Безопасность на грани с абсурдом. Как работают торговые центры Петербурга

Торговые комплексы Петербурга, возобновившие работу еще в конце июля, наконец-то заработали в полную силу. Во всех ТРК открылись главные магниты, привлекающие посетителей, – фуд-корты и кинотеатры. Корреспондент «Санкт-Петербургских ведомостей» стала свидетелем естественного в таких условиях ажиотажа, а также конфликтных ситуаций вокруг антиковидных мер безопасности.

Безопасность на грани с абсурдом. Как работают торговые центры Петербурга | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Слезы из-за маски

Подъехав к крупному торговому центру на севере города, я с трудом нашла место на автостоянке. Желающих провести субботний день не под хмурым дождем, а в светлом развлекательном центре оказалось много. Посетителей у главного входа встречал огромный стенд с санитарными правилами. Но если в крупных центральных ТРК наличие масок и перчаток действительно проверяют люди в белых халатах и охранники, то в «спальном» районе обстановка более доверительная – здесь процветает свободный выбор.

Впрочем, для всех торговых центров масочный режим остается одной из самых болезненных тем. И даже в такой вроде бы радостный день возвращения кино и фуд-кортов не обошлось без конфликтов. К примеру, я стала невольной свидетельницей, как молоденькая кассирша продуктового магазина ТЦ разрыдалась прямо за прилавком. Она всего лишь напомнила покупателю о соблюдении масочного режима, а тот послал ее в грубой форме с использованием ненормативной лексики и бросил в лицо выбранный товар.

Увы, и сами продавцы не всегда действуют профессионально. Вот в обувном магазине пожилая женщина с выбранной парой обуви в руках озадаченно ходит между банкеток, предназначенных для примерки обуви. Некоторые из них выполняют роль стихийной витрины для сумок, другие украшены крестами из клейкой ленты.

«Да как же мне обувь примерить? Мне что, на пол сесть?» – обращается она к продавщице.

«Садитесь...» – безразлично пожимает плечами та.

В соседней обувной секции продавец более активна. Складывается впечатление, что с недавних времен ее основная функция не помогать клиентам в выборе обуви, а следить, чтобы они не сели на банкетки, заклеенные бумажными крестами. Она в буквальном смысле прогоняет потенциальных покупателей, которые пытаются присесть на запретные сиденья.

Продавцы одежды ведут себя деликатнее. Несмотря на рекомендации минимизировать контакты с посетителями, они находят способ предложить клиентам кофточку или платье. Учитывая, что сейчас в большинстве магазинов одежды проходят распродажи, покупатели, не ограничиваясь стадией «только посмотреть», отправляются в примерочные, которые, на радость всем, открыты.

Только вот зона примерочных во многих магазинах сейчас выглядит несколько абсурдно. Согласно предписанным правилам, такие кабинки работают через одну – то есть половина из них закрыта. В результате социальная дистанция прекрасно соблюдается, но только в самих примерочных. Зато в очереди, которая выстраивается перед ними, ни о какой социальной дистанции и речи быть не может...

Эта же абсурдность проявляется в магазинах, которые устанавливают лимит на посетителей в своих торговых залах. Основная масса желающих попасть в заветный отдел кучно толпится у его дверей в коридоре. Эпидемиологам, конечно, виднее, но на мой непрофессиональный взгляд эффект получается обратный.

Что касается историй о том, что в магазинах одежды сотрудники обязательно отпаривают и дезинфицируют побывавшие в примерке вещи, то мне они показались мифом. Ничего такого в магазинах не заметила. Померив несколько одежек, я честно отнесла их на место в торговый зал. То же самое сделала девушка-консультант с вещами, которые оставила в примерочной другая посетительница. Между тем этот вопрос сейчас актуален: многие бренды в начале осени проводят скидочные кампании, а у модниц есть возможность изучить новые коллекции осень – зима-2020/21.

