Блондинка за рулем. Как девушки борются за звание лучшего вагоновожатого

Строго говоря, руля у трамваев не бывает. А бывают разные контроллеры, штурвальные тормоза, дроссели, джойстики, рукоятки, кнопки, педали и так далее. Плюс сложное внутреннее устройство вагона (у каждой модели – свои особенности), которое нужно знать назубок, ведь случившиеся в пути неисправности, насколько это возможно, вагоновожатый должен исправлять самостоятельно. Непростое вагонное оборудование Екатерина Захарова освоила раньше, чем села за руль обыкновенного автомобиля, – пять лет назад получила права водителя трамвая и только недавно сдала на категорию B.

Блондинка за рулем. Как девушки борются за звание лучшего вагоновожатого | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Сейчас очаровательная блондинка с задорной челкой сосредоточенно и уверенно проходит свою трассу. За лобовым стеклом ее трамвая табличка «11». Но это не номер маршрута, а личный номер участника финала городского конкурса профессионального мастерства «Лучший водитель трамвая», проходившего на днях в трамвайном парке № 7.

Трасса оборудована по стандартам всероссийского конкурса. Прямые участки разбиты на 30 – 50-метровые отрезки. На каждом – свое задание. Один нужно пройти на время строго по ограничивающему скорость знаку. Кто-то скажет: 20 километров в час – что же тут сложного? Но спидометр в кабине заклеен, полагаться придется только на внутреннее чувство скорости. Ошибешься всего на 2 км/ч – этап не засчитают.

Точность технической остановки и остановки перед стоп-линией эксперты проверяют при помощи отвеса. То же и с экстренным торможением, только после него водителю еще нужно быстро обежать вагон, чтобы проверить, все ли тормозные системы под тележками сработали штатно. Ручной стрелочный перевод – тоже бегом... Нельзя медлить и ошибаться и на этапе «Заступление на работу»: только перечисление того, что у вагоновожатого в специальной сумке, составляет 23 пункта, затем внешний осмотр трамвая и салона, подготовка машины к пуску и определенный порядок действий в кабине – всего около 80 показателей, каждый из которых приносит участнику малые доли баллов. Их нужно обозначить вслух при приемке трамвая, уложившись в 6 минут. Тем, кто перешагнет этот рубеж, баллы не засчитают.

Конкурс2_Д.jpgФОТО Александра ДРОЗДОВА

Традиционный модуль «Комфортное вождение» нынче чуть усложнили – вместо манекена бабушки, который нельзя было уронить (и, кстати, никто и не ронял), теперь на средней площадке трамвая на бумажную салфетку ставят кружку, наполненную до краев водой. Ее не только опрокинуть нельзя – условия требуют не пролить ни капли.

Судейский состав конкурса традиционно состоит из самых опытных сотрудников трамвайных парков и подразделений ГЭТ. Участники – по трое сильнейших представителей от каждого из шести трампарков города. Все они начали подготовку к конкурсу еще в феврале – тренировались каждый день после работы и в выходные, в апреле прошли отборочные испытания по теории и практике.

Из 18 участников только четверо не новички – Фарход Асоев, Михаил Гостев, Дмитрий Сидоров и Игорь Скударнов уже имеют опыт подобных состязаний в прошлые годы. У пятерых за плечами помимо учебы в учебно-курсовом комбинате ГЭТ еще и высшее образование по разным профилям. Самому старшему участнику 43 года, самому молодому – всего 23. Опыт работы тоже разный – от 8 месяцев до 8 лет, но в среднем – 3 – 4 года. При этом у всех – третий либо четвертый разряд, так что спор за победу идет серьезный.

И главное: в числе 18 сильнейших – три представительницы прекрасного, но отнюдь не слабого пола. Это Альфия Габитова, Екатерина Захарова и Александра Растопчинко.

Вообще шутки про «блондинку за рулем» здесь не в чести.

