Ассоциация художественных музеев России начала работу

В Русском музее состоялась первая рабочая встреча директоров музеев — участников Ассоциации художественных музеев России, созданной летом нынешнего года. В ней — очно и онлайн — приняли участие более тридцати директоров художественных музеев страны.

Ассоциация художественных музеев России начала работу | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

— Здесь нет берегов для творчества и инициатив, — такими словами участников встречи приветствовала Алла Манилова, генеральный директор Русского музея. В июле она поддержала предложение директоров более двадцати ведущих художественных музеев страны о создании ассоциации под эгидой Русского музея. На сегодняшний день в ассоциацию входят уже порядка пятидесяти музеев.

РМ.jpg

ФОТО предоставлено пресс-службой Русского музея


— Художественные музеи — это пространство, где собраны невероятно ценные коллекции, требующие особого отношения, в том числе в области сохранения и реставрации музейных шедевров.

Все, что привлечет новых посетителей в ваши музеи, все, что интересно профессиональному сообществу в ваших регионах, станет предметом нашей совместной работы. Со своей стороны Русский музей поможет музеям по всем направлениям их деятельности. От предоставления своих богатейших коллекций на выставки до повышения квалификации сотрудников, от помощи в реставрационных работах до подготовки детских программ, — заверила Алла Манилова.

Генеральный директор Русского музея обсудила с Аллой Хатюхиной, директором Ярославского художественного музея, и Виталием Поповым, директором Рязанского историко-архитектурного музея-­заповедника, планы создания в ближайшие год-два выставочных центров Русского музея в городах, где расположены эти музеи. Членами ассоциации могут стать, между прочим, все музеи, имеющие в своих коллекциях художественные произведения.

Для гостей, приехавших в Петербург, музей организовал посещение отдела реставрации станковой масляной живописи, где началась реставрация картин из Таганрогского художественного музея, пострадавших летом при взрыве ракеты. 

Комплексная реставрация таганрогских экспонатов проводится при поддержке «Газпрома» — партнера реставрационных проектов Русского музея. Прежде чем познакомить гостей с работой реставраторов, Алла Манилова напомнила коллегам, что Таганрогский художественный музей и Донецкий художественный музей вступили в ассоциацию в тот же день, когда было объявлено о ее создании.

По словам Татьяны Пугач, директора Таганрогского художественного музея, основной задачей ассоциации будет не только реализация ярких совместных выставочных проектов, но и поддержка в трудные минуты испытаний. «Первым протянул нам руку помощи Русский музей, предложив отреставрировать наши произведения в одном из лучших реставрационных центров России», — отметила Пугач.

В работе по восстановлению произведений из Таганрогского художественного музея принимают участие 15 художников-реставраторов трех мастерских Русского музея: реставрации станковой масляной живописи, живописи смешанных техник и реставрации каменной и гипсовой скульптуры. Помогают им научные сотрудники лабораторий технологических и химико-биологических исследований.

После состоявшегося на днях заседания реставрационного совета для каждого произведения разработана индивидуальная методика восстановления. Реставраторы не ограничатся устранением только механических повреждений, полученных в результате взрыва: произведениям вернут облик, наиболее приближенный к оригинальному авторскому варианту.

Надежда Егорова, художник-реставратор первой категории, работает с картиной Станислава Жуковского «Зимний вечер». С помощью клея, папиросной бумаги и утюга, разогретого до 40 градусов, она «сажает» грунт и красочный слой к холсту. Потом с помощью отжатого влажного тампона бумага будет удалена и можно будет продолжить реставрацию живописи.

Ольга Кленова, ведущий художник-реставратор, занимается сильно поврежденной картиной Андрея Шопена «Благословление Ревекки». Сначала, где это возможно, она соединяла встык нити разорванного холста. Там, где холст был выбит и образовались отверстия, выполняются вставки. Для этого используются «донорские» кусочки с тех частей холста, которые загибаются на торцы подрамника. «К счастью, на этих фрагментах есть авторский грунт, это идеальный материал для восполнения утрат тех частей холста, на которых находится изображение», — поясняет Кленова. Следующим этапом будет восполнение утрат самой живописи.

Картина Шопена «Проводы Ревекки» пострадала не так сильно. Как рассказал нашей газете Марат Дашкин, заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи, картина неоднократно покрывалась лаком. В данном случае лак «прослоен» копотью, которая появилась во времена бытования картины середины XIX века при свечном освещении. Осмотр картины показал, что при проведении предыдущих реставраций потемневший лак, как и положено, утоньшали, делая светлее — полностью лак никогда не удаляют. Но по каким‑то причинам оставили нетронутым один фрагмент, где находится авторская подпись. Возможно, из опасений ее повредить.

Сейчас Дашкин занимается именно этим участком картины. «Мы получили возможность исследовать все слои лака, что поможет при реставрации картины. Первые исследования в нашей химической лаборатории показали, что использовался натуральный смоляной лак», — поясняет Дашкин. Реставратор работает с помощью микроскопа, соединенного с компьютером, что позволяет не только видеть результат на большом экране в реальном времени, но и сохранить видеозапись, чтобы посмотреть ее в случае необходимости.

Реставраторы намерены завершить свою работу с произведениями из Таганрога к 1 марта будущего года. После этого планируется выставить их в Русском музее, что позволит специалистам увидеть, как картины, рисунки и скульптуры будут чувствовать себя после «лечения», а уже затем они вернутся домой.

Отвечая на вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей», возможно ли открытие виртуального филиала Русского музея в Таганрогском художественном музее, Алла Манилова ответила утвердительно. Она пояснила, что теперь такой филиал требует новых форматов подачи цифрового контента для разных аудиторий, прежде всего для молодежи. Это подтверждает опыт работы обновленного виртуального филиала Русского музея на Кубе, который стал местом притяжения для школьников и студентов. «Когда Ростовская область восстановит здание музея в Таганроге, надеюсь, мы сможем найти необходимое нам пространство, чтобы посетители виртуального филиала узнавали историю Русского музея, историю России через историю Русского музея», — отметила Алла Манилова.


#художники #музей #встреча

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 174 (7503) от 18.09.2023 под заголовком «Большая встреча в Русском музее».


Комментарии