Богатырям Нева по колено. В Петербурге прошел Фестиваль ледоколов

С самого утра в первомайский день петербуржцы стали стекаться на набережную Лейтенанта Шмидта. Погода была чудесная, да и событие того стоило. После закрытия зимней навигации здесь пришвартовались три судна, принявших участие в Фестивале ледоколов-2022. Когда еще выпадает случай рассмотреть их вблизи и даже побывать на борту одного из этих красавцев? Тем более что программа большого водного праздника, состоявшегося в Петербурге 1 и 2 мая и приуроченного к открытию очередного летнего турсезона, этим не ограничивалась. Многие смогли также полюбоваться на «вальсирующие» буксиры и увидеть парад быстроходных «Метеоров».

Богатырям Нева по колено. В Петербурге прошел Фестиваль ледоколов | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

«Молодой человек, а нам куда встать?» — женщина с ребенком пыталась найти свое место в очереди. Это было непросто. Одни горожане пришли сюда, зарегистрировавшись на городском туристическом портале (таких набралось, по официальным сведениям, около 4,2 тыс. человек), а другие хотели попасть на ледоколы, не успев, видимо, этого сделать. Но те и другие, подходя, вливались в длиннющую людскую «реку».

Парень с синим бейджиком на груди метался на подобные возгласы, стараясь развести эти потоки. Увы, «регулировщиков» здесь явно не хватало. Правда, горожан, которые, пройдя положенную регистрацию, явились сюда в нужное время, эта неразбериха (наблюдавшаяся по крайней мере на старте фестиваля) не слишком расстраивала. Даже малыши, восседавшие на плечах у отцов, терпеливо ждали, когда же им посчастливится проникнуть на палубу ледокола.

Сформировав группу из 15 – 20 человек, организаторы передавали их курсантам Морского технического колледжа. И будущие моряки, проводив стайки любознательных горожан к «пришельцам», входящим во флотилию Росморпорта (точнее, его Северо-Западного бассейнового филиала), помогали членам экипажа проводить там экскурсии…

В нынешнем году особым размахом фестиваль вновь не отличался: у бетонного причала замерли три судна: «Капитан Николаев», «Мудьюг» и «Иван Крузенштерн». Причем строго по росту: первое из них, самое большое, расположилось впереди, а последнее судно замыкало этот строй. Оно оказалось ближе всех к ледоколу-музею «Красин», где в рамках нынешнего водного праздника для посетителей была подготовлена специальная программа.

Больше внимания привлекал, конечно, 134‑метровый великан «Капитан Николаев», желтая надстройка которого взметнулась над гладью Невы, казалось, до самых небес. Освещая прошлогодний ледокольный фестиваль, ставший одним из туристических брендов Северной столицы, наша газета о нем уже рассказывала.

Если коротко, это второй арктический странник в серии из четырех ледоколов, построенных на Хельсинкской верфи в советские годы, который был назван по имени известного полярного моряка. На возраст «Капитана» указывает, кроме прочего, герб Советского Союза, красующийся в носовой части. Когда‑то он немало потрудился, сопровождая грузовые суда, и в устье арктических рек, и на трассе Северного морского пути. А чуть больше десяти лет назад его перевели из Мурманского филиала ­Росморпорта в Петербург.

Фестиваль ледоколов1_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Дизельный ледокол «Мудьюг» (так называется остров, находящийся в Белом море) длиной 111,5 метра на несколько лет моложе своего соседа: осенью ему исполнится 40 лет. Он был построен на той же верфи и тоже немало побродил по северам.

Отсюда, с ходовой рубки этого судна, куда привели журналистов, значительная часть акватории Невы была как на ладони, а стоящие вдоль набережной здания казались просто игрушечными.

«Мудьюг» — флагман серии, состоящей из трех таких же полярных трудяг, рассказал капитан судна Денис Осипов, принявший его не так давно. Это довольно маневренный и сильный ледокол с четырьмя двигателями (по два на каждом валу) общей мощ­ностью 13,5 тыс. лошадиных сил.

Но его отличительная особенность — носовая часть необычной формы, которую он приобрел в 1987 году после модернизации. Бак флагмана стал просторнее, а главное — с той поры он не ломал лед, подобно многим своим «родственникам», а резал его словно ножом, оставляя за собой ровный чистый канал, пояснил капитан. И работы у судна прибавилось.

«Минувшей зимой наш экипаж установил своего рода рекорд, — поделился Осипов, — мы осуществили за навигацию 374 ледокольные проводки и отбуксировали 36 балкеров. В основном ходили на Кронштадтском корабельном фарватере, помогая им прибыть в Петербург. Хотя довелось поработать также у «Выборга», «Приморска» и «Высоцка» — морских портов Ленобласти».

Словом, навигация выдалась нынче нелегкой, и завершилась она для этого ледокола в конце апреля. После чего он встал на стоянку у росморпортовского причала, а уж оттуда, получив ­команду, отправился сюда на фес­тиваль. Причем к месту новой стоянки он приблизился, как и «Капитан Николаев», не без посторонней помощи. Нева для таких судов, можно сказать, по колено, но из‑за сильного течения им пришлось подстраховаться, чтобы встать близко друг к другу.

А вот их собрат «Иван Крузенштерн», представляющий собой модификацию самой массовой ледокольной серии советской поры (построили его ленинградские корабелы), справился с этой задачей самостоятельно. Еще бы, ведь он практически вдвое меньше «Николаева», но куда старше других ледоколов, работающих в Финском заливе.

За свой долгий век этот 58‑летний заслуженный ветеран побывал во всех морях на Крайнем Севере, прокладывая судам путь во льдах. И в настоящее время, несмотря на почтенный возраст, исправно выполняет свои нелегкие обязанности. К концу минувшего зимнего сезона на его счету числилось 355 ледовых проводок.

#ледокол #корабли #праздник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 79 (7162) от 04.05.2022 под заголовком «Богатырям Нева по колено».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.