В КРТИ обсудили будущее дорожного движения Петербурга

На декабрьском заседании общественного совета при городском комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) ключевым вопросом стало обсуждение только что подготовленной комплексной схемы (КС) организации дорожного движения Петербурга.

В КРТИ обсудили будущее дорожного движения Петербурга | Стальные колеса увезут в будущее? ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Стальные колеса увезут в будущее? ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Общественное в приоритете

Доклад подготовил главный специалист отдела эксплуатации Центра управления дорожным движением ГКУ «Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга» (ДОДД) Дмитрий Попов. Отметим, что схема является документом стратегического планирования на период до 2033 года. Реконструкция отдельных объектов, создание транспортных коридоров для пассажирских перевозок, развитие грузового каркаса города, парковочного пространства - это и многое другое отражает подготовленный документ.

«Основание для нашей работы - поручение президента России 2016 года, сделанное по итогам заседания Госсовета», - рассказал Попов.

Замысел - получить список взаимосвязанных и по возможности малозатратных мероприятий. При этом КС завязана на транспортную стратегию Петербурга и всей страны. Приоритет схемы назван четко - наземный транспорт общего пользования. Если автобус перевозит за рейс около 200 человек, а личный автомобиль рассчитан, допустим, на семерых пассажиров, то ясно кому, в прямом смысле слова, надо в первую очередь дать дорогу.

Право на разработку КС по конкурсу выиграло московское ООО «Строй Инвест Проект». По данным www.kartoteka.ru, компания 281 раз участвовала в борьбе за госконтракты, 123 раза выиграла. Среди заказчиков - крупнейшие подразделения мэрии Москвы, а также КРТИ СПб, госкорпорация «Автодор», администрация городов и муниципальных районов. Стоимость контракта составила 39,96 млн рублей.

Плюс велосипедизация всей страны

«Мы понимали, что придется включиться в отношения с различными органами. При подготовке схемы была образована рабочая группа из представителей отраслевых комитетов, подведомственных учреждений, а также ГИБДД и общественных организаций - СПб Авто, «Велосипедизация Петербурга» и «Красивый Петербург». К сожалению, активно общественники подключились лишь в середине третьего этапа, ближе к финалу. Если бы активисты обозначили позицию на стадии выработки задания, то добились бы большего», - признал чиновник.

Группа заседала не реже раза в месяц, но бывали месяцы, когда проводили по 2 - 3 заседания. Дмитрий Попов посетовал, что план организации регулярных пассажирских перевозок был нужен еще два года назад, а в реальности он появился в августе 2018-го и в середине декабря еще не был окончательно согласован. Также не было четкого плана по развитию велосипедного движения, хотя разговоров о модном виде экологического транспорта велось немало.

В результате «Строй Инвест Проект» по дополнительному соглашению к госконтракту выполнил и работы по организации велодвижения. Понятно, не даром, это удорожило изготовление КС на 10% - до 43 с лишним миллиона рублей.

На первом этапе подготовки КС было проведено транспортное обследование районов Петербурга. На 457 узлах города зафиксированы потоки утром, днем и вечером. Подсчитана интенсивность движения. Дорожную сеть объехала спецлаборатория.

77 километров в одну сторону

Чиновники подготовили мероприятия с учетом того, что неясно, как будет выделяться финансирование - по максимуму или в обрез, так что сценариев несколько. Например, в схеме предусмотрено изменение планировочных решений на перекрестках и участках магистралей по 128 адресам. Для повышения пропускной способности улиц и сокращения количества конфликтных точек предполагается организация одностороннего движения протяженностью более 77 км.

Кроме того, планируется организовать 128 км приоритетных коридоров для движения общественного транспорта. Сюда входят создание выделенных полос для движения, приоритетный пропуск на светофорах и пр. Также проектировщиком поданы предложения по изменению схем организации дорожного движения, корректировкам режимов регулирования по 88 адресам в городе.

Для увеличения средней скорости движения и пропускной способности автомобильных дорог предусматривается развитие автоматизированной системы управления дорожным движением; создание системы мониторинга транспортных потоков на 358 рубежах; установка 34 табло переменной информации; на 183 рубежах появятся камеры фотовидеофиксации нарушений за движением по выделенным полосам общественного транспорта.

В комплексной схеме также заложены мероприятия по развитию наземного транспорта общего пользования и обоснована необходимость строительства 24 внеуличных переходных переходов и развития транспортно-пересадочных узлов по 45 адресам.

На белой полосе

Как сообщил Дмитрий Попов, строительство дорог и развязок не входит в компетенцию этого плана, они просто учтены. Сами мероприятия, которые предлагается реализовать, это расстановка приоритетов. Сразу же стало понятно, что гоняться «за конкретным маршрутом» не надо.

В рабочей группе были споры о том, кому отдать приоритет - автобусу или электротранспорту? Или что важнее - трамвай или троллейбус? «Горэлектротранс» считает трамвай главным на улицах (а ведь был период гонений на этот вид транспорта). Как считает специалист, приоритет НТОП может быть обеспечен разными способами. И необязательно это выделенная полоса. Бывает, что это не самый удачный ход.

Пример - «троллейбусная» полоса на Кантемировском мосту работает плохо в сторону Выборгского района. Прямо едет только троллейбус, а все остальные поворачивают под мост. В результате троллейбус стоит в пробке на собственной полосе, причем пробку создала сама эта полоса.

Приоритет возможно реализовать и технически по-другому - через «зеленые» волны. Автобус или троллейбус оборудуются устройством, которое связано со светофорами. Те подстраивают время горения сигналов так, что зеленый всегда будет гореть перед данным общественным транспортом.

Несколько десятилетий назад о таком мечтали фантасты. А сегодня это работает. Система проверена на наших улицах в дни чемпионата мира по футболу. Она помогает сберечь 30 - 35% времени для пассажиров. Еще один путь - расширение зоны платной парковки, которая уменьшает трафик в центр, а также развитие одностороннего движения. Скажем, по берегам Обводного канала. Все это тоже поможет НТОП.

А вот разделение полос поддержки не вызывает - полосы будут мешать уборке. Эксперты рекомендовали транспортникам уходить от «дубляжа». Например, на Ленинском проспекте троллейбусы теряют массу времени в ожидании, когда же они смогут подъехать к остановке.

#КРТИ #движение #дороги #общественный транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 010 (6363) от 22.01.2019 под заголовком «Автобус-градостроитель».


Комментарии