Город рек и каналов. Как меняется «водный» облик Петербурга

За три с лишним века существования Петербурга его гидрологическая сеть претерпела большие изменения. Пятую часть исторического центра некогда занимали болота, и в нынешних границах города текло куда больше полноводных рек. Многие из них, однако, исчезли, оставшись в городском фольклоре да на картах петровской поры или более позднего времени. Вместо них появились рукотворные водные артерии, хотя и они в полном составе до наших дней не дожили. Тем не менее вода сегодня занимает около 7 % площади Петербурга, он и поныне стоит в ряду самых «мокрых» городов мира. А в России по числу водотоков, которых в Северной столице более сотни, и общей их протяженности (более 915 км) ему нет равных. Но «водный» облик города продолжает меняться, и это естественный процесс, уверяют гидрологи.

Город рек и каналов. Как меняется «водный» облик Петербурга | Эта водная артерия уж точно не пополнит список исчезнувших: движение по Зимней канавке, открывшей доступ в Неву судам, проходящим по Мойке, не затихает с петровских времен. / Фото Александра ДРОЗДОВА

Эта водная артерия уж точно не пополнит список исчезнувших: движение по Зимней канавке, открывшей доступ в Неву судам, проходящим по Мойке, не затихает с петровских времен. / Фото Александра ДРОЗДОВА

Штрихи к «портрету»

Заложив город в дельте Невы, Петр I хотел выстроить его на голландский манер, создав второй Амстердам. Ему требовались судоходные каналы, ведь в то время водные артерии были главными транспортными магистралями. Да и развитию русского флота царь-плотник уделял большое внимание. Но были и другие не менее значимые причины переустраивать эту болотистую местность, где шагу нельзя было ступить, не замочив ноги.

Чтобы приступить к строительству в городе дорог и каменных зданий, требовалось укреплять грунты и осушать его территорию, строя каналы. Они нужны были и для обеспечения жителей столицы питьевой водой (горожанам запрещалось сбрасывать мусор в реки, а грузовым судам — вплотную подходить к берегам, хотя с запретами мало кто считался). Кроме того, рукотворные русла, по которым при наводнениях уходила морская вода, «усмиряли» норов стихии и уменьшали масштаб разрушений.

В общем, дело во всех отношениях казалось полезным. Но, преображая природу, петербуржцы не всегда могли предугадать, чем это обернется. Решительно расправляясь с болотами в одних местах и вырубая леса в других, они нарушали порой естественное питание ручьев, озер и прудов, образующих с реками целостную систему.

В результате пропадали пруды и озера, а реки мелели, заиливались и переставали со временем существовать: как говорится, сушите весла. «Испарялись» многочисленные ручьи, некоторые из которых загоняли в трубы. А каналы, напротив, возникали в разных местах один за другим. Поэтому общий гидрологический «портрет» города на Неве менялся, особенно в XVIII веке, даже на памяти одного поколения горожан…

По образу и подобию

Первым делом основатель Петербурга велел прорыть канал на ­Заячьем острове. Чтобы удобно было подвозить материалы к строящейся там Петропавловской крепости, а ее гарнизон в случае осады имел бы надежный источник питьевой воды. А когда необходимость в этом отпала (воду стали брать, используя водокачки, из Невы), Крепостной канал засыпали. Но просуществовал он немало — более полутора веков.

До конца своих дней государь заботился о расширении в новой столице водных артерий. Хрестоматийный пример — каналы на Васильевском острове. Ровные, как стрела, они строились по образу и подобию Амстердама, образуя прямоугольную сеть. Наиболее основательные из них, пересекавшие остров в длину, предназначались для прохода судов — от Невской губы до стрелки в восточной его части, где возник морской порт.

Но воплотить замыслы Доменико Трезини, автора этого проекта, не удалось. Сооружение прямых водных «улиц» из‑за отсутствия переправ и мостов, наводнений шло медленнее, чем хотели, а содержание существующих требовало больше средств, чем предполагали. К тому же встречные суда не везде могли разминуться в узких каналах.

Возможно, в расчеты вкрались ошибки. Так или иначе, каналы эти не оправдали надежд и в годы правления Екатерины I были засыпаны. Зато в других местах города пригодились, становясь наряду с реками важным градообразующим элементом петербургского ландшафта.

Вслед за Крепостным каналом возникла Зимняя канавка, соединившая Неву с Мойкой. Тогда же были прорыты Кронверкский и Лебяжий каналы, а также Лиговский, Адмиралтейский и Крюков. По распоряжению Петра I появились два старейших в России водохранилища: в районе реки Охты, снабжавшее водой Пороховые заводы ­(1716 г.), и другое, у Сестрорецкого Разлива (1723 г.), которое обеспечивало нужды оружейного предприятия.

