Город помнит о блокаде. В Петербурге обсудили перспективы создания нового музея

«Перспективы создания музея в блокадной подстанции» - так называлось очередное заседание дискуссионного клуба «Дома Плеханова» - филиала Российской национальной библиотеки. Градозащитные группы «Блокадная подстанция», «Левашовский хлебозавод» и другие предложили городским властям направить средства, которые были зарезервированы на строительство нового музея на Смольной набережной, на создание других экспозиций.

Город помнит о блокаде. В Петербурге обсудили перспективы создания нового музея  | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

До отмены этого строительства разные источники говорили о том, что его стоимость составит 6 млрд рублей, из которых 1,8 млрд выделит городская казна, а остальное - федералы. Градозащитники считают, что деньги Петербурга можно потратить на создание трех музеев: «Блокадная подстанция», «Левашовский хлебозавод», «Бункер Трибуца». Обо всех трех точках и их проблемах «Санкт-Петербургские ведомости» подробно рассказывали.

Напомним только, что подстанция «Центральная» № 11 на наб. реки Фонтанки дала ток 8 марта 1942 года при восстановлении трамвайного движения в блокадном Ленинграде. Десять лет назад появился проект сноса подстанции и строительства на ее месте апарт-отеля. Три года назад здание подстанции, в которой давно демонтировано все оборудование, стало объектом культурного наследия.

Сейчас понятно, что путь к музею в подстанции будет сложным. 27 января 2019 года на первом этаже здания на несколько часов открылась выставка, посвященная блокадному трамваю и работе цирковых артистов в годы Великой Отечественной войны. Здание передано под опеку Большого петербургского цирка, вторая часть выставки оказалась не менее интересной. Вероятно, подстанцию откроют 15 апреля, но тоже ненадолго - там нет стационарных инженерных коммуникаций.

А что дальше? Если активисты выступают с инициативой по созданию музея, то они должны подумать о его концепции.

Баир Иринчеев, директор частного выборгского Военного музея Карельского перешейка, говорил о необходимости соблюдения нескольких условий. Нужно рассказать истории, которые потрясут зрителя. Например, о женщинах, в тяжелейших условиях добывавших торф, который питал электростанции, в конечном итоге и блокадную подстанцию. Важен подбор предметного ряда экспозиции. И вещи должны быть подлинными. Однажды в выборгский музей принесли книгу позапрошлого века без обложки. Ее содержание не представляло большого интереса. Но это оказалась единственная книга, сохранившаяся от целой семейной библиотеки, которую сожгли в блокадных буржуйках, чтобы согреться. И твердую обложку тоже сожгли. Такой свидетель страшного времени вместе с рассказом о владельцах книги может «держать» целый музей. По мнению Иринчеева, блокадный музей не может быть интерактивным. Иначе даже самые благородные намерения превратятся в шоу.

Представители градозащитных групп намерены направить свои предложения в комитет по культуре и руководству цирка. На наш вопрос о позиции цирка по обсуждаемой проблеме его представитель сообщил, что она может быть озвучена только после получения официального обращения.

Также ранее мы сообщали о том, что после закрытия проекта нового музея блокады Ленинграда на Смольной набережной прояснилось будущее музея в Соляном городке.

#память #блокада #музей #наследие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 048 (6401) от 18.03.2019 под заголовком «Что ждет подстанцию?».


Комментарии