Град с большой буквы: Музею Города исполняется 100 лет
Сегодня исполняется сто лет со дня создания Музея Города. Декрет народного комиссариата просвещения был подписан ровно век назад - 4 октября 1918 года. Нынешний Государственный музей истории Санкт-Петербурга, его непосредственный преемник, придает этому событию исключительное значение. Однако будем точны: столетие он уже отметил десять лет назад, поскольку отсчитывает свою историю с Музея Старого Петербурга, возникшего в нашем городе еще в 1908 году.
ФОТО Георгия ПОЛЯКОВА/ ИНТЕРПРЕСС
- Мы являемся наследником двух совершенно разных учреждений. Первое - это Музей Старого Петербурга, открытый художниками «Мира искусства», - говорит ученый секретарь музея Ирина Карпенко. - Он прежде всего пытался воспитать понимание ценности исторического наследия города, поскольку тогда любой старый дом можно было абсолютно беспрепятственно снести или перестроить...
Второе - это Музей Города, разместившийся в 1918 году в Аничковом дворце. Там сохранялись исторические комнаты, где жили Александр III и Мария Федоровна, но музей был вовсе не историко-бытовым. И не случайно в названии даже само слово «город» писалось с большой буквы.
- Там рассказывалось, как появляются города, как они управляются, застраиваются, как становятся комфортными для проживания человека. Как развивается транспортная сеть, как решается проблема утилизации отходов. То есть музей первые десять лет, когда его директором был архитектор Лев Ильин, в немалой степени был фактически научно-исследовательским институтом градостроительства, - подчеркивает Карпенко.
Когда необходимо было создавать новые кварталы для рабочих, власти обратились в Музей Города. Несколько лет при нем существовало Бюро планировки Ленинграда. Действовали даже курсы для советских чиновников: многие из них выдвинулись из рабоче-крестьянской среды, знаний им явно не хватало.
Но все это продолжалось недолго. В конце 1920-х годов исторические «царские комнаты» оказались ненужными и идеологически вредными. Их закрыли, «имущество» рассортировали по другим музеям, мебель и посуду продавали с аукционов и списывали гостиничному тресту. Да и сам музей резко поменял свой профиль. Уже не надо было сравнивать Ленинград с буржуазными Лондоном, Римом и Парижем (с того времени, кстати, в запасниках сохранилась коллекция видов этих городов). Теперь требовалось рассказывать о том, как замечательно живется людям при советской власти в городе Ленина.
В 1935 году музей переехал из Аничкова дворца в особняк Румянцева на тогдашней набережной Красного Флота. Первые залы там открыли в 1938-м. Когда грянула война, часть коллекций успели эвакуировать в Сарапул, остальное хранилось в подвалах Исаакиевского собора. А после войны у музея началась новая эпоха.
Энергичный молодой директор Людмила Белова была готова «осваивать» новые объекты. В 1954 году музей пришел в Петропавловскую крепость: он получил собор и Трубецкой бастион. Только они, будучи раньше филиалами Музея революции, были доступны публике: все остальные сооружения в крепости занимали военные.
Людмила Николаевна возглавляла музей больше трех десятков лет, до конца 1980-х годов, поэтому в его столетней летописи «эпоха Беловой» выделена особо. Ей удалось добиться расширения экспозиции в крепости, она не боялась брать под свое крыло новые памятники - например, «Орешек». Появилось много филиалов - Музей газеты «Правда», Музей-квартира Александра Блока...
Шел и активный сбор коллекции. В 1960-х и 1970-х годах в музей в буквальном смысле тащили, спасая от опустошительных капремонтов, балясины от перил, кованые ажурные решетки лифтов, керамическую облицовку печей. Все это ставилось на музейный учет, но долгое время хранилось в фондах и только теперь становится доступным для широкой публики.
Сохранились ли те экспонаты, которые были в музеях Старого Петербурга и Города?
- Уцелели прежде всего коллекции архитектурной графики, а также фотографий Петербурга и других европейских городов, - говорит Ирина Карпенко. - Часть сегодня можно увидеть в экспозиции, многое в запасниках. Из предметного ряда - рекламные жестяные вывески, которые находятся в зале истории торговли в Комендантском доме.
Продолжается и расширение площадей музея. Не так давно ему передали здание бывшего Конюшенного ведомства на одноименной площади (кроме церкви).
- Для начала все надо было привести в порядок: текла крыша, из-под земли проступала масляная жидкость, - поясняет Карпенко. - После того как с этим удалось справиться, мы провели в новом пространстве несколько выставок. Но здание огромное, состояние его очень сложное, на реставрацию нужны огромные средства, которых у музея нет.
Свое столетие Музей истории Петербурга отмечает по-деловому, без нудных торжественных заседаний, открытием двух новых постоянных экспозиций, фактически это небольшие музеи, а также двадцати выставок, которые уже работали или откроются в течение трех последних месяцев 2018 года.
Завтра в отреставрированных казематах Государева бастиона Петропавловской крепости распахнет двери Музей архитектурной художественной керамики. Он покажет 200 произведений - те самые спасенные печи, камины, а также изразцы для куполов Соборной мечети, капитель здания Дома кино, образцы черепицы, которые использовались при строительстве Музея Суворова. Главный хит - семиметровое майоликовое декоративное панно фирмы «Гельдвейн - Ваулин». Оно поступило в музей в 1970-е годы перед капитальным ремонтом дома № 3 - 5 на площади Труда, где размещалась до революции контора керамистов, а в советское время была известная ленинградцам булочная. В музее будут представлены образцы керамики российских предприятий XIX - начала ХХ века, созданные по эскизам ведущих петербургских архитекторов. Мария Макогонова, историк архитектуры, куратор экспозиции, сообщила, что впервые посетители получат возможность близкого контакта с произведениями, украшавшими фасады зданий. Открытие музея сопровождают двухдневная научная конференция и выпуск первого номера международного журнала «Архитектурная керамика мира».
В ближайшие годы музей расширится за счет показа коллекции витражей, которые будут отреставрированы.
В декабре сбудется наконец-то и давняя мечта коллекционера Ивана Александровича Фоминых, собиравшего для музея еще в 1970-х годах образцы старинной техники. В Нарышкином бастионе откроется Музей науки и техники - швейные и пишущие машинки, часы, арифмометры, телефоны, радиоприемники, которые создавались на предприятиях Петербурга - Ленинграда. Экспозицию обещают сделать интерактивной, на ней можно будет проверить, как действуют различные устройства и механизмы. Идея этого музея возникла после роста популярности Музея космонавтики, который сравнился по посещаемости с музеем-тюрьмой Трубецкого бастиона, прежде самым популярным после Петропавловского собора. Кстати, собор посещают около миллиона туристов в год - он «кормит» все семь филиалов музея.
Главной выставкой к 100-летию музея станет «Избранное» из его фондов. В Инженерном доме покажут чертежи Карла Росси, дирижерскую палочку Милия Балакирева, приборы из лаборатории Ивана Павлова. Там же начнет работу историко-художественный проект «Комсомол ответил «Есть!», посвященный 100-летию ВЛКСМ.
В особняке Румянцева откроются выставки «Память о Риме» - архитектурная графика - гравюры и чертежи, начиная от Пиранези, посвященные Вечному городу, а также «Русская икона XVII - начала XX века» - 50 произведений, написанных в двух российских столицах, Палехе, на Русском Севере, в том числе из иконостасов Петропавловского собора и домовой церкви Комендантского дома.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 184 (6293) от 04.10.2018 под заголовком «Город с большой буквы».
Комментарии