– Девушки, хотя их и немного среди участников в процентном отношении, смотрятся очень достойно, они ежегодно серьезно претендуют на призовые места, составляя реальную конкуренцию мужчинам и в состязании, и вообще в профессии, – говорит эксперт одного из этапов сотрудница службы движения ГЭТ Тамара Шварц.

Екатерина Захарова признается, что стать водителем трамвая мечтала с детства.

– Сначала не решалась, потом, думаю: была не была – попробую свои силы, – рассказывает Катя. – И попробовала! Сейчас мне открыты все маршруты нашего парка и весь подвижной состав – «Витязь», «Богатырь», французский «Альстом», ЛВС и ЛМ. Все люблю, но больше езжу по 60-му маршруту. Там как раз новые вагоны «Витязь» и «Богатырь», очень интересные, комфортные, красивые – на них приятно работать. В старых вагонах холоднее зимой и жарко летом, даже при открытых окнах. Новые едут тише, плавнее, и посадка-высадка идет куда быстрее, чем на старых высокопольных. Особенно их оценили пожилые люди, пассажиры с сумками-тележками и мамы с колясками – они стали куда больше, чем раньше, путешествовать трамваем...

Каждый участник выступает на вагоне своего парка, но «№ 11» Катя Захарова сегодня не на любимом «Витязе», а на стареньком ЛМ-99АВ (в обиходе «Кузнечик»). Это условие конкурса – вагоны должны быть односоставными, с похожими техническими характеристиками. Захарова признается: самым сложным этапом на трассе для нее была экстренная остановка.

– Там нужно разогнаться до максимальной скорости 40 км/час и при включении светофора остановиться в заданном коридоре, полагаясь только на свой опыт. Если разгон меньше 38 или больше 42 км/час, упражнение не засчитывается. Но это необходимый навык: в городе нас нередко неожиданно подрезают машины, порой даже из другого ряда. Спасает только реакция. Такое торможение само по себе опасно – могут пострадать люди...

Впрочем, трудности Екатерину не пугают. Даже напротив. И своим любимым маршрутом она называет 41-й:

– Это городской маршрут, где мы ездим без выделенки на совместном полотне с машинами и где много пересечений. Напряжение большое, внимание все время максимально сконцентрировано. Зато и смена на нем проходит очень быстро. Да и достопримечательностей по пути немало.

О том, каково девушке быть ответственной за пассажиров, сталкиваясь порой с проблемами, связанными с «человеческим фактором», она тоже рассказывает легко:

– Конечно, приходилось разруливать конфликты, как же без этого... Бывает, трамвая человек долго ждет, опаздывает, неприятности у него, может, какие. Он разозлен и выплескивает это на кондуктора или других пассажиров. Но ты выйдешь в салон с улыбкой, скажешь доброе слово, успокоишь человека – и все его раздражение как рукой снимется. Главное – в любой ситуации сохранять спокойствие и доброжелательность.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Максим ЛАГУТКИН, главный судья соревнований, начальник Службы безопасности движения:

– Самое сложное для наших участников на этих соревнованиях – это совладать со своим волнением и продемонстрировать те знания и навыки, которые они применяют ежедневно, работая на линии. Те, кто справился с волнением, прошли испытания на «отлично». Занявшие два первых места представят Петербург на всероссийском конкурсе «Лучший водитель трамвая-2021», трое победителей получат повышение разряда, а первая десятка – право досрочно сдать экзамен на более высокий разряд.

Однозначно можно сказать, что все без исключения участники серьезно и упорно готовились к конкурсу. Знания, которые были показаны на этапе модульной приемки вагонов, говорят нам о том, что эти люди будут перевозить пассажиров на полностью технически исправных трамваях. А показанное ими мастерство в практическом вождении – о том, что люди, которых будут перевозить наши участники, доедут, куда им надо, с комфортом и в полной безопасности.

#общественный транспорт #трамвай #конкурс

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 78 (6916) от 04.05.2021 под заголовком «Блондинка за рулем».


Комментарии