Дамоклов меч вакцинации. Проблему с прививками переложили на бизнес

Эпидемиологическая ситуация в Петербурге, как и в других регионах страны, стала очень тяжелой. В ответ вводятся дополнительные ограничения, а также звучат настойчивые призывы прививаться. Однако власти пока не требуют ничего от граждан напрямую, переложив всю ответственность на бизнес.

Дамоклов меч вакцинации. Проблему с прививками переложили на бизнес | ФОТО Сергея МАЛЬГАВКО/ТАСС

ФОТО Сергея МАЛЬГАВКО/ТАСС

Отчитаемся позже

Так, Смольный обязал обеспечить вакцинацию от коронавирусной инфекции 65% чиновников и сотрудников государственных предприятий до 15 августа. К остальному бизнесу пока жестких требований не предъявляют, но явно готовятся к этому. В частности, вот-вот должны утвердить порядок получения организациями (индивидуальными предпринимателями) уникального QR-кода, подтверждающего вакцинацию не менее 60% работников. Что будет при отсутствии этого кода, не очень понятно.

Пока же с бизнесом предпочитают «говорить по душам». Недавно председатель городского комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик попросил руководителей общественных объединений, предпринимателей содействовать вакцинации сотрудников предприятий и организаций.

«Я прошу вас как представителей общественных организаций пропагандировать вакцинацию сотрудников предприятий, входящих в объединения, – отметил он. – Правительство Петербурга сейчас прикладывает все усилия, чтобы избежать ограничительных мер в экономике. Но если вакцинация будет оставаться на низком уровне, то других путей не останется. Нужно как можно быстрее вакцинировать 60% сотрудников».

Словом, все понятно. Не будет достаточного уровня вакцинации на конкретном предприятии – видимо, начнутся штрафы или еще более жесткие меры вплоть до закрытия. А если проблемы будут во всей отрасли, последуют новые масштабные ограничения.

Помощь от властей при этом носит, мягко говоря, ограниченный характер. В Центре развития предпринимательства Петербурга создана платформа, которая позволяет удаленно записаться на вакцинацию в одном из 54 пунктов. Получить прививку могут не только сотрудники предприятия, но и члены их семей. К тем, кому режим работы не позволяет пройти вакцинацию в поликлинике, может даже приехать выездная бригада.

Однако количество вакцинированных сотрудников на петербургских предприятиях пока остается низким. Чтобы не озвучивать эти скромные цифры, руководители и пресс-секретари большинства организаций отказались давать комментарии по теме, взяв тайм-аут до конца июля. «Отчитаемся, когда улучшим ситуацию», – пообещали они.

Дамоклов меч вакцинации

В целом же проблема очевидна. Бизнес и раньше был сильно заинтересован в вакцинации сотрудников, поскольку это позволяет гарантировать производственную безопасность – на предприятии не будет вспышек, не будут выпадать ценные кадры. Вот только как убедить самих сотрудников?

Вечеринка для привитых

И все же на некоторых крупных предприятиях прививочная кампания проводится достаточно активно. Создаются комиссии за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, на ежедневных планерках руководители отделов сообщают общие цифры вакцинированных. Подразделения, где отмечается рост числа вакцинированных сотрудников, поощряются финансово, а привитые работники получают бонусы. Для их мотивации им обещают отгулы и бесплатные путевки на курорты, разыгрывают ценные призы. И, разумеется, стараются упростить сам процесс вакцинации.

«В 2021 году мы четырежды организовывали добровольную вакцинацию сотрудников на наших пивоварнях в России и продолжаем это делать, особенно в свете того, что в некоторых регионах по решению органов власти вакцинация становится обязательной, – сообщила старший директор по коммуникациям региона Восточная Европа пивоваренной компании «Балтика» (часть Carlsberg Group) Надежда Овсянникова. – В высокий для пивоваров сезон для нас критически важно не останавливать бизнес-процессы, поддерживать деятельность компании на должном уровне, чтобы выполнить свои обязательства перед клиентами. Вакцина – это возможность для всех нас обезопасить себя и окружающих и вернуться к привычному образу жизни».

В том же направлении идут и крупные производственные объединения. По данным пресс-службы компании «Силовые машины», на 20 июня 2021 года коллективный иммунитет предприятия составлял около 30% (учитываются переболевшие, привитые и сотрудники с антителами), вакцинированы более 15% сотрудников – цифры довольно скромные. С целью повышения уровня вакцинирования компания внедрила для работников мотивационную программу. Любой желающий может пройти вакцинацию, в том числе в медсанчасти и здравпунктах предприятия. Время на вакцинацию учитывается в рабочем графике, а сотрудники могут бесплатно сдать тест на антитела. Если после вакцинации у человека поднялась температура, ему предоставляется до двух выходных дней для восстановления, а это время оплачивается работодателем.

Кроме того, проводятся встречи с медработниками, на которых сотрудники могут получить ответы на все имеющиеся у них вопросы, связанные с вакцинацией. Для повышения мотивации используются и материальные стимулы. Например, действует конкурс на самое вакцинированное подразделение (победителям выдаются подарочные сертификаты). Прошедшие вакцинацию сотрудники до конца года получают скидку в магазинах сети «Лента».

