Город выйдет из тумана. Кронштадт и остров Котлин ожидают перемены
Едва обозначились параметры социально-экономического развития Кронштадтского района на период до 2025 года, как эта программа потребовала серьезного пересмотра. В то же время Минобороны РФ приостановило передачу городу пустовавших там военных городков, что кронштадтцев, впрочем, не огорчило. Ведь это задержка перед новым рывком, связанным с реализацией на острове Котлин еще двух крупных федеральных проектов (помимо военно-патриотического парка «Патриот»), один из которых фактически стартовал. И лучшего подарка к грядущему в мае 315-летнему юбилею морских ворот Петербурга, наверное, трудно было ожидать.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Впервые за долгие годы «туман» на этой территории, отстававшей в развитии, казалось, развеялся. Шаги по ее преобразованию за счет разных бюджетных «копилок» были расписаны в программе, которую подготовил созданный при Смольном проектный офис «Управление стратегическим развитием Кронштадтского района Санкт-Петербурга». А проведение в Кронштадте Главного военно-морского парада-2018 показало, что с этой работой следует поторопиться: дорожно-транспортная инфраструктура там и впрямь отстает.
Между тем люди в погонах приступили к созданию на острове парка «Патриот» (работы идут на трех площадках), а кронштадтцы, сверяя с ними свои действия, взялись осваивать другие участки. В том числе те, которыми за последние полтора года успело «поделиться» с ними военное ведомство.
Так, в одном из зданий, находившемся в аварийном состоянии, после модернизации был открыт детсад № 6 (Флотская улица), рассчитанный на 150 мест. В доме, построенном на Коммунистической улице для командного состава Балтфлота в 1937 году, по госпрограмме на льготных условиях приобрели недавно жилье 25 молодых семей (в марте-апреле ключи от квартир получат там еще 24 семьи). А в бывшем армейском здании на Кронштадтском шоссе после капремонта намечается открыть при содействии петербургских вузов молодежный инновационный технопарк...
Однако на исходе прошлого года административная машина, набиравшая обороты, затормозила на полном ходу: новые инициативы «свыше» потребовалось увязать с градостроительной программой района.
Сначала Минобороны РФ обнародовало свои планы по переводу на остров Котлин Военно-морского салона с площадки «Ленэкспо». Причем идею подхватили не только правительственные структуры, но и Объединенная судостроительная корпорация, посчитавшая нужным создать в рамках данного проекта автономную некоммерческую организацию «Агентство развития территории Кронштадта».
Движения в этом направлении, правда, не происходит, идет проработка решения. Будет ли оно вообще принято, пока неизвестно, и если «салонные» здания все же появятся, как их рационально использовать, если такое мероприятие проходит раз в два года, кронштадтцы тоже не знают.
Зато другой федеральный проект, похоже, начал обретать реальные очертания: в конце 2018 года министр обороны Сергей Шойгу объявил о намерении перевести туда же, на Котлин, военно-морские институты Петербурга, сформировать на их базе научно-образовательный кластер ВМФ, а прилегающую акваторию использовать для базирования там учебных кораблей.
Рабочей группе, которая формируется в правительстве РФ (в нее войдут представители нескольких министерств и Смольного), надлежит разработать «дорожную карту» по осуществлению этого грандиозного замысла. Но и на муниципальном уровне потребовалось пересмотреть ключевые программы развития. Ведь если проект удастся воплотить, население города вырастет до 2025 года, по расчетам, чуть ли не вдвое и достигнет 70 тысяч человек.
«До конца марта мы должны получить исходные данные, - рассказал корреспонденту «СПб ведомостей» Олег Довганюк, глава администрации Кронштадтского района. - Нужно понимать, сколько курсантов военно-морских заведений станут проходить здесь обучение и каким будет штат преподавателей, где разместить семьи военнослужащих и сколько мест в детских садах дополнительно потребуется, как развивать улично-дорожную сеть...»
Районная власть со своей стороны предоставила военным сведения по техническим присоединениям, которые нужно учитывать при подготовке проектной документации: появится ли потребность в расширении мощностей по водо- и газоснабжению, справится ли с возросшей нагрузкой энергосистема Кронштадта и т. д. В историческом центре города, входящем в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, вести новое строительство невозможно: речь идет о том, чтобы приспособить пустующие военные городки (а это большие участки) под нужды кластера ВМФ, согласовав с органами, охраняющими памятники истории и культуры.
Для Кронштадта все это приятные хлопоты. До корректировки программы развития района предполагалось, что он получит из федерального бюджета и петербургской казны в 2019 - 2022 гг. дополнительно свыше 13 млрд рублей (годовой бюджет района составляет 2,6 млрд рублей). Теперь очевидно, что денежные вливания будут еще более серьезными, что даст новый импульс развитию транспортной системы, гостиничного бизнеса, общепита и т. д.
Это скажется, безусловно, на притоке туристов, такая тенденция уже обозначилась: в минувшем году город принял рекордное число гостей - 1,6 миллиона человек (на 9% больше, чем в 2017-м). При осуществлении «кластерного» проекта, рассчитанного на шесть лет, горожане получат новые рабочие места, окрепнет малый бизнес, где трудится 30% трудоспособного населения города, придут новые девелоперы. На Тулонской улице, кстати, уже началось строительство крупного для Кронштадта жилого комплекса «Фортеция», первую очередь которого намечено сдать в 2022 году.
Такую картину обрисовала районная администрация, отчитавшись перед кронштадтцами об итогах работы за прошлый год. В нынешний промежуточный период, когда идут перерасчеты, заглядывать даже на год-два вперед без точных параметров сложно, но говорить о стартовавших проектах можно уверенно, полагает Олег Довганюк.
Так, продолжится строительство капитальной автодороги в створе Цитадельского шоссе, чтобы разгрузить главную въездную магистраль (когда развернутся работы по федеральным проектам, тяжелая техника пойдет обходным путем). На ее сооружение, расширение одного из участков Кронштадтского шоссе и реконструкцию улично-дорожной сети Смольный направил нынче 136 миллионов рублей. А чуть позже, уверены чиновники, будет построен еще один съезд с Кольцевой дороги (со стороны Ломоносова), в котором город остро нуждается.
В рамках программы «Формирование комфортной городской среды» в этом году появится новый сквер на улице Гидростроителей. Завершится восстановление чугунной ограды Обводного канала, имеющей историческую ценность, а капремонт Докового моста подрядчик собирается закончить не к Главному морскому параду-2019, а раньше, к 18 мая, когда Кронштадт отметит свое 315-летие.
Смольный обещает вновь выделить средства на сохранение Петровского дока, который город получил в 2015 году от военных и передал на баланс Музея истории Кронштадта (противоаварийные мероприятия проводились там и год назад). В то же время продолжатся работы по созданию на средства частных инвесторов вертолетного хаба (в бывшем военном городке «Бычье поле»), предназначенного для «санитарных» и коммерческих рейсов, и ремонту Кронштадтского яхт-клуба, ориентированного на развитие детского парусного спорта.
А если в формате государственно-частного партнерства стартует другой инфраструктурный проект, связанный с созданием в районе Горской рекреационного центра, то больше туристов смогут посещать водным путем и Кронштадт, где причалы для швартовки маломерных судов имеются.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 045 (6398) от 13.03.2019 под заголовком «Город выйдет из тумана».
Комментарии