Эврика! Новости науки 23 мая 2019

Иллюстрация pixabay.com

Слились в экстазе

Группа астрономов из России и Германии обнаружила новый вид
редких космических объектов.

Зовут его J005311, он в 10 тыс. световых лет от Земли, в 40 тысяч раз ярче Солнца, и от него исходит сильный звездный ветер со скоростью 16 тыс. км/с. Сначала подумали: белый карлик. Но спектр излучения показал, что объект не содержит ни водорода, ни гелия, как белые карлики, и, напротив, в звезде продолжаются процессы горения более тяжелых элементов, чего в белых карликах не происходит.

Исследователи полагают, что J005311 - результат столкновения двух кружащих карликов, которые сближались друг с другом, теряя энергию в виде гравитационных волн. Такие объекты, видимо, крайне редки в Млечном Пути. Ученые полагают, что через несколько тысяч лет вся масса звезды превратится в железо, горение прекратится, и под воздействием собственной гравитации объект начнет сжиматься. А потом вспышка - и получится нейтронная звезда.

В Египте опять нашли

Нет, не мумию, как водится, а гигантскую древнюю крепость.

Кирпичную крепость (точнее, руины) раскопали на археологическом участке Телль-эль-Кедва в Северном Синае, это на северо-востоке Египта. Ширина более старых стен - 7 м, стен поновее - 11 м. Также найдены камеры, заполненные песком и битой глиняной посудой - вероятно, это канализационные стоки. На южной стороне крепости есть стена длиной 85 м, а с западной стороны - руины домов. Датируют цитадель временем правления XXVI династии. Отчего бы и не датировать, если в одном из разрушенных домов нашли амулет с именем царя Псамметиха I (VII век до н. э.), который ту династию и основал.

Неплохо питались

Ученые Бристольского университета (Великобритания)
определили рацион средневековых крестьян.

Про то, что ели дворяне и церковники, уже известно, а вот диета крестьян мало кого волновала. Ученые решили восполнить пробел (как-никак пища рассказывает и об образе жизни) и сделали химанализ органических остатков на глиняной посуде, найденной на месте раскопок одной из самых ранних средневековых деревень Вест Коттон, что в графстве Нортгемптоншир. И вы знаете, недурно питались крестьяне: молочные продукты, рагу из говядины и баранины, из овощей по большей части лук-порей и капуста. Вообще-то все это описано в исторических источниках. Но доверяй и - проверяй.

Отчего одышка у собак?

Что общего у бульдогов, мопсов, боксеров (кроме того что они собаки)? Проблемы с дыханием. Ученые из Шотландии и Швейцарии
нашли причину.

По-научному это называется «синдром непроходимости респираторного тракта». Желая получить собаку с милым приплюснутым носом (опять же по-научному - брахицефальный морфотип), человек обрел питомца с более узкими ноздрями, патологией неба, трахеи и слезных каналов. А также с плохой переносимостью жары и физических нагрузок, склонностью к обморокам и сердечной недостаточностью.

Команда во главе с доктором Джеффри Шенебеком из Рослинского университета усмотрела связь между затрудненным дыханием и мутацией в гене ADAMTS3 в 13-й хромосоме. Этот белок причастен к созреванию коллагена и формированию лимфатических сосудов. Точечная мутация в гене белка может приводить к накоплению жидкости и отекам, что и сужает воздухоносные пути и затрудняет дыхание.

Амон послал

Ученые выяснили, откуда стеклышко в ожерелье Тутанхамона.

Это ожерелье было найдено при раскопках фараоновой гробницы в Долине царей. В центре его - крупный желто-зеленый жук-скарабей из природного стекла. Образовалось оно на востоке Сахары около 28,5 млн лет назад, и, согласно геохимическим данным, местные пески не могли породить такое: явно не обошлось без помощи небес. Собственно, спор был только в том, образовалось ли стекло из-за удара метеорита или же во время взрыва в атмосфере астероида мощностью 100 мегатонн. Австрало-австрийская команда геологов, похоже, докопалась до истины. Ученые обнаружили в стекле частицы минерала рейдита. «Только удары сопровождаются условиями, которые способны образовать минералы типа рейдита», - констатируют исследователи. Стало быть, метеорит постарался.

