Арктика - наше все. В Петербурге стартовала выставка и конференция ОМР-2022

Выражение «Арктика — наше все», вошедшее в обиход, кажется в наши дни вполне убедительным. А уж если рассматривать эту тему сквозь призму судостроения, то и подавно. Неудивительно, что очередной форум, связавший обе повестки, вновь привлек ведущих специалистов из разных отраслей и регионов. Вчера в «Экспофоруме» стартовала Международная выставка-конференция по судостроению и разработке высокотехнологичного оборудования для освоения Арктики и континентального шельфа (ОМР-2022).

Арктика - наше все. В Петербурге стартовала выставка и конференция ОМР-2022 | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Стремительно развивающаяся Арк­тика действительно как никогда нуждается в прорывных технологиях и смелых инженерных решениях. И российская судостроительная отрасль сейчас неразрывно связана с обновлением этой бескрайней территории.

Благодаря «пересечению» столь значимых направлений появляются крупные проекты во многих жизненно важных сферах: строительство судов ледового класса, коммуникации и логистика, технологии для морской добычи сырья и освоения континентального шельфа, безопасное судоходство и т. д.

Конечно, все инновации, имеющие отношение к такого рода проектам, на выставке, проходящей в дни форума (13 – 16 сентября), не увидишь — их огромное множество. Но представление о том, как развиваются «арктические» технологии с того времени, как форум дебютировал, то есть с 2014 года, получить можно. Познакомившись при этом с некоторыми новинками, уже работающими в Арктике, и теми, которые на подходе.

Петербургский стенд, как срез возможностей нашего региона, тоже достаточно показателен. Правда, это не самые последние разработки — едва ли не все они кочуют от одной выставки к другой. Но зато подтверждают, что Петербург остается и технологическими «воротами» в Арктику, и морской столицей страны.

«Наш город по праву считается крупнейшим центром судостроения, подготовки кадров и проведения исследований, направленных на реализацию стратегических национальных приоритетов России в Арктике», — отметил губернатор Александр Беглов в приветственном обращении к участникам форума.

Что представил Петербург на OMR-2022 в нынешнем году? Многофункциональный атомоход проекта 10570 (точнее, его макет), способный двигать льды как на трассе Севморпути, так и на мелковод­ных участках. Это детище ЦКБ «Айсберг». Тут же красуется макет пассажирского теплохода серии А45–90.2 — два таких судна строятся ныне на петербургских верфях для Красноярского края.

Компания «Океанос» знакомит посетителей с новейшими подводными технологиями. Имеется в виду океанографическая станция базирования подводных необитаемых аппаратов (то есть ее макет). А компания «Морские навигационные системы» показывает свой морской глубоководный манипулятор нового поколения, при виде которого у знатоков загораются глаза.

На том же стенде можно увидеть гидрометеорологический буй «Амнис» (НПП «Радар ММС»), мечту северян, и образец навигационного оборудования XXI века — макет радиомаяка АРМ-150МА (АО «Техномарин»). Модель агрегатора грузооборота Севморпути представила ассоциация «Единая логистика», знакомая всем, кто занимается грузоперевозками в студеных морях. А Корабелка показывает на выставке цифровой тренажер, который применяется при подготовке моряков и специалистов для рыбопромыслового флота.

Как, вооружившись такими новинками, и дальше «оживлять» просторы Арктики, осваивать ее богатства без ущерба для окружающей среды, развивать инфраструктурную базу? Участники форума обменялись мнениями по этому поводу на пленарном заседании. Его тема — потенциал отечественных отраслей, задействованный при освоении углеводородных ресурсов в материковой части Арктики и на континентальном шельфе.

Обсудят эти вопросы и на «круглых столах». Один из них, кстати, организует петербургское подразделение знаменитого Курчатовского института — ЦНИИ КМ «Прометей». Специалисты поговорят там о создании полимерных композитов, обладающих особыми свойствами. Ведь конструкции, сделанные из таких материалов, должны противостоять сильным морозам и выдерживать большие нагрузки.

Кроме того, в рамках форума впервые намечается провести молодежную сессию (подготовка кадров для судостроения, арктической медицины и освоения ресурсов этого края) и биржу импортозамещения. Участникам встречи также предоставят возможность самим побывать на Балтийском заводе, в Арктическом институте (ААНИИ) и Крыловском государственном научном центре, где пройдут технические семинары.

Насколько результативным окажется форум OMR-2022, сказать пока трудно. Но в том, что он будет содействовать запуску на Крайнем Севере новых крупных инвестиционных проектов и продвижению там современных технологий, организаторы встречи уверены. Тем более что среди ее участников — федеральные чиновники (Минэнерго РФ и Минприроды РФ) и представители, пожалуй, всех крупных российских ассоциаций, промышленных компаний, верфей, КБ и научных центров, связанных с Арктикой.

#Арктика #Экспофорум #форум

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (7254) от 14.09.2022 под заголовком ««Прометей» обживает Арктику».


Комментарии