Гендиректор СЗППК - о развитии пригородных перевозок под Петербургом
Для железнодорожников летний период традиционно начинается в мае и заканчивается в сентябре. В летнем графике движения 2019 года на полигоне обслуживания Северо-Западной пригородной пассажирской компании (СЗППК) курсировало в среднем в сутки 348,1 пары пригородных поездов, в том числе 28,5 пары скорых пригородных поездов «Ласточка». С мая по сентябрь 2019 года компания перевезла более 42 млн пассажиров (106% к 2018 году). На 18% возросла и перевозка региональных льготников. Напомним, с 27 апреля 2019 года региональные льготники Санкт-Петербурга получили право безденежного проезда в пригородных поездах. Всего льготников регионального уровня в летний период перевезено более 12,5 млн пассажиров (на 17% больше в сравнении с прошлым годом). В 2018 году СЗППК перевезла рекордное число пассажиров - 80 млн. В этом году рассчитывает увеличить пассажиропоток на 6% и перевезти 85 млн человек. А там подойдем к 100 миллионам, сообщил генеральный директор СЗППК Виталий ГРИГОРЬЕВ. Об особенностях работы компании, прошедших летних перевозках и планах развития на будущее он рассказал нашему корреспонденту Надежде КОНОВАЛОВОЙ.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
- Цифры говорят о том, что спрос на пригородные перевозки востребован и с каждым годом растет. Наша задача - максимально удовлетворять транспортную доступность населения, уделяя особое внимание комфорту. В прошлом году компанией были приобретены в лизинг четыре пятивагонных электропоезда «Ласточка». А в этом году порадуем пассажиров еще одной новинкой. Для увеличения составности данных поездов до 7 вагонов в августе текущего года мы приобрели дополнительно 8 вагонов. Три поезда составностью семь вагонов уже сейчас курсируют на маршрутах до Тосно, Луги и Ораниенбаума, еще один поезд выйдет в рейс до конца недели. Постоянно изучая спрос и обращения пассажиров, мы поняли, что в черте Санкт-Петербурга нужны семивагонные скоростные электропоезда. Увеличение составности позволит значительно повысить комфорт наших пассажиров, так как количество сидячих мест в поезде увеличится до 604, что на 188 больше, чем в пятивагонном составе.
А с 25 октября скоростные электропоезда в семивагонном исполнении мы запустим из Петербурга в Кузнечное. Это станет одиннадцатый по счету маршрут, который будет обслуживаться электропоездами «Ласточка».
С начала года поездами «Ласточка» перевезены 9 млн 779 тыс. пассажиров (153% к 2018 году). Доля пассажирооборота в объеме компании составила 23%.
- Виталий Витальевич, есть ли смысл закупать дорогие скоростные «Ласточки» (скорость до 160 км), а использовать их потенциал на три четверти - ездить не более 120 км?
- Конечно, нет. У нас пока два направления - Московское и Выборгское, на которых «Ласточки» могут курсировать с максимальной скоростью 160 км. На остальных линиях скорость 160 не реализуется. Сейчас на заводе «Уральские локомотивы» разрабатываются новые модели «Ласточек» с упрощенной тяговой системой, которая позволит ехать с меньшей скоростью, и машины будут дешевле. Скоростные электропоезда потребляют больше электроэнергии и дороже в обслуживании на маршрутах, где не требуется такая скорость. Новая модель будет и экономичнее, и дешевле в обслуживании, значит, экономика легче. И производители говорят, что новая модель будет на 20% дешевле, а это значит, что на бюджет нагрузка меньше и на наших уважаемых пассажиров. При этом ухудшения качества комфорта не будет. Изменятся только технические характеристики плюс экономия.
Напомню, что с января этого года пригородные поезда Витебского направления частично переведены на обслуживание составами класса комфорт. В летнем графике из 51 пары (среднесуточно) пригородных поездов, курсирующих на Витебском направлении, 26 пар обслуживаются составами класса комфорт.
- Как сегодня складываются отношения с субъектами Федерации?
- Отношения со всеми субъектами четко отрегулированы. Заключены долгосрочные договоры с Санкт-Петербургом и Ленинградской областью. Прорабатываем этот вопрос и с другими субъектами, так как это позволяет компании планировать долгосрочное развитие.
В сентябре на Октябрьской железной дороге совещание по вопросам пригородных перевозок и инфраструктуры впервые проходило в новом формате: в мероприятии приняли участие не только руководители различных дирекций полигона Октябрьской, но и представители органов власти северной столицы и субъектов Федерации Северо-Запада.
Темой встречи стало подведение итогов пригородных пассажирских перевозок, а также обсуждение планов по улучшению транспортной доступности Северо-Западного региона на будущий период.
- Реальные планы можно озвучить?
- На совещании обсуждались первоочередные проекты и потребности в инфраструктурных изменениях, которые способствовали бы увеличению размеров движения на Московском, Балтийском направлениях и Сестрорецкой линии. В частности, направление дополнительных инвестиций со стороны холдинга в строительство разъезда Яхтенная и платформы «Новая Лахта», а также восстановление путевого развития разъезда Тарховка, который сегодня используется как остановочная платформа.
