Электробус «Сириус» выходит на дороги Петербурга
Самый «инновационный» автобусный маршрут в Петербурге, по которому между Васильевским островом и Петроградской стороной курсируют десять электробусов, скоро освоит их новый собрат. Детище вологодских автомобилестроителей под названием «Сириус» на протяжении трех месяцев будет работать там в тестовом режиме. И если этот электробус оправдает ожидания, «Пассажиравтотранс», скорее всего, закупит партию таких машин.
ФОТО Виктора ЮШКОВСКОГО
«Электробусная» эра в России только начинается, и каждый город, прежде чем пойти по этому пути, должен опробовать подобную технику не одного, а нескольких производителей. В северной столице с ее напряженным дорожным трафиком и особенно влажным климатом и подавно.
«Пассажиравтотранс» так и поступил: обкатал в обычных условиях автобус «КамАЗ-6282», «предпочитающий» электричество бензину и дизтопливу, а также сделанную в Белоруссии модель Vitovt E433 (наша газета об этом писала). Внимательно к ним присмотревшись, специалисты сделали выбор в пользу приволжского электробуса «Сити-Ритм 12 ELF», который тоже был протестирован. Только после этого город приобрел и выпустил на маршрут № 128 десять таких автобусов, произведенных на крупном заводе «Волгобас».
Нынче осенью, предположительно в сентябре, к ним присоединится «Сириус», который впервые в России выйдет на городскую линию, чтобы пройти подобный тест-драйв.
Этот автобус, представленный на международном форуме Smart Transport-2019, петербуржцам, впрочем, знаком: некоторые из них, осмотрев машину изнутри и снаружи, совершили на ней пробные поездки по площадке «Экспофорума».
Опытный образец «свежего» электробуса (имеющего, кстати, отечественный, псковский, двигатель) вологодская компания «Стройтранс» произвела на основе питерского техзадания, дабы изначально соответствовать требованиям мегаполиса. Ничего сверхъестественного: низкопольный общественный транспорт с комфортным для всех пассажиров, включая инвалидов-колясочников, салоном, рассчитанным на 90 человек, и набором современных бортовых систем, климатических и мультимедийных. Плюс немалый, до 240 км, автономный ход после ночной пятичасовой подзарядки на автобазе № 2, «приютившей» новинку.
Соответствуют ли заявленные заводчанами параметры реальным, покажет тестирование. Причем оценивать новую технику, кроме водителей и инженеров предприятия-перевозчика, будут и пассажиры, оставляя свои отзывы.
Принципиально важна в данном случае сама схема питания автобусных аккумуляторов. Москвичи выпускают на дороги электрический транспорт с малым автономным ходом, заряжая его по пути следования на остановках. В Петербурге, исторический центр которого включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, такой принцип вряд ли приемлем. Но и отказываться от электробуса, обслуживать который дешевле и проще, а вредных выхлопов от которого вовсе нет, Смольный не собирается.
«Волгобасовские» машины убедили: никаких зарядных станций на улицах города ставить необязательно. Такие электрические автобусы заряжаются в автопарке раз в сутки, и этого ресурса хватает, чтобы отработать на маршруте с утра до позднего вечера. Даже с лихвой: после двухсменной работы в батареях остается 30 - 40% энергии. Правда, некоторые узлы (электрический усилитель руля, например) там нужно доводить до ума, считают специалисты, но это можно сказать, пожалуй, о любой сложной новинке.
«Сириус» близнецом своих собратьев не стал: он отличается от них не только по внешнему виду. Машиностроители воплотили здесь ряд новых конструктивных решений, отмечает Андрей Лызин, генеральный директор ГУП «Пассажиравтотранс». Хорошо это или плохо, станет понятно после опробования, которому будет предшествовать определенная подготовка: вологодские автобусы предстоит оснастить устройствами для оплаты проезда и подготовить сертификационные документы, позволяющие им ходить по маршруту.
Но то, что будущее транспортных систем Петербурга связано с безвредными для окружающей среды электрическими машинами, неоспоримо, убежден Александр Головин, председатель городского профильного комитета.
Программа «Чистое небо» реализуется (хотя и не так быстро, как хотелось бы) во многом в расчете на экологически чистый общественный транспорт, считает чиновник. По его словам, к июню следующего года троллейбусные провода, вероятнее всего, «покинут» Невский проспект и по главной питерской магистрали станут ездить троллейбусы, способные обходиться на некоторых участках без контактной сети, и электрические автобусы.
МЕЖДУ ТЕМ
До конца года «Пассажиравтотранс» собирается пустить на линии 40 новых автобусов, которые он приобрел за свой счет, и обновить автопарк, получив дополнительно 200 единиц техники, купленной в рамках конкурсных процедур. Кроме того, нынешней осенью предприятие запустит в тестовом режиме два дизельных автобуса, которые выпускает один из мировых лидеров автомобилестроения компания Mersedes-Benz Conecto. Предполагается, что они станут обслуживать «пулковское» направление, следуя по маршрутам 39 и 39Э: один из них вместимостью 94 человека, а другой, сочлененная «гармошка», будет рассчитан на перевозку 138 пассажиров.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (6520) от 09.09.2019 под заголовком ««Сириус» выходит на маршрут».
Комментарии