На международном турнире школьникам предложили задачи, у которых нет решения

Для нас, гуманитариев, граф Кэли - это кто-то с графским титулом. Есть же такой дворянский титул в Шотландии (правда, пишется «Келли»). А для участников VII Петербургского турнира юных математиков Кэли - тоже человек, но английский математик, а «граф» - абстрактный математический объект.

На международном турнире школьникам предложили задачи, у которых нет решения | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Чем маттурнир отличается от матолимпиады: все задачи известны наперед, аж за три месяца - пожалуйста, сколачивай команду из трех - шести человек, решай, можешь спрашивать совета хоть у родителей, хоть у ученых. Загвоздка в том, что задачи составляют выдающиеся математики; бывает, даже лауреаты «математической Нобелевки» - Филдсовской премии. И сами они ответа не знают. Потому что нет единственно верного решения, это так называемые задачи с открытым концом.

И пусть не сбивают с толку их названия вроде «Автостопом по галактике» или «Артистический бильярд». В задаче про галактики нужно изучить математически, как звездный ветер приводит в движение экзопланеты. И одно дело - играть в артистический бильярд, запуская шары по «геометрическим» траекториям, другое - разобраться с этими траекториями. Ученые - составители задач полагают, что у учеников 9 - 11-х классов достаточно знаний в алгебре, геометрии, анализе, комбинаторике и теории чисел, чтобы предложить красивые решения.

До самого турнира (который хоть и петербургский, но участвуют и другие города и ближнее зарубежье) допускают только те команды, которые подробно прорешали не меньше шести задач из десяти. Это неспроста «турнир» - натуральные бои: в течение недели каждая команда выступает докладчиком по своей задаче, а также оппонентом, рецензентом и наблюдателем по чужим, в которых, получается, тоже должна разбираться и иметь по ним вопросы, а то и претензии. И еще надо отбиваться от жюри (в этом году председательствовал профессор доктор физматнаук Владимир Нежинский).

Международное сообщество решило, что такой формат необходим, не так и давно: первый Международный турнир юных математиков прошел в 2009 году (к тому времени, например, Международный турнир юных физиков уже имел стаж больше 20 лет). Организаторы петербургского турнира (фонд «Время науки» при партнерстве с Лабораторией непрерывного математического образования и школой № 564; использовали грант президента РФ) поясняют: объемы информации растут, помнить формулы - конечно, полезно, но все они есть в смартфоне - «надо тренировать умение выбирать подходящий метод, творчески его применять, советоваться с экспертами и эффективно работать в команде».

На сцене в школе № 564 так и собирались, до четырех человек от команд, и давай «наносить удары»: «локально конечные перестановки», «коэффициенты считающей функции», «мы не нашли серьезных недочетов, но часть подпунктов остались недорешенными».

Абсолютным победителем стала хозяйка турнира команда «564» (в нее, что примечательно, вошли школьники не только 9 - 11-х классов, но и барышня-семиклассница). Правда, победители всего на пять сотых балла обошли команду крутого СУНЦ МГУ, школы имени Колмогорова (у обеих команд дипломы 1-й степени). Петербуржцы и среди обладателей дипломов второй степени: команда «Сходимость и равенство» (губернаторский физматлицей № 30), также «серебро» у белорусской команды «Союзное государство». Дипломы третьей степени - у сборной лицея БГУ, «Сборной Минска», петербургской «ЛНМО» и «Сборной Гомеля».

Осенью будет петербургский ТЮМ уже для школьников 5 - 8-х классов. В июле - очередной Международный турнир юных математиков, он пройдет в Барселоне.

Читайте также о юбилее президентского лицея.

#математика #турнир #школьники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 059 (6412) от 02.04.2019 под заголовком «Благородный граф Кэли».


Комментарии