Дайте денег на торговлю! В Петербурге могут появиться киоски «как в Москве»

Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле испросил у городского правительства дополнительные деньги на организацию уличной торговли. По словам председателя комитета Кирилла Соловейчика, нужно примерно 360 миллионов рублей. На что же? На сооружение торговых киосков «как в Москве». А как в Москве?

Дайте денег на торговлю! В Петербурге могут появиться киоски «как в Москве» | Уличные «бутики» снова в тренде. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Уличные «бутики» снова в тренде. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Примерно пять лет назад столичные власти объявили «новую ларечную политику». До того момента город сдавал в аренду клочок земли под торговый объект, требуя при этом установить такой киоск/ларек, который отвечал бы таким‑то и таким‑то требованиям (список прилагался к договору аренды). Но с момента объявления нового подхода руководство столицы решило само устанавливать нестационарные торговые объекты и сдавать в аренду их, а не участки.

Заказанные правительством Москвы ларьки, как говорили руководители города, отвечают как эстетическим, так и экологическим требованиям: что‑то типа смеси архитектурных идей экостиля, хай-тека и минимализма. В общем — стекло и дерево. Неплохо. Правда, со временем эти сооружения покрылись многочисленными разномастными вывесками и рекламой. Так что их супероблик несколько померк. Но сейчас не об этом.

А о том, что все прочие торговые павильоны были демонтированы в тот самый момент, когда завершался срок аренды. Коммерсантам ничего не оставалось, как участвовать в торгах за право занять новые сооружения или вовсе сворачивать свою лавочку.

Похоже, именно об этой практике и идет ныне разговор в Петербурге. Если учесть, что стоимость одного нестационарного (то есть легко демонтируемого) торгового павильона в среднем 600 тысяч рублей, то на 360 миллионов руб­лей можно купить… 600 киосков «под ключ».

Для справки: интересная информация из отчетов КИО (комитета имущественных отношений): в 2020 году на платежах за размещение НТО (нестационарных объектов торговли) город заработал — цитата — «порядка 330,0 млн рублей». А в 2021 году КИО зафиксировал рост таких доходов на 175 миллионов рублей (на 53 %).

В общем, львиную долю дохода от киосков теперь придется отдать. На расходы на киоски. Возможно, в этом есть смысл: так сказать, далекая-далекая перспектива.

Между тем пока город сносит ларьки/киоски десятками. В основном — за долги по арендным платежам, за опоздание с продлением арендных договоров. Недели не проходит, чтобы комитет по контролю за имуществом Петербурга и Центр повышения эффективности использования государственного имущества не отчитались об освобождении от торговых объектов очередного участка.

Вот, к примеру, последние новос­ти на сей счет. На Садовой улице в поселке Металлострой демонтировали торговый павильон площадью 1300 квадратных метров: здесь, по информации комитета, незаконно продавали спиртное, к тому же владелец задолжал за аренду примерно 600 тысяч рублей. Снесен ларек, занимавший 130 «квадратов» на улице Пионерстроя, где работали продовольственный магазин и кафе. Причина — договор аренды расторгнут, но торговля продолжается.

Ни в одном решении о демонтаже нет и слова о неэстетичнос­ти или неуместности торгового объекта. Причина сноса всегда одна: неоплата, отсутствие продленного договора. Погашения долгов, конечно, требовать надо, «но зачем же стулья ломать?». К тому же, как правило, на месте демонтированного объекта долго-долго видна проплешина — след от него.

И еще об эстетике. Ныне в Петербурге вновь, как и пять-шесть лет назад, набирает обороты практика устройства уличных ярмарок. Но если поначалу они носили сезонный характер (даже считались организацией торговых мест для фермеров), то ныне в документах пишут честно — продажа «товаров народного потребления». То есть торгуют на них всем: от меда до шуб.

Сейчас в городе работают около полусотни таких ярмарок, которые представляют собой длинные ряды не слишком чистых палаток, заставленных ящиками, с развевающимися по вет­ру связками юбок и футболок… Да кто бы был против? Пусть себе торгуют. Главное, чтобы это было нужно горожанам, да и бизнес поддержать не грех.

Но к чему тогда разговоры об эстетике и экологии, о разумном выборе места для торговли? Ведь те же самые ярмарки воткнуты куда придется. К примеру, на тротуар улицы Бабушкина на подходе к станции метро «Ломоносовская», где и без них узко. Между тем сама площадь перед станцией метро «Ломоносовская» захвачена торговцами без всяких палаток, но с дощатыми столами и ящиками.

Кстати, на «неэстетичную» ярмарочную торговлю в шести районах комитет по промышленной политике тоже попросил дополнительную сумму — 52,6 миллиона рублей. Стало быть, примерно по 8,5 миллиона рублей на каж­дую. Кусаются нынче ярмарки.

#уличная торговля #торговля #киоски

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (7264) от 28.09.2022 под заголовком «Дайте денег на торговлю!».


Комментарии