Бессмертный прилавок. Почему борьба с уличной торговлей — лишь видимость?

Сколько же в Петербурге чиновничьих структур, которые призваны способствовать порядку и удобству жителей! И все работают не покладая рук. Вот городской Центр повышения эффективности использования государственного имущества, который подчиняется комитету по контролю за имуществом, обнародовал очередной бюллетень о двухнедельной деятельности по «освобождению земельных участков от объектов незаконной уличной торговли». Таковых набралось 46: в Центральном, Московском, Кировском, Выборгском, Красногвардейском и Красносельском районах.

Бессмертный прилавок. Почему борьба с уличной торговлей — лишь видимость? | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Речь идет о столах с товарами, стеллажах, коробках, прилавках и прочих предметах торговой «мебели». Наибольшее внимание было уделено точкам с ягодами и фруктами (то есть самому ходовому сезонному товару). Специалисты по городскому имуществу выгнали продавцов фруктов-овощей с их дощатыми прилавками с Лиговского и Ленинского проспектов, со Стачек, Героев, Ветеранов; с участков-пятачков на Пулковском шоссе, на улицах Ленсовета, Адмирала Трибуца, Федора Абрамова, Михаила Дудина, Звездной, отогнали от станции метро «Озерки». А еще нашли и ликвидировали также более-менее цивильный, но самовольный плодоовощной киоск на проспекте Металлистов.

В общей «фруктовой» массе затерялись также пара-тройка автолавок с тряпками, лавочка с выпечкой и — что особенно трогательно — прилавок с головоломками, который нарушил правила торговли на Малой Конюшенной улице.

Горожане мало обращают внимание на результаты таких рейдов. Все давно знают: сегодня прилавок или стойку с баклажанами/виноградом убрали, завтра он вновь появится и торговая жизнь потечет своим чередом.

Знают об этом и участники рейдов. Им даже лучше, чем кому‑либо еще, известен и тот факт, что такая торговля — отнюдь не частная инициатива отдельных оборотис­тых граждан, а прекрасно организованная сеть. Практически это крупный бизнес, постоянно нанимающий на работу сотрудников. К примеру, для работы за уличным прилавком на проспекте Ветеранов (быть может, именно его на сей раз и «ликвидировали») совсем недавно требовался «продовец» (так в оригинале) с зарплатой 54 тысячи рублей.

Чтобы пресечь такую торговлю, нужно, как говорится, зреть в корень, искать организаторов и вес­ти с ними переговоры о соблюдении мест размещения торговых точек. Но такое расследование не считается делом чиновников. Их дело — штрафовать.

Продажа фруктов11_Г.jpg
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

В соответствии с законом «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», торговля в не отведенных для этого местах «влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 до 5 тысяч рублей; на должностных лиц — от 5 до 15 тысяч рублей; на юридических лиц — от 50 до 200 тысяч рублей». Неудивительно, что сами продавцы «ликвидированных» фруктовых прилавков под пытками не признаются, на кого работают и почему разместились именно здесь, а не там. Да их, собственно, и не пытают.

Товар и прилавки в ходе рейдов изымают. И возвращают только после уплаты штрафа. Для этого продавцу нужно явиться в Центр экономической безопасности (есть в городе и такой), причем прием там производится два дня в неделю по пять часов с перерывом. Продавец-единоличник вряд ли способен выдержать подобный контакт с властями…

В общем, похоже, борьба с незаконной торговлей, длинные перечни улиц, с которых согнали очередных торговцев, — это, увы, лишь видимость работы в интересах города и горожан. Доказательства? Пожалуйста.

Что может быть неудобнее и грязнее, нежели извечное ящичное торжище у станции метро «Владимирская»? Ряд торговок, занимающих изрядную часть и без того узкого тротуара, давно мозолит глаза всему городу. Также весь город (во всяком случае горожане, часто пользующиеся «Владимирской») в лицо знает экзотичную даму, много лет командующую здешними бабушками-торговками. Трудно представить, что она неизвестна ни чиновникам из центра, ни дежурным нарядам полиции, ни охране метрополитена. Одно из двух: либо у здешних продавцов (или у дамы?) имеются все необходимые разрешения на торговлю, либо… ее реально не замечают.

Между тем здешняя деятельность — сплошное нарушение. Если даже не говорить об эстетической стороне дела (кого ныне волнует грязь?), налицо пренебрежение принципами безопасности метрополитена. Ведь входы-выходы на станцию должны быть максимально свободны. Более того, по правилам, никакой торговли (кроме киосков с печатной продукцией) ближе 50 метров и быть не должно.

Вообще‑то сами бабушки (и не только бабушки), образовавшие торжище у «Владимирской», отрицательных эмоций не вызывают. Кому‑то наверняка нужен их товар: кабачок с огорода, букетик ромашек (даже изрядно подвядших) или банка домашних огурцов. Еще бывает полезно спросить, откуда грибочки, чтобы выяснить, куда ехать с корзинами. Раздражение вызывает другое обстоятельство. Ах, если бы они реально сидели в 50 метрах от выхода из метро! Чтобы, вырываясь со станции на улицу, о них не спотыкаться…

Признаемся себе: вне зависимости от того, законна она или нет, уличная торговля чрезвычайно востребована у многих горожан. Любой дощатый прилавок — фрукты/овощи, корюшка, арбузы — пользуется популярностью. Это удобно и недорого. Вечером, по дороге с работы домой, когда обычные магазины уже закрываются, вполне кондиционными овощами и вовсе можно закупиться за копейки. Если, конечно, прилавок в очередной раз не окажется согнанным с удобного места.

…В целом же картина получается довольно странная. В городе разработаны жесткие правила организации уличной торговли. За их соблюдением следят до десятка различных ведомств: проверяют, изымают, штрафуют. И отчитываются.

А она — торговля — продолжается в том же месте, откуда еще вчера была согнана. Похоже, действует извечный неписаный постулат: строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения. Есть и еще один: там, где есть спрос, будет и предложение.


#нелегальная торговля #продавцы #метро #борьба

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 124 (7207) от 11.07.2022 под заголовком «Прилавок в бойком месте».


Комментарии