Как Юра Жорно Петроградку изуродовал
Над Малым проспектом Петроградской стороны у зеркальной стены поднимаются статуи - символы неких европейских городов. А еще тут обещают установить «ангела-хранителя». Так помпезно завершается 15-летний долгострой, владелец которого считает свое торговое здание шедевром, который, может быть, не всем дано оценить. И действительно, некоторые критики называют фасад «запредельно плохим», автор же первоначальной концепции и вовсе попросил не упоминать его в связи с этим проектом.
Фото автора
Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» председатель Петроградского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Людмила Семыкина, это один из целого ряда проектов начала 2000-х, когда зеленые зоны Петроградской стороны застраивались разного рода коммерцией.
Надел на углу Малого проспекта и Рыбацкой улицы, как следует из материалов судебных заседаний, в 2003 году был продан с торгов компании «Реди» для строительства торгового центра и ресторана быстрого питания. По данным сайта www.kartoteka.ru, эта фирма контролируется предпринимателем Юрием Жорно, известным как руководитель корпорации «Ковчег», а также как инициатор установки нескольких памятников в Петербурге.
Фото: скриншот https://fundzhorno.livejournal.com/9660.html
По условиям инвестиционного договора с городом, стройка давно должна была завершиться, но сроки все время сдвигали (в последний раз - на июнь 2013-го). По несбывшимся планам с этим долгостроем на Петроградской стороне может конкурировать разве что гостиница «Северная корона» на Карповке, которая была построена, но не откроется уже никогда.
Смольный пытался взыскать с инвестора здания на Малом около 32 млн рублей пеней за просрочку строительства, но арбитражные суды нескольких инстанций чиновникам отказали. Застройщику удалось доказать, что задержка была вызвана объективными причинами, а именно - сложностями с подключением к электрическим сетям «Ленэнерго». Чтобы добиться подключения, с монополистом коммерсантам также пришлось судиться. Тогда энергетики построили во дворе одного из соседних домов необходимую для этого проекта трансформаторную подстанцию.
По наблюдениям корреспондента «СПб ведомостей», недавно строительство активизировалось. Полукруглый фасад здания украсили расположенные на уровне верхних этажей скульптуры.
Облик здания на Малом перерабатывался по ходу строительства. Первоначально проектированием занималась «Студия 44» Никиты Явейна. Но у этой мастерской не сложились отношения с заказчиком, и к выходу рабочих на стройплощадку сотрудничество прекратилось.
Коммерсанты достраивали здание уже самостоятельно, по своему разумению. «Там все самодеятельность, весь этот дом. Я к нему никакого отношения не имею, от меня там осталась только форма здания», - сказал «СПб ведомостям» Явейн. Во-первых, по его словам, постройку возвели на этаж выше, чем планировалось. Во-вторых, площадь остекления увеличили. В-третьих, были изменены и пропорции. И скульптур, конечно, не планировалось. «Я считаю, что получился какой-то ужас», - добавил наш собеседник.
Скептически оценил новостройку и заслуженный архитектор России Максим Атаянц. Он сказал «СПб ведомостям», что здание имело бы право на существование, если бы не попытки использования приемов традиционной архитектуры в декоре фасада (колонн и статуй). Без них оно было бы одной из многих подобных стеклянных построек, притом довольно безликой. Но созданное архитектурное оформление под классику вышло «запредельно плохим». Похоже, что им занимался скульптор, а не архитектор, полагает эксперт.
Юрий Жорно придерживается совсем другой точки зрения. «Я для себя совершенно четко понимаю, что мы создали памятник архитектуры. Люди, с которыми я общался (абсолютно независимые), говорят, что за последние 30 лет ничего даже близко не было по качеству архитектуры, материалов и по эстетическому восприятию», - сказал «СПб ведомостям» меценат. Воздав должное Явейну как «профессионалу очень высокого уровня», Жорно усомнился в выбранном архитектором решении для этого конкретного дома: «Он хотел сделать там хаотичное здание с трубами и металлическими балками из красного металла...».
По словам Жорно, над всеми статуями работал «молодой, до сорока, но очень талантливый скульптор». Большинство изваяний создано на основе известных скульптур - символов городов Европы, но с изменениями (к оригиналам добавлены щиты). А символ Петербурга - «ангел-хранитель нашего города» - полностью авторское произведение.
В ближайшие полтора месяца здание обретет законченный облик, а открытие запланировано уже на следующий год. На фасаде новостройки выложили название нового универмага. Над его парадным входом и собираются установить «ангела-хранителя».
Торговый центр на Малом проспекте не единственный случай, когда архитектор разошелся во взглядах с заказчиком и отказался от авторства. Напомним, что похожая история произошла со «Стокманном» на Невском проспекте. Там архитектор Юрий Земцов также не спешит принять на себя лавры творца новостройки, сославшись на то, что она была значительно изменена финскими проектировщиками. Мастерская еще одного зодчего, Рафаэля Даянова, уже в разгар работы прекратила проектирование гостиницы на Литейном проспекте, 5, поскольку заказчик предпочел увеличить здание еще на один этаж. А фирма «Спецпроектреставрация» в свое время отказалась от авторского надзора за Ямским рынком, поскольку заказчик, не вняв аргументам архитекторов, предпочел изменить конфигурацию мансарды.
Этот перечень можно продолжать.
P.S. По некоторым данным, предприниматель Юрий Жорно хорошо известен в криминальных кругах. По сообщениям СМИ, в 1998 году он был арестован по подозрению в коммерческом подкупе. Предприниматель-политик неоднократно становился фигурантом скандалов. Например, Жорно пробовал приспособить под коммерческое строительство священную для ленинградцев территорию Парка Победы. Жорно работал помощником печально известного вице-спикера ЗакСа Виктора Новоселова. Его имя неоднократно упоминалось в связке с группировками известных криминальных «авторитетов».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (6324) от 19.11.2018 под заголовком «Ангел торговли».
Комментарии