«Что взамен?». Петербуржцы возмущены ликвидацией маршруток в городе
Старт городской транспортной реформы перенесен на ноябрь 2021 года, сообщил на днях глава комитета по транспорту Кирилл Поляков. Казалось бы, петербуржцы, ожидающие неприятностей от ликвидации в ходе реформы привычных коммерческих маршрутов, могут выдохнуть и успокоиться. По крайней мере на год. Ан нет - на городских сетевых ресурсах страсти на «автобусную» тему сейчас кипят нешуточные...
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
«Может, наши чиновники сами на автобусах поездят на работу и с работы? Автобусы битком набиты, дышать нечем... Чихающие и кашляющие скоро снимут маски - что тогда? Верните маршрутки, пожалуйста!» - требует участник одного из чатов. Это естественная реакция на ликвидацию коммерческих маршрутов, только поданную нам уже не по «реформенному меню», а под коронавирусным соусом.
203 автобусных маршрута в Петербурге «заморозили» еще в начале апреля из-за тотального падения количества пассажиров. Однако с 5 июня в строй вернули 93 коммерческих маршрута (полный перечень можно найти на сайте «Организатора перевозок»). Как на этот раз объяснили в транспортном комитете, по причине увеличившегося пассажиропотока.
Одновременно опубликовано постановление городского профильного комитета, по которому уже в июле Петербург лишится 39 маршруток - на этот раз не временно, а навсегда. Перестанут существовать 31 муниципальный маршрут: № 32, 64А, 103, К-5, К-33, К-50, К-59, К-92, К-124, К-135, К-136, К-151, К-170, К-187, К-194, К-197, К-206, К-220А, К-250, К-251, К-252, К-268, К-281, К-296А, К-309, К-338, К-349, К-375, К-376, К-383, К-409; а также восемь межрегиональных: № 148, 467, 687, К-81, К-468, К-515, К-521 и К-530.
С межрегиональными проще - часть из них «подхватит» Ленобласть. Там уже проводят соответствующие конкурсы, в которых, к слову, участвуют и прежние перевозчики.
С городскими сложнее. Как отметили в транспортном ведомстве, решение закрыть эти направления никак не связано с грядущей реформой. И вообще, уверены в Смольном, ничего критичного в нем нет: большинство из этих коммерческих маршрутов дублировали социальный транспорт либо существовали лишь на бумаге (в реестре), а от некоторых отказались сами перевозчики.
Транспортная реформа, старт которой был дан в минувшем феврале, должна была с июля нынешнего года ликвидировать в Северной столице рынок регулярных пассажирских перевозок, превратив процесс зарабатывания на билетах в предоставление госуслуги с оплатой выполненной транспортной работы из петербургского бюджета. По мнению властей, такой подход (вкупе с обновлением подвижного состава и корректировкой тарифного меню) сделает транспортную систему более управляемой и комфортной для города и горожан. По мнению многих перевозчиков и экспертов, напротив, сломает эту самую систему, сделав ее еще более неэффективной.
Согласно плану, с 15 июля текущего года с питерских дорог должны были исчезнуть, по приблизительным оценкам, 4 тысячи маршруток. Вместо них с этого же момента на оставшиеся и вновь введенные социальные маршруты - выйти 2,7 тыс. новеньких машин (правда, позже это число сократили до 1,8 тыс. - 900 автобусов большой вместимости и почти столько же средней). Уже такое соотношение перевозных мощностей до и после «времени Ч» здорово встревожило горожан. И заставило людей старшего поколения вспомнить о мучительных ожиданиях транспорта на остановках и битком набитых автобусах - городских реалиях 80-х годов прошлого столетия, до появления в городе маршруток как класса...
Коррективы в масштабные транспортные планы властей внес коронавирус, из-за которого сроки реформы перенесли более чем на год: конкурсы на новую маршрутную сеть теперь запланированы на конец сентября 2020-го, заключение контрактов - на 1 ноября, а само преобразование системы - на 1 ноября следующего года. У частников, намеревающихся и дальше работать в Петербурге, будет целый год на то, чтобы закупить новые машины нужного качества к старту реформы, поясняют в комитете по транспорту.
Но что делать пассажирам, у которых привычные маршруты отнимают уже сегодня?
С закрытием маршруток не согласны многие горожане. Например, с ликвидацией К-32 (от «Приморской» до «Ладожской» - через Петроградскую сторону, часть Красногвардейского района до Калининского, протяженность - 27 км). Да, проще всего проделать путь из конца в конец маршрута под землей. И ходили эти автобусы, судя по всему, нечасто. Но это не значит, что маршрут, проходящий через старые центральные районы, не нужен людям. Теперь его пассажирам доступны лишь автобусы № 6 и 24 (с пересадкой на Университетской набережной). А такой путь, как мы понимаем, окажется несколько дольше и вдвое дороже, чем поездка на 32-м.
В других случаях ситуация еще хуже.
«385-я маршрутка - это единственный реальный способ доехать с Русановской улицы до Дыбенко, так как автобус №4 ходит «раз в год по обещанию», - пишет петербурженка.
«Все делается для того, чтобы наш околоток, где и так нет метро, отрезать от центра, чтобы мы платили вдвойне для проезда нескольких километров до центра. Все из нас выжать - вот их девиз!» - подключается еще одна горожанка.
«О народе никто не думает... Из «спального» района утром не выехать, а вечером не въехать уже сейчас. На маршрутке ехать 20 минут, а автобус едет 60 минут - и это без пробок. А когда выйдут все на работу, вообще ужас будет. Дорога уже займет 1,5 - 2 часа в одну сторону... Как к такому можно положительно относиться?»
«К-252 всегда была перегружена, и маршрут протяженный очень... По какой причине перестала ходить? Аналога «социального» у нее нет...»
И, пожалуй, главное: «А что взамен? Как же «песни» про общественный транспорт, который все это заменит?»
Совершенно очевидно, что ликвидацию коммерческих маршрутов можно было бы проводить только при выполнении целого ряда других условий, о которых авторы реформы говорили ранее: введение новых маршрутов и усиление (продление) существующих, внедрение «пересадочных» проездных, оборудование новых остановок.
И уж совсем не время делать это в тревожный и непростой период карантинных ограничений, когда у многих горожан снизились доходы.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 099 (6697) от 10.06.2020 под заголовком ««Коронный» номер».
Комментарии