Деньги на свалку. Власти Петербурга пытаются объединить усилия в борьбе с мусором

Каждый месяц в городе обнаруживают до 45 несанкционированных свалок. И это еще хорошо. В прошлом году их количество достигало без малого 90. Вдвое больше! В комитете по природопользованию, за которым закреплена задача считать «дикие» свалки, утверждают: такой результат дала работа созданной два года назад межведомственной рабочей группы, в которую вошли представители районных администраций, муниципалитетов, заинтересованных комитетов Смольного. Успех? Безусловно.

Деньги на свалку. Власти Петербурга пытаются объединить усилия в борьбе с мусором | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

На мусорных берегах

Но если взглянуть с другой стороны, оптимизма поубавится. Ведь важно не то, сколько кучек, куч и кучищ мусора найдено, а сколько ликвидировано. А ликвидировано в этом году менее половины, то есть сотни выявленных мест скопления отходов остаются таковыми.

Дальше жонглировать цифрами, наверное, нет смысла. Горожане и без того видят, сколько мусора свалено втихаря там и сям: вдоль железнодорожных путей, под заборами долгостроев, за гаражами, на обочинах, берегах малых рек: Волковки, Охты, Красненькой... Здесь в отходах можно утонуть. Несанкционированные свалки имеют обыкновение вырастать моментально. Стоит где-то появиться хоть небольшой кучке мусора, и сразу туда же начинают привозить и приносить отходы все кому не лень. Такой вот закон «дикой» помойки. Соответственно, ликвидировать их раз и навсегда, увы, не получается. Да и в обозримом будущем вряд ли получится.

Как выявляют свалки?

- Самыми разными путями, - отвечает зам. главы комитета по природопользованию Александр Кучаев. - Во время рейдов. Из сообщений граждан. По информации общественных движений: «Зеленого фронта», «Беллоны», других. А вообще о них, как правило, известно всем.

Небольшие неслежавшиеся свалки (их называют навалами) вывозят во время весенних и осенних месячников по благоустройству. В этом году в целом по городу убрали 1,1 навала. А ликвидация сложившихся многолетних свалок требует дополнительного финансирования и особого подхода.

Хозяин, приберись!

Пожалуй, самой знаменитой стала свалка в поселке Шушары между Кольцевой автодорогой и электродепо «Южное». Славу ее первооткрывателей делят между собой активисты «Зеленого фронта» и «Беллоны». Хотя еще раньше, судя по документам, ее обнаружили местные жители, администрация Пушкинского района, комитет природоохраны и прокуратура. В общем, все были в курсе. Да и трудно было не заметить гору строительных отходов на площади более чем 10 гектаров. Но только общественники заговорили о ней громко.

Отреагировала природоохранная прокуратура: вменила администрации Пушкинского района в обязанность ликвидировать свалку. Та уперлась, заявив, что не будет тратить бюджетные деньги, чтобы вычистить участок. И, надо быть справедливым, была права. У участка есть хозяин - город, от имени которого КИО отдал его в аренду малому предприятию. Оно-то и устроило большую кучу, сделав прием и складирование отходов своим бизнесом.

Вот вопрос: должен ли арендодатель, получающий арендную плату, отвечать за поведение арендатора? От КИО вразумительной реакции не последовало. Теперь все стороны, включая районную администрацию, прокуратуру и общественников, стараются хотя бы не допустить роста свалки: установили «рогатки» на пути мусоровозов, демонтировали бетонный мостик через канаву. Все тщетно.

То был отрицательный опыт. А вот и положительный.

На Авиационной улице в Сестрорецке у всех на виду на участке 11 гектаров жила-была свалка строительных отходов. Ее тоже проверили: и прокуратура, и Росприроднадзор. Как и в Шушарах, участок в Сестрорецке был государственным, сданным в аренду коммерческой структуре. Обнаружив арендатора, прокуратура подала в суд на него, а не на районную администрацию. И ответчик в точности исполнил решение, по которому суд обязал его ликвидировать свалку.

Пожалуй, это первый случай цивилизованного общения властей и правоохранительных органов с хозяином несанкционированной свалки. Да и сам хозяин, надо отдать ему должное, проявил себя вменяемым и законопослушным. К сожалению, в большинстве случаев никто даже не берется официально устанавливать, кто именно втихаря привозит мусор. Как будто легче потратить деньги из бюджета, чем заставить сделать это реального виновного.

А за забором - детский сад

По части необходимых затрат, похоже, сложнее всего ситуация в Выборгском районе, где имеются несколько застарелых свалок. Найти того, с кого можно спросить, либо не могут, либо не хотят.