При Петре получила развитие ­система прудов и водотоков в Кронштадте. По его указу там был ­сооружен Петровский док, рядом с которым выросло позже Кронштадтское адмиралтейство, а по периметру этого комплекса был прорыт ­Обводный канал…

Куда «шагает» берег

А работа по преобразованию водного пространства города набирала обороты. Русла рек в черте Петербурга расчищали и углубляли, извилистые их участки выпрямляли. Рабочие бригады подсыпали у берегов землю и забивали сваи, нередко сокращая при этом ширину водотоков, а в других местах, вынимая землю, расширяли русла рек и каналов. Так, в районе Летнего сада берег «шагнул» к Неве, по расчетам гидрологов, где‑то на 50 метров, а у Зимнего дворца и Стрелки Васильевского острова и того больше.

Непременным атрибутом дворцово-парковых ансамблей становились рукотворные пруды и озера. В конце XVIII века на Елагином острове по воле его владельцев расчистили болота и углубили озера. А вынутый грунт использовали для создания преград (валов и дамб), защищавших остров от подъема невской воды.

Тогда же началось сооружение самого длинного в Петербурге канала, протянувшегося от реки Екатерингофки к Неве (ныне Обводный). Вскоре петербуржцы стали доставлять по нему множество грузов, которые шли в том числе на строительство возникавших вдоль канала заводов и фабрик. А увидев, что его пропускной способности не хватает, построили (1810 г.) другой транспортный рукав — Введенский канал, связавший Обводный с Фонтанкой.

Только прослужил он как судоходная артерия и для забора воды не очень долго. Постепенно канал стал мелеть и зарастать, превращаясь в сточную канаву, и в 1960‑е годы был засыпан, а на его месте проложили улицу с тем же названием. Случай вовсе не редкий: в Петербурге таких каналов-призраков с печальными судьбами немало.

Исчезали они по мере развития города и сообразно менявшимся градостроительным планам в силу разных причин. В результате с карты города оказалось стерто по меньшей мере около десятка каналов разной длины, некоторые из которых стоит упомянуть.

След в топонимике

Лиговский. Был построен ­(1718—1725) для доставки воды к фонтанам Летнего сада. Начинался от реки Лиги (ныне Дудергофка) и заканчивался через 23 км бассейном на пересечении улицы Некрасова и Греческого проспекта. Трубы, по которым вода подавалась оттуда к фонтанам, разрушило наводнение ­(1777 г.), и канал стал утрачивать свое значение.

В конце XIX века часть его — от этой улицы до Обводного канала — упрятали в чугунную трубу и засыпали. Потом «предали земле» другой отрезок канала — от ­Обводного до Забалканского (Московского) проспекта. Спустя время та же участь постигла оставшуюся его часть, и от канала почти ничего не осталось, а подземные воды, сделав отвод, пустили в реку Красненькую.

Красный. Его прорыли от Невы к Мойке (1711 г.) параллельно ­Лебяжьей канавке для осушения заболоченной территории в западной части нынешнего Марсова поля. Свое название получил позже, когда рядом был выстроен однопролетный Красный мост, переброшенный через Мойку. При возведении Мраморного дворца мешавший работам канал уничтожили.

Адмиралтейский. Транспортная артерия (1717 г.), по которой корабельный лес переплавляли со складов Новой Голландии на верфи Адмиралтейства. Как гласит памятная доска, размещенная в подземном переходе под площадью Труда, канал был заключен в трубу и засыпан (1844 г.), а на его месте возник Конногвардейский бульвар.

Мастерской. Являясь частью предыдущего, протекал от Адмиралтейства до Крюкова канала, где ныне улица Якубовича. ­Пересекал Иса­акиевскую площадь между «Медным всадником» и деревянным храмом, предшественником каменного собора. Канал засыпали за ненадобностью при строительстве (1842 г.) манежа лейб-гвардии Конного полка.

Масляный. Появился на исходе XVIII века, огибал с трех сторон Масляный буян (склад с маслами), чтобы защищать его от пожара. Когда складов не осталось, канал тоже исчез, оставив след в топонимике Васильевского острова. Так назвали проезд от 23‑й до Кожевенной линии.

Церковный. Один из каналов, окружавших (как Воскресенский и Плац-канал) Михайловский замок (1797—1800). Протекал вдоль нынешней Садовой улицы, соединяясь с Воскресенским, и оба были судоходными. Вдоль них тянулись гранитные набережные с чугунными решетками.