Кстати, в самой этой торговой компании проводится марафон «Прививка свободы», задача которого сформировать коллективный иммунитет сотрудников ТК и РЦ на уровне не ниже 80%. Чтобы поучаствовать в марафоне, достаточно принести в отдел персонала сертификат о прививке или справку о наличии антител. Марафонцы получают баллы в рейтинге ТК, ленто-баллы на скидочные карты. Они также становятся участниками лотереи, где разыграют велосипеды и другие подарки. А в сентябре анонсируется розыгрыш главного приза – путешествия. Большую «Вечеринку свободы» организуют для первого в стране магазина или РЦ, где иммунитет к ковиду будет у 100% сотрудников.

Однако наряду с «пряниками» на многих предприятиях применяют и негласные «кнуты». Далеко не все сотрудники стремятся сделать прививку – и такие антипрививочники опасаются негласных репрессий. Особенно это касается линейного персонала в торговле.

«В сетевых магазинах пойдет массовое увольнение по собственному желанию, так как большинство прививаться не будут, – предполагает кассир одной из петербургских продуктовых сетей Алена Кулакова. – В итоге кто прививку поставит, бонусом получит работу – один за всех, но за свою прежнюю зарплату».

Вакцинация за миллион

Еще более сложная ситуация сложилась на предприятиях малого бизнеса, особенно в сфере услуг и общепита. Именно над ними висит дамоклов меч закрытия, в том случае если эпидемиологическая ситуация в регионе продолжит обостряться, а число вакцинированных не будет расти.

По данным Ассоциации предприятий индустрии красоты, в бьюти-индустрии в текущий момент около 40 – 50% переболевших сотрудников и около 10% привившихся. При этом индустрия красоты сейчас и так плавно перетекает в тень, а если ее представителям начать диктовать жесткие условия, они просто уйдут из официальных салонов красоты в подпольные бьюти-студии на дому.

Что касается общепита, то на днях в Петербурге состоялась встреча представителей крупных торговых сетей и центров и предприятий общепита с главой петербургского Роспотребнадзора Натальей Башкетовой. По ее мнению, владельцы торговых предприятий и заведений общественного питания снизили внимание к дисциплине в торговых залах и помещениях для приема пищи. Это стало причиной очередного роста показателей заболеваний коронавирусной инфекцией. В итоге участники встречи договорились о подписании меморандума о добровольной вакцинации коллективов в течение двух месяцев до 60%. В частности, инициативу поддержали представители руководства ГК «Теремок», ресторанного холдинга Ginza Project, объединения «Рестоград» и НКО «Союз улицы Рубинштейна».

По данным гендиректора сети «Теремок» Виталия Свидовского, вакцинированных сотрудников пока немного, однако выполнить норму и вакцинировать 60% коллектива не проблема. Чтобы изменить ситуацию, организованы пункты вакцинации для сотрудников, в коллективе ведется просветительская работа. Привитым ресторанная сеть предоставляет дополнительный оплачиваемый день отпуска или сертификат на посещение своих ресторанов номиналом 1000 рублей. Также компенсируется всем желающим перед прививкой тест на антитела. А в день после прививки предоставляется выходной. Общие затраты на программу по вакцинации персонала обойдутся компании в 10 миллионов рублей.

Однако не у всех компаний есть возможность раздавать за прививки поощрительные бонусы и тем более разыгрывать автомобили.

«Сейчас в отрасли и так дефицит персонала, а теперь ситуация еще больше обострится, – считает представитель петербургского общепита Максим Карпов. – При этом весь негатив вновь будет расхлебывать бизнес, а государство – наблюдать за происходящим в сторонке и контролировать».

В результате участники встречи попросили Роспотребнадзор ввести обязательную вакцинацию сотрудников, а не поручать эту миссию бизнесу. На это предложение руководитель управления Роспотребнадзора сообщила, что в данный момент такое решение не рассматривается. Выкручиваться компаниям придется самим.

Область опережает

Тем временем в Ленобласти подписан официальный документ, согласно которому вносятся изменения в предыдущую редакцию антиковидного постановления. Руководителям фитнес-центров, предприятий общепита, парикмахерских, салонов красоты, организаций в сфере наземного транспорта и курьерской доставки, у которых 60% работников прошли вакцинацию от коронавируса или 80% работников составляют вакцинированные, а также переболевшие менее полугода назад или имеющие медицинские противопоказания к проведению вакцинации, рекомендуется оформить паспорт коллективного иммунитета к COVID-19.

Паспорт коллективного иммунитета заполняется по форме, установленной постановлением, в том числе путем заполнения электронной версии на сайте 813.ru. Затем с приложением подтверждающих документов направляется в орган местного самоуправления, который согласовывает его с Роспотребнадзором. В течение трех рабочих дней согласованный управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЛО паспорт выдается организации, а информация о выданном паспорте вносится в реестр паспортов коллективного иммунитета к COVID-19.

На предприятия, имеющие паспорта коллективного иммунитета, не распространяются ограничения по численности обслуживаемых посетителей, предусмотренные антиковидным постановлением правительства Ленинградской области.


#коронавирус #вакцинация #бизнес

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 115 (6953) от 28.06.2021 под заголовком «Дамоклов меч вакцинации».


Комментарии