Блондинка за рулем. Как девушки борются за звание лучшего вагоновожатого

Строго говоря, руля у трамваев не бывает. А бывают разные контроллеры, штурвальные тормоза, дроссели, джойстики, рукоятки, кнопки, педали и так далее. Плюс сложное внутреннее устройство вагона (у каждой модели – свои особенности), которое нужно знать назубок, ведь случившиеся в пути неисправности, насколько это возможно, вагоновожатый должен исправлять самостоятельно. Непростое вагонное оборудование Екатерина Захарова освоила раньше, чем села за руль обыкновенного автомобиля, – пять лет назад получила права водителя трамвая и только недавно сдала на категорию B.

Блондинка за рулем. Как девушки борются за звание лучшего вагоновожатого | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Сейчас очаровательная блондинка с задорной челкой сосредоточенно и уверенно проходит свою трассу. За лобовым стеклом ее трамвая табличка «11». Но это не номер маршрута, а личный номер участника финала городского конкурса профессионального мастерства «Лучший водитель трамвая», проходившего на днях в трамвайном парке № 7.

Трасса оборудована по стандартам всероссийского конкурса. Прямые участки разбиты на 30 – 50-метровые отрезки. На каждом – свое задание. Один нужно пройти на время строго по ограничивающему скорость знаку. Кто-то скажет: 20 километров в час – что же тут сложного? Но спидометр в кабине заклеен, полагаться придется только на внутреннее чувство скорости. Ошибешься всего на 2 км/ч – этап не засчитают.

Точность технической остановки и остановки перед стоп-линией эксперты проверяют при помощи отвеса. То же и с экстренным торможением, только после него водителю еще нужно быстро обежать вагон, чтобы проверить, все ли тормозные системы под тележками сработали штатно. Ручной стрелочный перевод – тоже бегом... Нельзя медлить и ошибаться и на этапе «Заступление на работу»: только перечисление того, что у вагоновожатого в специальной сумке, составляет 23 пункта, затем внешний осмотр трамвая и салона, подготовка машины к пуску и определенный порядок действий в кабине – всего около 80 показателей, каждый из которых приносит участнику малые доли баллов. Их нужно обозначить вслух при приемке трамвая, уложившись в 6 минут. Тем, кто перешагнет этот рубеж, баллы не засчитают.

Конкурс2_Д.jpgФОТО Александра ДРОЗДОВА

Традиционный модуль «Комфортное вождение» нынче чуть усложнили – вместо манекена бабушки, который нельзя было уронить (и, кстати, никто и не ронял), теперь на средней площадке трамвая на бумажную салфетку ставят кружку, наполненную до краев водой. Ее не только опрокинуть нельзя – условия требуют не пролить ни капли.

Судейский состав конкурса традиционно состоит из самых опытных сотрудников трамвайных парков и подразделений ГЭТ. Участники – по трое сильнейших представителей от каждого из шести трампарков города. Все они начали подготовку к конкурсу еще в феврале – тренировались каждый день после работы и в выходные, в апреле прошли отборочные испытания по теории и практике.

Из 18 участников только четверо не новички – Фарход Асоев, Михаил Гостев, Дмитрий Сидоров и Игорь Скударнов уже имеют опыт подобных состязаний в прошлые годы. У пятерых за плечами помимо учебы в учебно-курсовом комбинате ГЭТ еще и высшее образование по разным профилям. Самому старшему участнику 43 года, самому молодому – всего 23. Опыт работы тоже разный – от 8 месяцев до 8 лет, но в среднем – 3 – 4 года. При этом у всех – третий либо четвертый разряд, так что спор за победу идет серьезный.

И главное: в числе 18 сильнейших – три представительницы прекрасного, но отнюдь не слабого пола. Это Альфия Габитова, Екатерина Захарова и Александра Растопчинко.

Вообще шутки про «блондинку за рулем» здесь не в чести.