Сальнобуянский. Был прорыт ­(1804   г.) для подвоза грузов к складам сала на Матисовом острове от Корабельной набережной до реки Пряжки, разделяя остров и Сальный буян. Через него был перекинут (1806 г.) один из первых чугунных арочных мостов Петербурга. В начале XX века, когда после разбора сальных амбаров русло ­низовьев Пряжки было засыпано, новым речным руслом стал этот канал. 

Сельдяной. После сильного наводнения был прорыт на Гутуевском острове (1827—1828) между Екатерингофкой и Невой. Большую часть канала в XX веке засыпали, а остаток (позже и его не стало) вошел в акваторию Морского торгового порта.

Межевой. Появился на том же острове (1877 г.) для осушения, разделив его на две части (отсюда название) и соединив реки Екатерингофку и Ольховку. Просуществовал до 1950‑х годов, после чего это название «подхватила» улица, ведущая к Гутуевской гавани…

Со сталинским размахом

Были и другие каналы, не дошедшие до нас, а некоторые остались на бумаге. Так, на месте Екатерининского (Грибоедова) канала, ставшего таковым после того, как расчистили речку Кривушу, предлагалось устроить бульвар (1869 г.). Но на это не нашлось денег.

Та же судьба постигла Сталинский канал, отмеченный в генплане Ленинграда (1935 г.), который был предназначен для перевозки пассажиров и грузов. Беря начало от Володарского моста, эта водная артерия должна была пересечь южные городские районы, соединив Неву с Финским заливом. Потому‑то ее называли еще Южным Обводным каналом.

Островов тоже становится меньше. Некогда в дельте Невы их насчитывалось больше сотни, теперь же из‑за утраты ряда водотоков их количество сократилось до 42. Около 4,7 % территории города представляют собой ныне так называемую погребенную гидросеть (засыпанные болота, утраченные водотоки, намывные территории). В ­Василеостровском районе она занимает 48 % территории, считают эксперты.

Стоит отметить и обратный процесс, уточняют они: одни каналы в городе исчезают, а другие появляются. Так, в 1970‑х годах был создан Дудергофский канал, а десятилетием позже для предотвращения подтопления территории «Пулково» — Нагорный.

В то же время на карте города появляются новые водоемы, то бишь затопленные карьеры (Ивановский, Орловский) и водотоки. А некоторые городские речки, наоборот, исчезают: Таракановка, Маленькая, Тентелевка, Чернявка, Винновка, Ольховка и др.

Специалисты фиксируют эти изменения. Но отследить перемены, касающиеся всего мегаполиса, да за длительный период, — задача не из легких. Полная инвентаризация городского водного фонда была выполнена при переиздании Водного кадастра СССР в середине ХХ столетия. И то на основе крупномасштабных карт, да и включала лишь сведения о водоемах площадью более 1 кв. км и водотоках длиной свыше 10 км.

Масштабы утрат

После этого взяться за столь ­масштабную работу, требующую много времени, денег и сил, долго не удавалось, вспоминает гидролог Татьяна Литова. А потребность была: накопленные разрозненные и порой несопоставимые данные не позволяли получить объективную картину менявшегося водного фонда, чтобы принимать обоснованные градостроительные решения.

Татьяна Эдуардовна вошла в группу специалистов Государственного гидрологического института, которая занялась составлением ­реестра петербургских водных объектов ­(2002—2006) под руководством профессора Валерия Вуглинского. Работа велась на основе топографических карт и ГИС-технологий с учетом аэро- и космической съемки. В ­гидроэкологический кадастр попали тогда ­378 водотоков длиной более 1 км и водоемов площадью свыше 1 га. Больше такая инвентаризация не проводилась, хотя отдельные водоемы (скажем, пруды в Царском Селе) гидрологи все же обследовали.

Та давняя работа была направлена прежде всего на оценку экологического состояния рек, озер и прудов, а не на выявление масштабов утрат — заказчиком выступил городской комитет по природопользованию. Как сообщили его представители, они тоже не располагают перечнем исчезнувших водных объектов, но «сведения о погребенной гидросети публикуются в ежегодно издаваемом по заказу комитета обзоре и используются при подготовке исходных данных при проектировании».

Эти данные, по словам специалистов, необходимо учитывать при изысканиях, проектировании и строительстве зданий и сооружений — как с точки зрения возможных подтоплений, так и оценивая особенности грунтов, их прочностные характеристики.

Между тем, по данным справочника «Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград», к концу XX века в городе были засыпаны или заключены в трубу 55 ручьев и каналов, исчезли около 200 водоемов. А общая протяженность утраченной гидрологической сети составила 35 км.

По материалам Государственного гидрологического института

#водоемы #реки и каналы #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 12 (7095) от 25.01.2022 под заголовком «Сушите весла».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.