Эта музыка будет вечной? Петербуржцы просят регламентировать уличные концерты

Хотелось бы мне жить в доме № 2 по Загородному проспекту? И да и нет. Да, потому что рядом работа, до которой не надо добираться на транспорте, рынок, Невский. Нет, потому что место очень беспокойное, людное и, главное, шумное. Что ни день - концерт на площадке у памятника Достоевскому.

Эта музыка будет вечной? Петербуржцы просят регламентировать уличные концерты | На такой концерт билетов не надо. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На такой концерт билетов не надо. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Играют кто как может. Поют в меру своих способностей. Бывает, что очень даже неплохо. Репертуар большой: от классики (особенно если скрипка в руках) до шансона, от песен советских лет до собственных сочинений. Исполнение камерное, но чаще, если рок, поп или «под Цоя», с применением звукоусиливающей аппаратуры.

Понятно, что музицируют не только ради собственного удовольствия, хотя, говорят, встречаются и такие. Невдалеке от исполнителя можно увидеть на тротуаре открытую сумку или коробку. Для благодарности. Слушателей немного, хотя есть где присесть - на полукруг гранитной скамьи. Деньги дают нечасто и очень выборочно. По моим наблюдениям, больше поощряют уличных исполнителей не за мастерство, а за песню, особенно если она душевная, близкая к личным переживаниям. Самая «продаваемая» - «Сиреневый туман».

Пожилых музыкантов благодарят, скорее, из жалости. Но если выступает юный исполнитель, у большего числа людей появляется желание подбодрить его материально. Все-таки нужна определенная смелость, чтобы в таком возрасте выйти на улицу с инструментом и показать, что умеешь.

Думаю, многим запомнился мальчик лет десяти с электрогитарой, которого видели на Сенной и здесь - на Владимирской. Ребенок играл, не поднимая глаз, а инструмент для него был явно великоват. Поскольку место в некотором роде маргинальное, появилось опасение за парнишку. Но оказалось, что он не один - с отцом, явно гордящимся сыном, который, занимаясь гитарой с трех с половиной лет, сам зарабатывает себе на сладости.

А недавним утром окрестности у собора и рынка буквально вздрогнули. Пять мужиков в камуфляжной форме, пристроившись напротив выхода из станции метро «Владимирская», под звуки синтезатора «рванули» о братишках, синих беретах, маме и не так уж давних суровых военных делах. Перед ними стоял красный ящик, на котором было написано, что они собирают средства в помощь инвалидам и ветеранам войн, семьям погибших защитников Отечества. Певцы с мужественными загорелыми лицами и медалями на груди выглядели убедительно, им хотелось верить. Правда, один из слушателей после слов рядом стоящей женщины: «Как хорошо поют», — заметил: «Не поют, а рот разевают под фонограмму».

Кстати, эти децибелы выше разрешенного уровня громкости «ударили по ушам» прохожих два дня спустя у станции метро «Парк Победы». Дождавшись конца песни, подошла к одному из участников ансамбля поговорить. Он назвался Николаем. Сказал, что все они участники первой чеченской кампании. Живут в разных местах Подмосковья, а ездят по всей стране. Группа называется «Гром» - вот уж действительно! С документами, по его словам, у них все в порядке, и он показал мне свой военный билет и удостоверение к медали «За отвагу».

В это время другой участник подошел к стоявшему у обочины проспекта фургону. Автомобильный код на его номере был 190. Да, это Московская область. Поют ради доброго дела или «себе в карман» - думаю, слушателей не особенно волнует. Да и мы сейчас о другом. Как совместить музицирующих на площадях и улицах и живущих, работающих рядом с импровизированными концертными площадками?

«Наверное, эти концерты кому-то нравятся. Но люди постоят минут 10 - 20, послушают и уходят. А мы с этой музыкой живем изо дня в день. Форточку открываем только по ночам или в непогоду. Куда мы только не звонили, жалуясь. Но нам все время отвечали, что федеральные законы не запрещают музыкантам выступать на улицах. Привлечь их можно только к административной ответственности, да и то если они нарушают порядок или требования по уровню шума. Однако как пели громко, так и поют. Нельзя ли их переместить в другое место, в какой-нибудь парк?» - спрашивает наша читательница Тамара Сергеевна С., живущая рядом с Владимирской площадью.

О проблемах, связанных с «музыкальным соседством», а конкретно — о громких и постоянных концертах, говорят и те, кто работает на Невском проспекте и канале Грибоедова, Большой Конюшенной улице, где, как и у арки Главного штаба, у ТЦ «Галерея», станций метро «Площадь Восстания» и «Василеостровская», самые «хлебные» места для музыкантов.

Кого тут только не встретишь - от знаменитого трубача дяди Миши, взбирающегося на парапет для большей наглядности, до известного многим горожанам Инти Пакарино, индейца кечуа из Эквадора, который в головном уборе из перьев очень душевно играет на этнических флейтах. Чаще всего он выступает в Московском парке Победы на фоне индейских амулетов. Впервые приехал в Петербург 15 лет назад, музицирует здесь по нескольку месяцев, но русским так и не овладел...

В сущности, проблема одна. Речь идет не о запрете уличной музыки - в культурной столице должна быть свобода творчества. А о правилах и условиях ее исполнения. Сейчас это стихия, которая выплескивается там, где хочет.

Появившись на улицах нашего города в 90-е годы прошлого века, она стала привычной чертой Петербурга, его звуковым брендом, который пришло время направить в нужное русло. Ничего не изобретать, а лишь узаконить места выступлений, как, например, это сделано в Москве, где три года назад определили более двух десятков площадок, на которых желающий показать свое музыкальное умение может петь и играть до 22.00.

В нашем городе на уличных музыкантов власти обратили внимание лишь в позапрошлом году. Речь шла о переводе концертирующих в правовое поле. Комитет по культуре проявил инициативу. Но поскольку федеральные законы не предусматривают запрет на выступления единичных уличных музыкантов, то право выступать на улицах не может быть ограничено регионально. Предложения комитета по культуре, как нам сказали в его пресс-службе, до сих пор не рассмотрены.

Так что Тамаре Сергеевне или иным жителям города, например, многоэтажных домов у станции метро «Улица Дыбенко», которые активно возражают против попрания их права на тишину, при очередном длительном концерте повышенной громкости придется писать жалобу в Роспотребнадзор. Но примут ли ее там - вопрос, поскольку занимаются замерами уровня шума только на стационарных объектах.

Так что властям города, наверное, все же придется вновь вернуться к предложениям, которые были подготовлены ранее, в том числе и с учетом мнений горожан. И совместить поющий Петербург с его вольными и невольными слушателями.

#уличные музыканты #музыка #творчество

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (6575) от 26.11.2019 под заголовком «Эта музыка будет вечной?».


Комментарии