Встреча в кинозале

Шурша пакетами с обновками, народ, как в старые докоронавирусные времена, спешит на верхние этажи ТЦ. На фуд-кортах без преувеличения яблоку негде упасть. Возможно, это связано с тем, что половину посадочных мест просто убрали, чтобы организовать социальную дистанцию между посетителями. Но все равно приятно наблюдать, как семьи, влюбленные парочки и дружные стайки подростков занимают столики и весело общаются за незатейливыми блюдами.

Кинотеатры же с трепетом принимают первых посетителей. Стоимость билетов на сеанс не зашкаливает (в районе 400 рублей), а жизнь в фойе бьет ключом.

«Мы ждали этого дня. Специально запланировали поход в кинотеатр всей семьей, – рассказывает глава семьи Юрий Паршин. – Во время карантина дома пересмотрели массу фильмов, но это совсем другое. Мы сегодня специально нарядились, купили попкорн. Нам его, кстати, дали в непривычной закрытой упаковке. Да, потратились, но зато получили удовольствие от атмосферы. Ведь поход в кино – это настоящее событие».

«А я решила встретиться в кинотеатре с подругами, нам было все равно, на какой фильм идти, – делится петербурженка Мария. – Торговые центры с шопингом, развлечениями и возможностью пообщаться вживую с друзьями – это здорово».

Что касается обязательной рассадки в кинозале в шахматном порядке, то, по словам Марии, они с подружками сели вместе.

«Многие так сделали, администратор ничего не сказала, – рассказала моя собеседница. – Мне кажется, это нормально. Мы же с друзьями и так общаемся. Что изменится, если мы сядем порознь? А вот с чужими людьми дистанция нужна, и возможность соблюдать ее в кинозале у нас была».

Детский смех из «муравейника»

Много в торговых центрах и детей. Их звонкий смех раздается на всех этажах. Девочки постарше с мамами исследуют магазины одежды, а малышня резвится в развлекательных активити-зонах вроде веревочных и батутных парков, катается на автоматических машинках и атакует интерактивные игровые музеи.

Торг2_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

«Если честно, я не вижу логики в правилах, которые мы обязаны выполнять, – разводит руками бабушка одного из юных посетителей веревочного парка пенсионерка Ирина Яковлевна. – С одной стороны, в школах делают все, чтобы не смешивать детей из разных классов, создавая учителям и родителям массу трудностей. Зато дети прекрасно смешиваются в детских игровых «муравейниках» торговых центров. Какая-то сплошная фальсификация».

Спорить сложно. Столкнулась с «фальсификациями» и автор этих строк. К концу своего похода маску я успела позорно потерять, поэтому в очередной магазинчик зашла без нее. Продавщица вместо строгого выговора протянула мне какую-то имитацию маски из салфетки и попросила: «Пожалуйста, сделайте хотя бы вид, что у вас есть маска, а то торговый центр опять закроют, а меня уволят».

Что же делать – в России многие люди привыкли не столько соблюдать законы, сколько делать соответствующий вид. Конечно, мы призываем к тому, чтобы все жители города были осторожнее и уважали друг друга, выполняя установленные правила. Но хотелось бы видеть и большую ответственность со стороны тех, кто эти правила разрабатывает. Если бы они почаще проверяли, как эти меры работают в реальности, а также вникали в различные нюансы, то и ограничения стали разумнее, и народ соблюдал бы их с большим желанием.

Между тем

Комитет по контролю за имуществом Петербурга проинспектировал торговые комплексы на предмет соблюдения санитарных стандартов. Проверив 35 ТЦ и более полутора тысяч торговых объектов, чиновники составили 171 протокол в отношении их владельцев.

Как показала инспекция, наиболее распространенные нарушения связаны с работой фуд-кортов, фуд-плейсов и «островных» торговых точек. В частности, не у всех предпринимателей есть QR-коды или такие коды не соответствуют заявленной деятельности. Кроме того, по-прежнему нарушается масочный режим. Руководители комплексов, не обеспечившие безопасное функционирование торгового пространства, будут привлечены к административной ответственности, отметили в Смольном.

#торговый центр #досуг #коронавирус #безопасность

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 165 (6763) от 15.09.2020 под заголовком «Супермаскет».


Комментарии