Дамоклов меч вакцинации. Проблему с прививками переложили на бизнес

Эпидемиологическая ситуация в Петербурге, как и в других регионах страны, стала очень тяжелой. В ответ вводятся дополнительные ограничения, а также звучат настойчивые призывы прививаться. Однако власти пока не требуют ничего от граждан напрямую, переложив всю ответственность на бизнес.

Дамоклов меч вакцинации. Проблему с прививками переложили на бизнес | ФОТО Сергея МАЛЬГАВКО/ТАСС

ФОТО Сергея МАЛЬГАВКО/ТАСС

Отчитаемся позже

Так, Смольный обязал обеспечить вакцинацию от коронавирусной инфекции 65% чиновников и сотрудников государственных предприятий до 15 августа. К остальному бизнесу пока жестких требований не предъявляют, но явно готовятся к этому. В частности, вот-вот должны утвердить порядок получения организациями (индивидуальными предпринимателями) уникального QR-кода, подтверждающего вакцинацию не менее 60% работников. Что будет при отсутствии этого кода, не очень понятно.

Пока же с бизнесом предпочитают «говорить по душам». Недавно председатель городского комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик попросил руководителей общественных объединений, предпринимателей содействовать вакцинации сотрудников предприятий и организаций.

«Я прошу вас как представителей общественных организаций пропагандировать вакцинацию сотрудников предприятий, входящих в объединения, – отметил он. – Правительство Петербурга сейчас прикладывает все усилия, чтобы избежать ограничительных мер в экономике. Но если вакцинация будет оставаться на низком уровне, то других путей не останется. Нужно как можно быстрее вакцинировать 60% сотрудников».

Словом, все понятно. Не будет достаточного уровня вакцинации на конкретном предприятии – видимо, начнутся штрафы или еще более жесткие меры вплоть до закрытия. А если проблемы будут во всей отрасли, последуют новые масштабные ограничения.

Помощь от властей при этом носит, мягко говоря, ограниченный характер. В Центре развития предпринимательства Петербурга создана платформа, которая позволяет удаленно записаться на вакцинацию в одном из 54 пунктов. Получить прививку могут не только сотрудники предприятия, но и члены их семей. К тем, кому режим работы не позволяет пройти вакцинацию в поликлинике, может даже приехать выездная бригада.

Однако количество вакцинированных сотрудников на петербургских предприятиях пока остается низким. Чтобы не озвучивать эти скромные цифры, руководители и пресс-секретари большинства организаций отказались давать комментарии по теме, взяв тайм-аут до конца июля. «Отчитаемся, когда улучшим ситуацию», – пообещали они.

Дамоклов меч вакцинации

В целом же проблема очевидна. Бизнес и раньше был сильно заинтересован в вакцинации сотрудников, поскольку это позволяет гарантировать производственную безопасность – на предприятии не будет вспышек, не будут выпадать ценные кадры. Вот только как убедить самих сотрудников?

Вечеринка для привитых

И все же на некоторых крупных предприятиях прививочная кампания проводится достаточно активно. Создаются комиссии за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, на ежедневных планерках руководители отделов сообщают общие цифры вакцинированных. Подразделения, где отмечается рост числа вакцинированных сотрудников, поощряются финансово, а привитые работники получают бонусы. Для их мотивации им обещают отгулы и бесплатные путевки на курорты, разыгрывают ценные призы. И, разумеется, стараются упростить сам процесс вакцинации.

«В 2021 году мы четырежды организовывали добровольную вакцинацию сотрудников на наших пивоварнях в России и продолжаем это делать, особенно в свете того, что в некоторых регионах по решению органов власти вакцинация становится обязательной, – сообщила старший директор по коммуникациям региона Восточная Европа пивоваренной компании «Балтика» (часть Carlsberg Group) Надежда Овсянникова. – В высокий для пивоваров сезон для нас критически важно не останавливать бизнес-процессы, поддерживать деятельность компании на должном уровне, чтобы выполнить свои обязательства перед клиентами. Вакцина – это возможность для всех нас обезопасить себя и окружающих и вернуться к привычному образу жизни».

В том же направлении идут и крупные производственные объединения. По данным пресс-службы компании «Силовые машины», на 20 июня 2021 года коллективный иммунитет предприятия составлял около 30% (учитываются переболевшие, привитые и сотрудники с антителами), вакцинированы более 15% сотрудников – цифры довольно скромные. С целью повышения уровня вакцинирования компания внедрила для работников мотивационную программу. Любой желающий может пройти вакцинацию, в том числе в медсанчасти и здравпунктах предприятия. Время на вакцинацию учитывается в рабочем графике, а сотрудники могут бесплатно сдать тест на антитела. Если после вакцинации у человека поднялась температура, ему предоставляется до двух выходных дней для восстановления, а это время оплачивается работодателем.

Кроме того, проводятся встречи с медработниками, на которых сотрудники могут получить ответы на все имеющиеся у них вопросы, связанные с вакцинацией. Для повышения мотивации используются и материальные стимулы. Например, действует конкурс на самое вакцинированное подразделение (победителям выдаются подарочные сертификаты). Прошедшие вакцинацию сотрудники до конца года получают скидку в магазинах сети «Лента».

