Дайте деловому полетать! Чем привлечь в Петербург бизнес-туристов?

Поставленная перед нашим городом еще десять лет назад задача - оказаться к 2020 году в первой двадцатке мира и в первой десятке Европы по деловому туризму - пока решается с трудом. Однако введение с 1 октября нынешнего года электронных виз может существенно увеличить возможности Петербурга по организации бизнес-мероприятий: теперь приехать в северную столицу можно без лишних проволочек, а проводить такие встречи мы умеем.

Дайте деловому полетать! Чем привлечь в Петербург бизнес-туристов? | Фото: Pixabay / SpencerWing

Фото: Pixabay / SpencerWing

Выступая на профильной панельной дискуссии в рамках форума Saint Petersburg Travel Hub, Андрей Мацарин, генеральный директор Конгрессно-выставочного бюро Петербурга, сообщил: в течение последних пяти лет было подано 75 заявок на привлечение деловых событий, участие в которых могут принять до 45 тысяч человек. При этом если в 2015-м и 2016-м городу удавалось выиграть по три заявки в год, то в прошлом году мы победили уже в девяти конкурсах, а за первую половину 2019-го - в пяти. И в следующем году, к примеру, в северной столице состоятся всемирные конгрессы шеф-поваров и кардиоторакальных хирургов, а также конференция Международной ассоциации университетов и колледжей искусства, дизайна и медиа.

«Большую роль здесь теперь играют амбассадоры Петербурга, с помощью которых нам удалось привлечь целый ряд значимых деловых событий, - отметил Андрей Мацарин. - И задача войти в число лучших в мире по линии делового туризма остается актуальной».

Правда, с этим пока получается не очень. По данным Международной ассоциации конгрессов и конференций (ICCA), по итогам 2017-го Петербург с взятым в зачет 31 событием занимал в мире 86-е место. А по итогам 2018-го в рейтинге этой авторитетной организации оказался еще ниже. Успокаивает лишь то, что Москва ушла недалеко (в 2018-м она оказалась на 79-м месте в мире), а больше ни одного российского города в перечне нет. Если брать Европу, то здесь наши позиции посильнее, но до первой десятки, конечно, еще далеко: в городах - лидерах рейтинга ICCA ежегодно проводят от 150 до 212 крупных деловых событий, а у нас - 30 - 40.

Как же так получается? Ведь, по словам ряда чиновников, в Петербурге в год проходит около 5 тысяч деловых мероприятий. А в международный зачет идет несколько десятков... На самом деле все просто: такие организации, как ICCA, учитывают только крупные (и, что важно, ротируемые, то есть регулярно повторяющиеся) события с большим числом заграничных участников. И множество местных конференций, форумов и «круглых столов» попросту не учитывается.

Никто не сомневается в том, что деловой туризм - одна из тех палочек-выручалочек, которые способны загрузить Петербург в низкий сезон (он у нас традиционно начинается с октября). Например, Сергей Воронков, генеральный директор «Экспофорум Интернешнл», уверен, что данный инструмент очень подходит для таких целей. «Это направление туризма не зависит от сезонов и к тому же позволяет развивать коммуникации между представителями делового сообщества, - говорит он. - Не менее важно и то, что личные визиты зарубежных предпринимателей в Россию помогают мировому бизнесу увидеть реальную картину происходящего в нашей стране, а значит, способствуют ее продвижению в качестве туристической державы».

По словам главы Национального конгресс-бюро (НКБ) Алексея Калачева, акцент сейчас надо делать на привлечении международных ротируемых мероприятий, которые учитывает ICCA. И планы у НКБ соответствующие: в ближайшие годы бюро намерено завезти в Россию не менее 25 тысяч заграничных деловых туристов, существенно увеличив долю иностранцев и нарастив объем привлеченных таким образом средств до 10,5 млрд рублей. Что касается задач первостепенной важности, то руководитель НКБ полагает, что в первую очередь нам надо научиться «упаковывать и продавать качественный турпродукт», а также обучаться лучшим мировым практикам, которые существуют в мире по линии делового туризма.

А зарубежная практика такова: все больше бизнесменов, возраст многих из которых не превышает 40 лет, хотят не просто совмещать приятное с полезным. Они желают необычного. Растет спрос на креатив, когда заказчик хочет провести мероприятие так, чтобы оно запомнилось и оказалось единственным в своем роде. «Все чаще традиционные конференции и цикловые совещания организуются в формате или с элементами игрового обучения», - пояснила Ксения Почетовская из FCM. Сюда же примыкает и все большая популярность bleisure-поездок: совмещать деловой тур с отдыхом намерены все больше туристов (по данным «Аэроклуба», за последние пять лет число таких туров в России выросло на 43%). Тематические квесты, иммерсивные экскурсии, неординарные мастер-классы, интерактив... По словам Ольги Немцевой из «Интураэро», организация иммерсивного шоу или квеста, когда гости становятся непосредственными участниками событий и забывают про чины и звания, тренд нынешнего года.

И в этом отношении у Петербурга полно козырей: сложно найти другой такой город, где можно организовать деловое мероприятие с уникальной развлекательной начинкой любого рода. Видели бы вы лица участников недавней сессии Всемирной организации по туризму, когда им у стен Петропавловки показали целый спектакль на воде с участием флайбордистов! А если деловым людям дать полетать-порулить (многие из них, кстати, увлекаются экстремальными видами отдыха) - впечатлений будет столько, что Петербург эти гости наверняка запомнят. И другим посоветуют приехать в наш город.

Если отойти от привычного варианта «конференция - Эрмитаж - Русский музей - Царское Село - Петергоф» и подходить к организации деловых событий нестандартно, то в условиях облегчения визового режима у нас есть возможность нарастить поток туристов не только за счет китайцев, но и за счет дорогих (в прямом смысле этого слова) гостей. Массовый безвизовый визитер из Поднебесной порой вообще не приносит в нашу «кассу» денег, а вот деловой турист в среднем оставляет в месте пребывания по 500 долларов в день. И если эту сумму помножить хотя бы на 10 тысяч дополнительно привлеченных в Петербург бизнесменов, то будет ясно, сколь весомой окажется добавка в городской бюджет.

#туризм #бизнес #путешествия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 200 (6553) от 24.10.2019 под заголовком «Дайте деловому полетать».


Комментарии