- Как продвигается строительство нового пассажирского остановочного пункта 19-й км Варшавского направления?
- Предпосылками к реализации данного проекта послужили наличие крупнейшего на Северо-Западе России конгрессно-выставочного центра «Экспофорум» и активное строительство жилья в этом районе. Цель проекта - улучшение транспортной доступности жилых комплексов посредством строительства транспортно-пересадочного узла, включающего в себя пассажирские платформы модульного типа, вокзальный комплекс, а также перехватывающую парковку на двести машин.
До мая 2020 года планируется провести государственную экспертизу проекта. Мы зарезервировали площадь под строительство вокзала, под перехватывающую стоянку. Необходимо провести все коммуникации, при этом вписаться в архитектуру Санкт-Петербурга.
Во втором полугодии 2020 г. предусмотрена реализация первого этапа строительства: строительство двух береговых платформ и вынос сетей ОАО «РЖД» из пятна застройки.
В 2021 г. предусмотрена реализация второго этапа - строительство здания вокзала и пешеходного путепровода. Это будет мощный пересадочный узел, откуда можно будет приехать и в Пулково, и в Белоостров, и куда угодно.
Гости города смогут видеть Питер во всей его красе.
- Когда планируется открыть движение Сертолово - Левашово?
- Работа по данному проекту идет. Пока компания совместно с Октябрьской железной дорогой прорабатывает вопрос формирования исходных данных для проектирования.
В Сертолове сегодня проживают около шестидесяти тысяч человек.
Всем известно, что в поселке Песочный расположен крупнейший в России онкоцентр. И, конечно, туда приезжают много пациентов. Люди должны добираться до лечебного учреждения без проблем. Использование железнодорожного транспорта на этом участке позволит повысить уровень безопасности и комфортабельности, равномерно распределить пассажиропотоки между автомобильным и железнодорожным транспортом и сократить общее время нахождения в пути. Общая продолжительность строительства составит около двух лет. А подвижной состав, три рельсовых автобуса, компания планирует закупить в будущем году.
- Не могу не спросить - что ожидать новоселам Кудрова?
- Это один из сложных маршрутов, и мы совместно с Октябрьской железной дорогой сейчас прорабатываем вопрос организации перевозки жителей Кудрова до Ладожского вокзала.
Рассматриваются техническая и технологическая возможности. Здесь нужно построить платформы, со стороны Ленинградской области обеспечить подходы с жилой зоны к ним, обеспечить безопасное пересечение переездов. Уверен, что решение будет принято в ближайшее время.
- На зимние перевозки график движения в пригородном сообщении намного изменится?
- С Нового года по заказу Новгородской области поезда, назначенные в текущем году с 1 мая по 15 октября, охватывающие маршруты: Великий Новгород - Будогощь, Будогощь - Хвойная, Хвойная - Пестово и Будогощь - Окуловка, будут курсировать круглогодичным графиком.
Причем расписание движения этих поездов согласовано между собой, что дает возможность пассажирам быстро перемещаться из одной части области в другую. Жители очень нуждались в этом маршруте, тем более что на участке от Хвойной до Пестова пригородное железнодорожное сообщение отсутствовало уже несколько лет.
С 1 января 2020 года также запланировано назначение одной пары поездов сообщением Санкт-Петербург - Ивангород - Санкт-Петербург, таким образом, с Нового года поезд будет курсировать в ежедневном обращении. По заказам Санкт-Петербурга и Ленинградской области будут дополнительно назначены в ежедневном обращении вечерний поезд сообщением Санкт-Петербург - Петрокрепость и дополнительно по выходным дням поезд Петро-крепость - Санкт-Петербург.
- Появились ли какие то новшества в способах оплаты и линейки билетов?
- Да, безусловно, в первую очередь это появление различных способов оплаты проезда. 31 мая введен в обращение единый комбинированный билет для проезда в метрополитене, городском общественном наземном транспорте и пригородных поездах (в пределах 30-км зоны).
Кроме того, у пассажиров теперь есть возможность оплачивать проезд при помощи различных единых проездных документов, начиная с «Подорожника», заканчивая единой картой петербуржца. Или производить покупку билетов, использовав мобильные приложения «Пригород» и «РЖД Пассажирам», которые, кстати, предоставляют пятипроцентную скидку.
Мы понимаем желание пассажиров покупать билеты прямо в поезде с использованием банковской карты, и сейчас такая возможность тоже появилась. С конца мая в тестовом режиме услуга оплаты банковской картой в пути следования была предоставлена в поездах Московского, Витебского и Волховстроевского направлений, а с 1 сентября полигон пилотного проекта был расширен на часть маршрутов Финляндско-Ладожского, Финляндско-Выборгского и Балтийского направлений.
Цель компании - выйти на новый уровень развития для того, чтобы люди передвигались из точки А в точку Б с минимальным количеством пересадок, с единым билетом и, главное, чувствовали комфорт, заботу и безопасность во время передвижения.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 190 (6543) от 10.10.2019 под заголовком «Спрос на пригородные перевозки растет».
Комментарии