Таков закрытый для свободного проезда-прохода участок рядом с ЖК «Северная долина» и садоводством «Климовец». Местные жители видят, что туда завозят отходы, чувствуют вонь, пишут обращения. И даже получают какие-то размытые ответы, из которых неясно, кто виноват и что будет сделано. Теоретически районная власть взвалила ликвидацию на бюджет. Практически - денег нет и не предвидится. Во всяком случае в нынешнем году их не будет точно. А потом поживем-увидим.

Еще один адрес бедствия в Выборгском районе - Лиственная улица. Чтобы убрать здешнюю свалку, нужно 35 миллионов рублей (если верить проекту администрации района). Привести территорию в порядок и в этом случае удастся разве что в середине следующего года.

Кстати, со свалкой на Лиственной связан невеселый административный анекдот. В непосредственной близости от загаженного участка строится детский сад. И если его достроят раньше, чем найдутся деньги на ликвидацию свалки, то кучи мусора, как пообещали в администрации, отгородят от детсадовской территории непрозрачным забором.

Проблему поиска ответственных, конечно, обсудили на заседании межведомственной рабочей группы. И сформулировали предложение: предусмотреть для водителя лишение водительских прав, если тот вторично попадется на вывозе отходов на «дикую» свалку. Аналогичные предложения, правда, звучали и раньше. Но до реализации дело так и не дошло. И хорошо! Ведь водитель везет строительный мусор в Шушары или на Лиственную не сам по себе, а потому, что получил приказ руководства. И от него трудно требовать, чтобы он отказался от работы ради исполнения природоохранного законодательства и правил благоустройства. Тем не менее именно из него, похоже, снова пытаются сделать главного виновного...

Строгости,как тормоз?

Недели не проходит без того, чтобы прокуратура не вынесла предписания в адрес администраций районов с требованием что-то сделать с очередными свалками. «Огрызнулась» на законников, пожалуй, только колпинская власть. Защищаясь в суде от требований прокуратуры срочно ликвидировать восемь свалок, администрация района заявила, что добуквенно выполнила все, что требует от нее законодательство. А именно: выявила несанкционированные свалки, перекрыла подъезды к ним, оценила их площади, включила их в адресную программу, передала в правоохранительные органы информацию о возможном организаторе свалки. Теперь ожидает возможности открыть финансирование. Все...

Правда, и после того, как в бюджете появятся деньги «на свалку», администрации нужно решить еще несколько непростых задач: провести конкурс, определить подрядчика, проконтролировать выполнение заказа.

Кого попало к ликвидации тоже не допустишь. В стандартном договоре содержится множество требований к подрядчику. Так, у него должна быть лицензия на работу с отходами IV - V классов опасности, спецтехника, договор с предприятием, которое готово принять собранные отходы на утилизацию. Также подрядчик должен заказать лабораторные исследования проб почвы и воды, отобранных с территории свалки, и, естественно, ознакомить заказчика с результатами.

По сути, ликвидация несанкционированной свалки - это та же рекультивация полигона. Только масштабом поменьше.

На заседаниях межведомственной группы неоднократно звучала мысль, что нынешние строгости сильнейшим образом тормозят ликвидацию свалок.

- Сейчас проблемой является даже установка бетонного блока, который закрыл бы дорогу для мусоровозов. Для этого надо получать разрешение ГАТИ, - рассказал зам. главы комитета по природопользованию Александр Кучаев. - Об упрощении порядка заговорили только сейчас, и когда это произойдет - неизвестно.

Долго решаются и другие вопросы. Даже самые, казалось бы, незначительные. Межведомственная группа думает, не начать ли у каждой выявленной свалки устанавливать плакаты с унифицированной надписью. «Складирование мусора запрещено», «Позор загрязнителям природы» или еще что-то - в зависимости от того, какой именно чиновной голове будет поручено «написать текст».

Несмотря на несколько замедленный характер работы межведомственной комиссии, ее существование - уже огромное благо. Не так уж охотно сотрудничают ныне городские ведомства, комитеты и администрации. А зачастую и откровенно конкурируют друг с другом. Какие уж тут общие цели! Но даже небольшие усилия, даже мелкие шаги, но сделанные совместно и на глазах друг у друга, дают результаты. Как с ликвидацией свалки в Сеcтрорецке.

#благоустройство #экология #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (6339) от 10.12.2018 под заголовком «Деньги на свалку».


Комментарии