– Девушки, хотя их и немного среди участников в процентном отношении, смотрятся очень достойно, они ежегодно серьезно претендуют на призовые места, составляя реальную конкуренцию мужчинам и в состязании, и вообще в профессии, – говорит эксперт одного из этапов сотрудница службы движения ГЭТ Тамара Шварц.

Екатерина Захарова признается, что стать водителем трамвая мечтала с детства.

– Сначала не решалась, потом, думаю: была не была – попробую свои силы, – рассказывает Катя. – И попробовала! Сейчас мне открыты все маршруты нашего парка и весь подвижной состав – «Витязь», «Богатырь», французский «Альстом», ЛВС и ЛМ. Все люблю, но больше езжу по 60-му маршруту. Там как раз новые вагоны «Витязь» и «Богатырь», очень интересные, комфортные, красивые – на них приятно работать. В старых вагонах холоднее зимой и жарко летом, даже при открытых окнах. Новые едут тише, плавнее, и посадка-высадка идет куда быстрее, чем на старых высокопольных. Особенно их оценили пожилые люди, пассажиры с сумками-тележками и мамы с колясками – они стали куда больше, чем раньше, путешествовать трамваем...

Каждый участник выступает на вагоне своего парка, но «№ 11» Катя Захарова сегодня не на любимом «Витязе», а на стареньком ЛМ-99АВ (в обиходе «Кузнечик»). Это условие конкурса – вагоны должны быть односоставными, с похожими техническими характеристиками. Захарова признается: самым сложным этапом на трассе для нее была экстренная остановка.

– Там нужно разогнаться до максимальной скорости 40 км/час и при включении светофора остановиться в заданном коридоре, полагаясь только на свой опыт. Если разгон меньше 38 или больше 42 км/час, упражнение не засчитывается. Но это необходимый навык: в городе нас нередко неожиданно подрезают машины, порой даже из другого ряда. Спасает только реакция. Такое торможение само по себе опасно – могут пострадать люди...

Впрочем, трудности Екатерину не пугают. Даже напротив. И своим любимым маршрутом она называет 41-й:

– Это городской маршрут, где мы ездим без выделенки на совместном полотне с машинами и где много пересечений. Напряжение большое, внимание все время максимально сконцентрировано. Зато и смена на нем проходит очень быстро. Да и достопримечательностей по пути немало.

О том, каково девушке быть ответственной за пассажиров, сталкиваясь порой с проблемами, связанными с «человеческим фактором», она тоже рассказывает легко:

– Конечно, приходилось разруливать конфликты, как же без этого... Бывает, трамвая человек долго ждет, опаздывает, неприятности у него, может, какие. Он разозлен и выплескивает это на кондуктора или других пассажиров. Но ты выйдешь в салон с улыбкой, скажешь доброе слово, успокоишь человека – и все его раздражение как рукой снимется. Главное – в любой ситуации сохранять спокойствие и доброжелательность.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Максим ЛАГУТКИН, главный судья соревнований, начальник Службы безопасности движения:

– Самое сложное для наших участников на этих соревнованиях – это совладать со своим волнением и продемонстрировать те знания и навыки, которые они применяют ежедневно, работая на линии. Те, кто справился с волнением, прошли испытания на «отлично». Занявшие два первых места представят Петербург на всероссийском конкурсе «Лучший водитель трамвая-2021», трое победителей получат повышение разряда, а первая десятка – право досрочно сдать экзамен на более высокий разряд.

Однозначно можно сказать, что все без исключения участники серьезно и упорно готовились к конкурсу. Знания, которые были показаны на этапе модульной приемки вагонов, говорят нам о том, что эти люди будут перевозить пассажиров на полностью технически исправных трамваях. А показанное ими мастерство в практическом вождении – о том, что люди, которых будут перевозить наши участники, доедут, куда им надо, с комфортом и в полной безопасности.

#общественный транспорт #трамвай #конкурс

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 78 (6916) от 04.05.2021 под заголовком «Блондинка за рулем».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.