Цена за незнание. История с обманом при ремонте техники

«СПб ведомости» уже несколько раз рассказывали леденящие душу истории, связанные с ремонтом компьютерной техники. Так, 21 января в публикации «Даю уроки жизни! Дорого!» речь шла о злоключениях Андрея М., который заплатил специалисту ООО «Спектр» 4 тысячи рублей за настройку домашнего роутера ценой 3 тысячи. Та публикация вызвала ряд откликов, в которых обиженные потребители компьютерных услуг делились собственными впечатлениями от общения со специалистами этой фирмы. Оказалось, печально известна она и в Роспотребнадзоре.

Цена за незнание. История с обманом при ремонте техники | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Но выяснилось, что «Спектр» еще ничего, почти скромник. Вот история, которую поведала пожилая горожанка Татьяна Марейн. В декабре прошлого года она сдала в ремонт планшет и ноутбук Lenovo. Ноутбуку было от силы четыре года, планшет куплен за месяц до того. Вообще-то ноутбук работал исправно, но иногда выдавал хозяйке какие-то предупреждения на английском языке, смысла которых она не понимала. А планшет просто не желал заряжаться.

Нашла подходящую, как ей показалось, контору с солидным названием R-SERVICE, на сайте которой значилось, что она является представителем производителя. Трудно сказать, есть ли такая фирма на планете или нет. В мастерской выяснилось, что под красивой вывеской работает индивидуальный предприниматель Константин Александрович Крицкий, зарегистрированный в налоговой службе Краснодарского края. Никаких юридических следов прочих фирм или предпринимателей-индивидуалов в этой истории обнаружить не удалось.

Первое же заявление, которое услышала Татьяна Николаевна, слегка насторожило ее. Специалист объяснил: мол, ноутбук по-английски предупреждает ее, что пароль неправильный, и что его нужно взломать, и что он готов это сделать всего за тысячу рублей. И Марейн решила, что прожила с неправильным паролем четыре года и вполне может пожить еще. Очень уж напрягло ее слово «взломать». Она заявила, что передумала отдавать ноутбук в ремонт. «Тогда и планшет не возьмем», - был ответ мастера.

В этот самый момент у любого потребителя внутри должен прозвучать звоночек, который настоятельно рекомендует забрать свое электронное барахлишко и, ничего не говоря (и даже не ругаясь), удалиться. Но у Марейн, похоже, звоночек спал. И она решила оставить оба устройства в руках мастера.

Следующим было заявление, что планшет и ноутбук он берет не в ремонт, а на диагностику: за тысячу рублей, если ремонтировать будет кто-то другой, и бесплатно, если клиентка все же доверит этот процесс самому Крицкому. Входит ли «взлом» неправильного пароля в диагностику, мастер не уточнил.

В результате диагностики выяснилось, что в ноутбуке нужно поменять охлаждающую систему-кулер (о пароле речь уже не шла, да и всплывающие иногда окна с непонятными надписями мастер никак не прокомментировал). Что случилось с зарядкой планшета, он и вовсе не сказал. Зато объявил стоимость ремонта:

6 тысяч рублей за кулер и 2,5 тысячи за ремонт неизвестно чего в планшете. Сверх того Марейн предложили заплатить 1,7 тысячи рублей за новое зарядное устройство для планшета. Итого - 10 200 рублей.

И ведь подписала! Потом объяснила, что сделала это «по причине отсутствия у меня с собой очков».

История продолжилась, когда через некоторое время мастер известил ее, что в ноутбуке (который, стоит напомнить, работал абсолютно нормально) необходимо сменить видеокарту - за 5960 руб. Кроме того, ей выставили дополнительный счет за: восстановление термоинтерфейса - 1980 руб., прошивку мультиконтроллера - 2000 руб., ремонт 1-й категории сложности - 1980 руб. Итого клиентка оказалась должна еще... 12 860 рублей. Подорожал и кулер - на 900 руб. В акте приемки выполненных работ появился еще один вид работ - восстановление первичной цепи питания за 2500 рублей. Причем, у какого именно из двух устройств нужно было производить манипуляции с «первичной цепью», было неясно.

Получая свое добро после ремонта, Марейн попросила при ней проверить, как работает отремонтированное. И услышала в ответ, что проверить невозможно, так как мастер не имеет права взламывать пароль учетной записи Microsoft. И она забрала из мастерской лишь планшет, ремонт которого обошелся ей в 17 тысяч 60 рублей (надо сказать, что купила она его за 11 тысяч рублей). А ноутбук оставила в мастерской - доремонтироваться!

Забавно, но, придя домой, Марейн поставила планшет заряжаться, используя старое зарядное устройство. Подключать новую зарядку, по ее словам, она побоялась. И планшет... начал заряжаться.

Ну да! Бывают и такие потребители! А чем они хуже граждан, которые при пенсии 15 тысяч рублей тратят сотни тысяч на чудо-таблетки и БАД!

Ныне Татьяна Николаевна, в которой проснулась гордость потребителя, решила вернуть переплаченные, по ее мнению, деньги. Пошла в мировой суд, написав исковое заявление... на 28 страницах. Путаное изложение самой истории занимает от силы одну страничку. Все остальное - обширные цитаты из законов, постановлений, инструкций и указаний Верховного суда. Оказалось, клиентке компьютерной мастерской отлично известны все ее права. Эдакий потребитель-теоретик...

Судье, как несложно догадаться, трудно самостоятельно определить необходимость той или иной манипуляции в недрах компьютера. А потому суд назначил экспертизу. Так что дело Марейн, похоже, будет долгим.

Эта печальная (или анекдотичная!) история отлично вписывается в тематику Всемирного дня прав потребителей, который уже третий год проходит под девизом Trusted Smart Products - «Цифровой мир: надежные смарт-устройства». Несмотря на то что цифровые технологии уже стали неотъемлемой частью нашей жизни, большинство из нас (особенно те, кому за...) продолжают оставаться простыми «нажимателями кнопок», не знающими элементарных вещей, не владеющими самыми простыми терминами. Та же Татьяна Марейн, например, на вопрос: «Что было написано во всплывающих окнах на ноутбуке?» - спросила: «Где?». И, разумеется, она не знала, что видеокарты из ноутбука извлечь невозможно... Высокую цену человек платит за знание. Еще выше - за незнание.

#ремонт #техника #мошенничество

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 053 (6406) от 25.03.2019 под заголовком «Дело Марейн».


Комментарии