Дорогу жизни ждет масштабное обновление

Разработать проект ее комплексной модернизации, в том числе расположенных на ней объектов культурного наследия «Зеленого пояса Славы Ленинграда», президент Владимир Путин поручил правительству РФ и администрации Ленинградской области. Власти федерального и областного уровней должны определить источники финансирования проекта. Срок предоставления доклада — 30 июня.

Дорогу жизни ждет масштабное обновление | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Это одно из поручений по итогам встречи главы государства с ветеранами Великой Отечественной вой­ны, блокадниками и представителями общественных объединений, состоявшейся 18 января нынешнего года, в день 80‑й годовщины прорыва блокады, в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда.

Над поручением президента будем работать, план представим в обозначенный срок, — откликнулся Юрий Щеглов, директор музейно-мемориального комплекса «Дорога жизни», включающего в себя музей «Дом авиаторов» во Всеволожске. — Памятники «Зеленого пояса Славы», расположенные на Дороге жизни, находятся в нашем ведении. Сойдет снег — произведем контрольный осмотр всех объектов.

Власти Ленинградской области и ранее сообщали о планах развития блокадных мемориалов и музея Дороги жизни. Так, в этом году планируется выполнить основные работы по благоустройству территории вокруг мемориала «Разорванное кольцо» на берегу Ладожского озера. Вокруг памятника будет создан тематический парк, посвященный обороне Ленинграда и работе Дороги жизни.

Вообще по большому счету с памятниками, расположенными на Дороге жизни, сегодня особых проблем нет: они находятся в нормальном состоянии, поскольку за ними обеспечен постоянный уход. А вот доступ к мемориальным местам, в самом широком смысле этого слова, действительно требует новых решений и комплексного подхода. Вопросов и предложений очень много.

В первую очередь речь о безопасности и доступности, — уточняет председатель объединенного совета ветеранов Дороги жизни Сергей Панин. — Перед каждым мемориальным объектом на трассе должна быть автобусная стоянка. Сейчас такие есть не везде, и экскурсионным автобусам приходится зачастую вставать на обочине, включив аварийку. А это, как вы сами понимаете, очень небезопасно.

По мнению Антона Ермолаева, руководителя инициативной группы по развитию музея Дороги жизни в деревне Коккорево, хорошим решением было бы устройство велосипедной дорожки вдоль всей автомобильной трассы Дороги жизни — от Ржевки до «Разор­ванного кольца». От него велодорожка могла бы разветвиться: налево, до Осиновца и железнодорожной станции Ладожское Озеро, и направо — до 101‑й батареи на мысе Сосновец, а затем до поселка имени Морозова и станции Петрокрепость. Тогда, добравшись до «Разорванного кольца», можно будет проехать вдоль всей Ладоги, посетив мемориальные объекты, связанные с битвой за Ленинград.

Сегодня вдоль Дороги жизни есть лишь небольшие участки, где сделана велодорожка, в том числе на Румболовской горе, — говорит Ермолаев. — Желающим проехать всю трассу придется, увы, ехать по обочине… И, конечно, особое место должен занять водный маршрут, связывающий два берега Ладоги, Осиновец и Кобону, и действующий на постоянной основе в период навигации.

Обновление Дороги жизни — возможность включить в нее дополнительные исторические объекты. Например, на 38‑м километре шоссе в поселке Ваганово расположен бункер узла связи «Тройка-1», действовавший всю блокаду. Отсюда по морскому кабелю, проложенному по Ладожскому озеру, обеспечивалась связь Ленинграда с Москвой и частями Ленинградского фронта.

Дорога жизни12_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Долгое время реликвия была в плачевном состоянии, ее постоянно затапливало водой. Несколько лет назад объект был отремонтирован, выполнены дренажные работы. Сейчас это объект культурного наследия регионального значения, но доступа в него нет. И подойти к нему можно лишь по узкой тропинке, обогнув картофельное поле, поскольку он практически со всех сторон окружен частными земельными участками.

Достойным историческим объектом могла бы стать уже упомянутая 101‑я дальнобойная батарея береговой обороны, расположенная на берегу Ладоги за деревней Коккорево. Ее орудия во время блокады защищали Дорогу жизни и подступы к крепости Орешек. Сохранившиеся постройки признаны объектом культурного наследия, однако земельный участок сегодня находится в частной собственности, а на исторических бетонных бункерах расположены хозяйственные постройки.

В прошлом году благодаря настойчивым усилиям ветеранов и блокадников был открыт обновленный музей «Штаб Дороги жизни» в Коккореве. Однако дело остановилось на полуслове.

Музей есть, а пространства для его развития нет, — отмечает Панин. — Территория и перед музеем, на берегу Ладоги, и позади него — в собственности Всеволожского районного общества охотников и рыболовов. Почему бы не найти решение, которое устроило бы всех, и не предоставить охотникам и рыболовам землю в другом месте? У нас было немало предложений по созданию здесь музея под открытым небом, а также по устройству мастерской, в которой можно было бы реставрировать поднятые со дна Ладоги исторические реликвии…

Еще одно поручение главы государства, данное правительству России, администрациям Ленобласти и Петербурга, — совместно подготовить концепцию исторического проекта «Малая Дорога жизни». Срок — также до 30 июня. На этот проект тоже предстоит найти финансирование.

Про ее существование до сих пор не столь широко известно, как о пути через Ладогу. Малая Дорога жизни связывала блокадный Ленинград с Кронштадтом, Ораниенбаумским плацдармом и островами в Финском заливе. Летом — на судах, зимой — по льду. Поздней осенью 1943 года по Малой Дороге жизни на Ораниенбаумский плацдарм была скрытно переброшена 2‑я Ударная армия, которая в январе 1944 года нанесла мощный удар по врагу, что сыграло решающую роль в полном освобождении Ленинграда от блокады.

Память о Малой Дороге жизни увековечивают ныне монумент в Лисьем Носу, созданный скульп­тором Виктором Новиковым, а также памятные знаки в Кронштадте и на Краснофлотском шоссе близ Бронки. Но для должного сохранения памяти этого явно недостаточно.

Дорога жизни14_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Вопрос о том, что надо уделить внимание Малой Дороге жизни, на январской встрече с президентом подняла руководитель ресурсного добровольческого центра Ленинградской области Прасковья Васильева. Глава государства идею поддержал. Речь шла о музее под открытым небом, который может появиться, по всей видимости, в Кингисеппском районе. Именно на его территории находится Гогланд и другие острова, к которым была проложена Малая Дорога жизни. Таким образом, единое музейное пространство охватит Ленинградскую область с запада до северо-востока.

#Дорога жизни #модернизация #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 64 (7393) от 11.04.2023 под заголовком «Как обустроить Дорогу жизни».


Комментарии