Броня крепка. Петербург стоял у истоков отечественного танкостроения

Не самый известный факт: наш город, по сути, стоял у истоков отечественного танкостроения. Начиналось оно почти век назад на заводе «Большевик» — нынешнем Обуховском. Подробности — в архивных документах, представленных на выставке «Невская броня» в Центральном государственном архиве историко-политических документов (ЦГАИПД).

Броня крепка. Петербург стоял у истоков отечественного танкостроения | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

До середины 1920‑х годов Красная армия была вооружена танками трофейными и покупными иностранными. В 1925 году была поставлена задача производить собственные бронемашины, — рассказывает ведущий архивист ЦГАИПД Константин Мерзляков.

Выполнить важнейшее поручение должен был ленинградский завод «Большевик», речь шла о создании танкового цеха и специального конструкторского бюро. Планы были весьма амбициозными, заданные показатели — едва ли достижимыми. В 1926 году появился Т-16, но единственный экземпляр стал и последним, поскольку его конструкция была недоработанной. На следующий год на «Большевике» начали производство Т-18. По сути, он стал первым отечест­венным серийным танком.

Архивные документы свидетельствуют: со смежниками, которые должны были поставить отдельные узлы и агрегаты, точных договоренностей не было. Из-за сорванных планов начинали искать виноватых, тут же находили «вредительство» и заговоры — разумеется, «контрреволюционные», «троцкистские», «фашистские», — добавляет Мерзляков.

Представленная на выставке докладная записка полномочного представителя ОГПУ по Ленинградскому военному округу секретарю обкома Сергею Кирову о производстве танков Т-18 на заводе «Большевик» звучит предельно жестко: «Заводоуправление свое внимание сосредоточило исключительно на темпе выпуска машин в количественном выражении, не считаясь с полнотой необходимыми или запасными частями, что и подтверждается тем, что хотя машины 305 штук собраны, но к ним нет не только запасных частей, но и значительного количества деталей… Итого: программа 29/30 г. по танкам сорвана…».

За 1927 – 1931 годы, когда происходил выпуск Т-18, было собрано 959 машин. Однако они имели массу технических недостатков, плохо проявили себя в боевых условиях — в конфликте на Китайско-Восточной железной дороге в 1929 году. Все это в сумме привело к поиску новых идей, — продолжает Мерзляков.

В конце 1929 года за границу отправили специальную комиссию. В Британии и США были приобретены образцы легких танков, на их основе в Харькове начали делать колесно-гусеничный БТ (броня шла с Ижорского завода), а в Ленинграде на «Большевике» — Т-26.

Однако снова столкнулись с той же бедой: «работа кооперированных заводов» была «совершенно неудовлетворительной». Из-за неполучения от них узлов и деталей ряд участков на заводе имени Ворошилова остановился, программа по выпуску танков была под угрозой срыва…

Тем не менее на заводе «Большевик», а затем на заводе № 174 имени Ворошилова за 1930‑е годы было изготовлено 11,5 тысячи Т-26 самых разных модификаций. Они неплохо показали себя на «зимней» войне против Финляндии, в столкновениях с японской армией на Халхин-Голе, у озера Хасан, в гражданской ­войне в Испании, в Китае.

В архиве мы нашли немало документов, связанных с броней этого танка, которую производили на Ижорском заводе. Декларировалось, что она пуленепробиваемая, но боевые действия в Испании продемонстрировали, что на деле ее можно было пробить выстрелом из самой обычной винтовки. И снова выяснение причин служило поводом для обвинений во «вредительстве». Броню удалось усовершенствовать только к началу 1940‑х годов, — говорит куратор выставки.

Представлены на ней и любопытные материалы за подписью директора Кировского завода Исаака Зальцмана — одного из организаторов танкостроения в нашей стране, впоследствии названного «королем танков». В его письме ленинградскому руководителю Андрею Жданову, датированном 6 марта 1941 года, шла речь о легком танке Т-50. «…В результате проведенных нами предварительных испытаний общим километражом 550 км установлена полная надежность работы агрегатов и уверенность в их дальнейшей эксплуатации».

Эта модель действительно была достаточно удачной, но до войны успели произвести только пятьдесят экземпляров, затем завод эвакуировали, и выпуск Т-50 возобновить не удалось… Зато был уже тяжелый танк «КВ», производство которого еще до войны наладили на том же Кировском заводе. И, конечно, одним из символов Великой Отечественной войны стал легендарный Т-34. Его производили не в Ленинграде, но его конструктор Михаил Кошкин одно время, в 1934 – 1936 годах, работал в конструкторском бюро ленинградского завода № 185.

И, наконец, в качестве итога: многие материалы, представленные на выставке, еще недавно имели гриф «Секретно» и не были доступны историкам. Так что тема танкостроения в довоенном Ленинграде еще ждет своих кропот­ливых исследователей.

Ранее мы писали, что на Обуховском заводе Концерна ВКО «Алмаз-Антей» будут производить сплав Super Duplex 25Cr.

Читайте также о том, что Центр детского технического творчества и профессиональной ориентации, расположенный на территории Северо-Западного регионального центра Концерна ВКО «Алмаз-Антей» — Обуховский завод (СЗРЦ), успешно завершил второй учебный год.

Напомним, 11 августа Обуховский завод поднял со дна озера элемент уникального образца вооружения - фрагменты полуторатонной торпеды.


#Ленинград #танки #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (7262) от 26.09.2022 под заголовком «Броня крепка».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.