Чтобы успешней строить суда. Гендиректор ОСК – о работе холдинга
В ближайшее время головной офис Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) окончательно переберется в Петербург. Сделать это раньше не удалось: в разгар пандемии было не до переезда. Но форс-мажорные обстоятельства подстегнули процессы, которые позволят крупнейшему в России судостроительному холдингу работать эффективнее. В результате структурных преобразований, которые здесь начались и продлятся до конца нынешнего года, вырастет роль одних управленческих блоков холдинга и появятся другие, например, инжиниринговый департамент. «Настройка системы управления корпорацией идет постоянно, ведь развитие без изменений невозможно», – отмечает Алексей РАХМАНОВ, генеральный директор АО «ОСК». Он рассказал нашей газете о том, как они будут происходить, какие задачи придется решать и что принесет эта работа петербургским верфям холдинга.
ФОТО pixabay
– Алексей Львович, какие ключевые изменения предполагаются?
– Начну с того, что преобразование организационной структуры ОСК продиктовано желанием приблизиться к модели управляющей компании. То есть жестче «привязать» сотрудников подразделений к направлениям деятельности и улучшить работу аппарата, избавившись от бюрократических практик.
Прежде всего мы формируем отдельный управленческий блок, связанный с производством. Его задача – централизация усилий по реализации заданий гособоронзаказа, а также работы в области гражданского судостроения и военно-технического сотрудничества. Так мы сможем добиться выполнения производственной программы всеми нашими предприятиями и сократить сроки работ.
Новый блок будет планировать производство, используя электронное стапельное расписание. Он станет отвечать также за рабочее проектирование, подготовительные процессы и в целом за исполнение заказов, взаимодействуя с группами единого заказчика на территории наших верфей. Расширится зона ответственности первого заместителя гендиректора, который будет курировать всю операционную деятельность, продажи и контрактацию по линии гособоронзаказа, а также специальные программы, управление поставками и робототехнику.
Кроме того, мы укрепляем блок инновационного и научно-технического развития: создаем, в частности, департамент инжиниринга и перспективного проектирования. Он будет управлять конструкторскими бюро, оптимизировать процессы проектирования и формировать портфель ниокровских работ. Причем на численности персонала эти преобразования не отразятся: штат сотрудников ОСК не вырастет.
– Структурные изменения скажутся, видимо, на цифровой трансформации в холдинге?
– Да, это настолько важное направление, что контролировать его в рамках управляющей компании стану я сам и на предприятиях за него отвечать будут первые руководители. Цифровизация поможет сформировать общее пространство между проектантами и верфями, ускорив передачу информации между ними. А это в свою очередь повлечет за собой повышение производительности труда и эффективности бизнес-процессов.
Мы ждем, что департамент информационных технологий ОСК не просто сменит название, превратившись в департамент цифровой трансформации и информационных технологий. Главное – изменятся подходы в его работе. На некоторых наших предприятиях, кстати, она уже успешно идет. Например, на «Севмаше», расположенном в Архангельской области (город Северодвинск), где внедрена система подготовки производства на основе трехмерных моделей.
Там был создан первый в России цифровой макет атомной подлодки, включивший весь набор проектных данных, по которому осуществлялась, скажем, компоновка отсеков. Отработка конструкций корабля в таком режиме позволила ускорить производство, существенно уменьшив непроизводственные трудозатраты на стапеле.
– То есть цифровизация поможет снизить себестоимость продукции?
– Не только она. Добиться этого можно также, внедряя новые технологии, рачительно используя ресурсы, оптимизируя финансовые потоки.
Впрочем, есть еще один путь, ведущий к снижению стоимости продукции и сокращению сроков работ: серийное производство. «Адмиралтейские верфи», например, при изготовлении субмарин «Варшавянка» для Черноморского флота за счет серийности снизили трудоемкость заказа, оптимизировали логистику и наладили постоянные связи с пулом поставщиков. Поэтому верфь не только вовремя и качественно выполнила гособоронзаказ, но и получила плановую прибыль.
Другой пример: нижегородский завод «Красное Сормово», где с 2018 года идет строительство сухогрузов RSD59. За это время срок постройки судов удалось там снизить с девяти до пяти с половиной месяцев, что повысило пропускную способность завода с семи до двенадцати судов в год без значительных инвестиций...
– А как скажется на увеличении заказов модернизация «Северной верфи», входящей в ОСК?
– Мы рассчитываем, что это позволит сооружать там любые корабли и суда длиной до 250 метров, будь то авианосцы или супертанкеры. А суммарная масса техники, которую это петербургское предприятие готово будет строить, вырастет до 30 тысяч тонн, что, безусловно, обеспечит ему доступ к уникальным заказам.
Так, обновленная «Северная верфь» сможет взяться за создание фрегатов модернизированного проекта 22350М. Это крупные боевые корабли, способные нести самое мощное современное оружие и работать в океанской зоне. На стапелях предприятия можно будет строить и технологически сложные научно-исследовательские суда, предназначенные для Росрыболовства, обновляющего свой научный флот.
– Какова программа ОСК по строительству кораблей и судов в нынешнем году?
– Нам предстоит сдать нынче десять новых боевых кораблей, и еще три встанут в строй после ремонта. Это больше, чем в прошлом году, который стал для нас в этом смысле рекордным: ВМФ России получил тогда девять построенных нами кораблей и два отремонтированных. Такой «залповой» сдачи заказов, отмечу, не было со дня основания корпорации.
ОСК идет в ногу со временем, развивается, и это сказывается на динамике строительства военных и гражданских заказов. В 2020-м, достаточно сложном ковидном году, наши предприятия сдали 21 гражданское судно. Что помогло нам достичь неплохого промежуточного результата по соотношению гражданского и военного кораблестроения: за счет коммерческих заказов ОСК получает сейчас 21% выручки. И нынче мы ориентируемся опять же на два с лишним десятка судов.
Мало того, в этом году ожидается самая масштабная сдача технологически сложных рыболовецких судов – семь единиц – в истории корпорации. Причем благодаря работе наших предприятий, расположенных в Петербурге и Ленобласти.
Выборгские корабелы в настоящее время строят семь траулеров. «Северная верфь» собирается передать рыбакам четыре ярусолова (заключив контракт на строительство еще четырех) и десять морозильных траулеров-процессоров. Наконец, «Адмиралтейские верфи» заключили договор на строительство восьми (плюс два в опционе) больших морозильных рыболовных траулеров: четыре из них предприятие уже заложило, а два судна спустило на воду.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 76 (6914) от 29.04.2021 под заголовком «Чтобы успешней строить суда».
Комментарии