А вот и не разгадал

Бристольский университет разместил на сайте заявление
о разгадке манускрипта Войнича - а потом и удалил.

Иллюстрированный манускрипт первой половины XV века, написанный на неизвестном языке, носит имя польского антиквара Вильфреда Войнича. Тот приобрел рукопись в 1912 году, и примерно с тех пор шифровальщики (включая самого Алана Тьюринга) как ни бились над ним, раскодировать не могли. А сотрудник Бристольского университета лингвист Джерард Чешир заявил, что смог: дескать, книга написана на протороманском языке, в ней про женское здоровье, автором будто бы была монахиня Арагонского замка, а предназначался труд Марии Арагонской, королеве Кастилии. Правда, непонятно, зачем монахиня так мудрила с шифром. В любом случае коллеги Чешира сильно засомневались в «открытии», и университет на всякий случай от него открестился.

Приятного аппетита

Исследователи оценили способность
морских бактерий разлагать пластмассу.

Почти 70% всего морского мусора - это пластик, остальное - металл и стекло. Самые загрязненные места (пляжи и участки моря у берегов Южной Кореи и Иордании) содержат более 10 млрд единиц мусора на 1 кв. км, после долгого пребывания в соленой воде и под солнцем пластик разрушается до микрочастиц, а их уже проглатывают морские животные.

В океане есть бактерии, способные разлагать пластик. Вопрос - как быстро и насколько успешно. Международная группа исследователей взяла с двух пляжей Греции пластик, уже изрядно «истлевший» и хрупкий. Вот в таком виде морские бактерии уже могли его переварить. Ученые 5 месяцев наблюдали за «трапезой», за это время вес полиэтилена упал на 7%, полистирола - на 11%. Сколько нового пластика мы за это время успели накидать в море...

В Индии нашли Голлума

Так назвали ранее неизвестную рыбу: поймали-то ее рыбаки,
а поскольку никогда ничего подобного не видели, то сфотографировали
и выложили фото в Интернет. Тут уже ученые заинтересовались.

Рыба явно из семейства змееголовых, только окрас не такой яркий. Голлумом в честь не самого симпатичного персонажа «Властелина колец» ее прозвали не за внешность. Просто ученые предполагают, что в пресноводных озерах штата Керала, отделенных от Аравийского моря песчаными дюнами, она появилась из-за мощного наводнения: этих рыб (вероятно, реликтовых) просто «вымыло» из системы подводных гротов и пещер. А Голлум, как мы помним, как раз в пещере и обитал.

Подарок кофеманам

Очередная новость из разряда «кофе не убивает, а делает сильнее».

Ученые Техасского университета в США доказали это не на людях, а на крысах: правда, они в особом кофеманстве замечены еще не были, но кто ж их спрашивает. Три дня крыс потчевали кофе, и обычным, и без кофеина, а потом ученые исследовали изменения в микробном составе, так сказать, продуктов жизнедеятельности грызунов. Оказалось, во-первых, что после кофепития мышцы в нижних отделах толстого кишечника у крыс стали лучше сокращаться (а это очень хорошая новость для пациентов, перенесших операции); причем кофе без кофеина оказал схожий эффект. Во-вторых, количество бактерий уменьшалось, в том числе и после бескофеинового кофе. Правда, теперь надо определить, каких именно бактерий уменьшилось: хороших или патогенных.

По информации «Лента.ру», «Индикатор.ру»
Подготовила Александра ШЕРОМОВА

Читайте также о том, что хирурги будут проводить многочасовые операции в экзоскелетах.

#наука #новости #дайджест

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 091 (6444) от 23.05.2019 под заголовком «Эврика! 23 мая 2019».