркско-монгольских народов в альчики (ее настольный вариант похож на шашечного «Чапая», только «стреляют» бараньими костями). Другие брали мастер-классы по мокрому валянию из шерсти или изучали искусство древней Тывы - вязание, шитье, плетение украшений. Третьи шли болеть за своих в конкурсе национальных костюмов и запевок-поздравлений...

Основное пожелание в Сагаалган: «Пусть пребудут в вашем доме пять видов счастья - долголетие, счастье, плодовитость, почет и богатство!» - звучало в этот день на пяти языках - бурятском, калмыцком, тувинском, монгольском и, конечно же, на русском.

- Сагаалган, или буддийский Новый год, - первое мероприятие, которое открывает череду национальных праздников в этом году, организованных нашим Домом национальностей, - отметил первый заместитель председателя комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики Вадим Окрушко. - В России исповедуют буддизм калмыки, тувинцы и буряты. Бурятская община Петербурга насчитывает 3 - 3,5 тысячи человек, калмыков у нас проживает около 2,5 тыс., да примерно полтысячи тувинцев. Кроме того, в петербургских вузах учатся более 800 буддистов-студентов из Монголии. Некоторые из них принимают активное участие в сегодняшнем событии. К празднованию присоединились также представители других национально-культурных объединений, поэтому концерт так и назвали: «Сагаалган встречает друзей».

В юрту, установленную в холле, не зарастает народная тропа. Здесь можно не только рассмотреть и примерить нарядные национальные костюмы, но и испытать на себе всю мощь бурятского гостеприимства. Здесь в режиме нон-стоп проводят обряды встречи гостей, угощают боовами (что-то вроде хвороста), урмэ (сладкий десерт без сахара на основе высушенных молочных пенок) и похожим на него молочно-творожным десертом холисо, предлагая запивать все это зеленым чаем с молоком, маслом и солью.

- Гостеприимство - это первое и главное качество бурят, - рассказывает сотрудница Центра арктических и сибирских исследований (ЦАСИ) Социологического института РАН доктор этнологии Вероника Беляева-Сачук. - Оно безусловное и тотальное, везде и всюду. Тебя сначала пригласят в дом или юрту, усадят, накормят, и только потом спросят, кто ты и что здесь делаешь.

Беляева-Сачук более двадцати лет занимается традиционной бурятской культурой, ездит в этот суровый и прекрасный восточносибирский край практически ежегодно, добираясь до дальних улусов и стойбищ. Характер проживающего на этих землях доброжелательного и по-детски открытого народа изучила до тонкостей.

- Вторая отличительная национальная черта бурят - неторопливость, - продолжает Вероника Александровна. - Вечно спешащего горожанина-европейца это может даже раздражать: если тебе сказали «поедем через час», очень может быть, что поедем через день или два, но точно не через час. Впрочем, сейчас я думаю, что именно этой неспешности, умению свою жизнь не пробегать, а проживать нам бы стоило у бурят поучиться... Третье качество - страсть к разговорам. Это такое посткочевническое свойство, ведь раньше буряты все новости узнавали от людей, а значит, со всяким встреченным человеком надо выпить много чаю и обстоятельно побеседовать, расспросив обо всем. Четвертое - любовь к детям. Там настоящий культ детей! Любой человек всегда готов помочь, понянчиться даже с незнакомым малышом. И пятое - безусловная любовь к родине, к своему краю, к природе.

Рассказывая о сохранившихся в современной жизни бурят верованиях и старинных традициях (например, утреннем подношении молока очагу, что проделывают большинство хозяек), этнолог подчеркивает необычайную деликатность и мудрость этого народа:

- У них принято уважительно относиться к представителям других религий, без диктата, навязывания своих взглядов и разделения на правое и неправильное, - говорит Вероника Беляева-Сачук.

На ней самой - костюм богатой женщины из восточных бурят: ярко-голубой длиннополый дэгэл (буряты и монголы считают себя детьми вечно голубого неба), с символом земли - черной полосой по низу и с рукавами в форме копыт коня, главного друга, опоры и основы благополучия кочевника. На голове островерхая шляпа с отвернутыми полями - малгай. Высота конуса символизирует горы, глубина отворота - озеро Байкал, объясняет смысл деталей наряда петербургский этнолог.

- Женский и мужской костюмы бурят похожи, они одинаково функциональны и удобны: садясь на коня, можно вот так подоткнуть за пояс подол, чтобы чувствовать себя свободно, без помех, - рассказывает специалист.

Новогодний концерт «Сагаалган встречает друзей» открыла гостья - артистка из Китая, преподаватель протяжной народной песни в Университете культуры и искусств Внутренней Монголии (г. Хайлар, КНР), бурятка по национальности Согтын Должин. Ее необычный высокий, звенящий и будто колеблющийся под горячим степным ветром голос задал тон всем последующим выступлениям. Неповторимость, красоту и яркость самобытных национальных искусств зрителям продемонстрировали также хорошо известные в городе коллективы - бурят-монгольский танцевальный ансамбль «Ая-Ганга», вокальная группа «Мунгэн шурэн», многонациональный ансамбль народных инструментов «Алтан Орд», калмыцкий детский коллектив «Байн Цаг», монгольская вокальная группа «Донж» и хакасский мастер горлового пения и игры на национальных музыкальных инструментах Харатай Таскараков.

#праздник #город #традиции

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 035 (6388) от 26.02.2019 под заголовком «Гостеприимный дух Сагаалгана».


Комментарии