Кстати, в самой этой торговой компании проводится марафон «Прививка свободы», задача которого сформировать коллективный иммунитет сотрудников ТК и РЦ на уровне не ниже 80%. Чтобы поучаствовать в марафоне, достаточно принести в отдел персонала сертификат о прививке или справку о наличии антител. Марафонцы получают баллы в рейтинге ТК, ленто-баллы на скидочные карты. Они также становятся участниками лотереи, где разыграют велосипеды и другие подарки. А в сентябре анонсируется розыгрыш главного приза – путешествия. Большую «Вечеринку свободы» организуют для первого в стране магазина или РЦ, где иммунитет к ковиду будет у 100% сотрудников.

Однако наряду с «пряниками» на многих предприятиях применяют и негласные «кнуты». Далеко не все сотрудники стремятся сделать прививку – и такие антипрививочники опасаются негласных репрессий. Особенно это касается линейного персонала в торговле.

«В сетевых магазинах пойдет массовое увольнение по собственному желанию, так как большинство прививаться не будут, – предполагает кассир одной из петербургских продуктовых сетей Алена Кулакова. – В итоге кто прививку поставит, бонусом получит работу – один за всех, но за свою прежнюю зарплату».

Вакцинация за миллион

Еще более сложная ситуация сложилась на предприятиях малого бизнеса, особенно в сфере услуг и общепита. Именно над ними висит дамоклов меч закрытия, в том случае если эпидемиологическая ситуация в регионе продолжит обостряться, а число вакцинированных не будет расти.

По данным Ассоциации предприятий индустрии красоты, в бьюти-индустрии в текущий момент около 40 – 50% переболевших сотрудников и около 10% привившихся. При этом индустрия красоты сейчас и так плавно перетекает в тень, а если ее представителям начать диктовать жесткие условия, они просто уйдут из официальных салонов красоты в подпольные бьюти-студии на дому.

Что касается общепита, то на днях в Петербурге состоялась встреча представителей крупных торговых сетей и центров и предприятий общепита с главой петербургского Роспотребнадзора Натальей Башкетовой. По ее мнению, владельцы торговых предприятий и заведений общественного питания снизили внимание к дисциплине в торговых залах и помещениях для приема пищи. Это стало причиной очередного роста показателей заболеваний коронавирусной инфекцией. В итоге участники встречи договорились о подписании меморандума о добровольной вакцинации коллективов в течение двух месяцев до 60%. В частности, инициативу поддержали представители руководства ГК «Теремок», ресторанного холдинга Ginza Project, объединения «Рестоград» и НКО «Союз улицы Рубинштейна».

По данным гендиректора сети «Теремок» Виталия Свидовского, вакцинированных сотрудников пока немного, однако выполнить норму и вакцинировать 60% коллектива не проблема. Чтобы изменить ситуацию, организованы пункты вакцинации для сотрудников, в коллективе ведется просветительская работа. Привитым ресторанная сеть предоставляет дополнительный оплачиваемый день отпуска или сертификат на посещение своих ресторанов номиналом 1000 рублей. Также компенсируется всем желающим перед прививкой тест на антитела. А в день после прививки предоставляется выходной. Общие затраты на программу по вакцинации персонала обойдутся компании в 10 миллионов рублей.

Однако не у всех компаний есть возможность раздавать за прививки поощрительные бонусы и тем более разыгрывать автомобили.

«Сейчас в отрасли и так дефицит персонала, а теперь ситуация еще больше обострится, – считает представитель петербургского общепита Максим Карпов. – При этом весь негатив вновь будет расхлебывать бизнес, а государство – наблюдать за происходящим в сторонке и контролировать».

В результате участники встречи попросили Роспотребнадзор ввести обязательную вакцинацию сотрудников, а не поручать эту миссию бизнесу. На это предложение руководитель управления Роспотребнадзора сообщила, что в данный момент такое решение не рассматривается. Выкручиваться компаниям придется самим.

Область опережает

Тем временем в Ленобласти подписан официальный документ, согласно которому вносятся изменения в предыдущую редакцию антиковидного постановления. Руководителям фитнес-центров, предприятий общепита, парикмахерских, салонов красоты, организаций в сфере наземного транспорта и курьерской доставки, у которых 60% работников прошли вакцинацию от коронавируса или 80% работников составляют вакцинированные, а также переболевшие менее полугода назад или имеющие медицинские противопоказания к проведению вакцинации, рекомендуется оформить паспорт коллективного иммунитета к COVID-19.

Паспорт коллективного иммунитета заполняется по форме, установленной постановлением, в том числе путем заполнения электронной версии на сайте 813.ru. Затем с приложением подтверждающих документов направляется в орган местного самоуправления, который согласовывает его с Роспотребнадзором. В течение трех рабочих дней согласованный управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЛО паспорт выдается организации, а информация о выданном паспорте вносится в реестр паспортов коллективного иммунитета к COVID-19.

На предприятия, имеющие паспорта коллективного иммунитета, не распространяются ограничения по численности обслуживаемых посетителей, предусмотренные антиковидным постановлением правительства Ленинградской области.


#коронавирус #вакцинация #бизнес

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 115 (6953) от 28.06.2021 под заголовком «Дамоклов меч вакцинации».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.