Афродита вышла к людям. Экскурсия по историческому зданию КГИОП
Накануне своего 100-летия комитет Госинспекции по охране памятников (КГИОП) завершил реставрацию парадной лестницы в своем здании на площади Ломоносова.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
В 1828 году его построил Карл Росси для Министерства народного просвещения. Это была часть грандиозного и не полностью реализованного классицистического ансамбля от Невского проспекта до набережной Фонтанки.
Небольшую экскурсию для «Санкт-Петербургских ведомостей» провел Сергей Макаров, председатель КГИОП. Она началась на улице с показа окон, выходящих в одну из двух арок, которые соединяют дома № 1 и 2 на площади Ломоносова, в обиходе называемой «ватрушкой» (из-за круглого сквера в ее центре).
Макаров объясняет, что впервые за многие годы эти окна были раскрыты от заглушек. Это сразу сделало светлым вестибюль, который также освобожден от лишних перегородок. Стало понятно, как через загрузочные люки под окнами подавали уголь для отопления здания, какими были резервные проемы в окнах для того, чтобы в холодные зимы внести дополнительный уголь.
Однако окна закрыли ставнями - для сохранения исторического облика, по соображениям безопасности и гигиены: поток машин, несущихся по улице Ломоносова, оставляет здесь следы, которые трудно удалять.
Заходим в вестибюль. Тут сохранилась печь с дымоходом, идущим через все пятиэтажное здание. О ней напоминает скромная металлическая дверца и два продуха для чистки дымохода. Теперь в вестибюль с лестницы переместилась скульптурная композиция «Рождение Афродиты» (чугун, литье, гальваническое покрытие - медь, Франция, неизвестный скульптор, 1886 год). До 1930-х годов она находилась, предположительно, в Зимнем саду особняка Сан-Галли (Лиговский проспект, 60 - 62), позже - под открытым небом. В 2003 году в ходе реставрации выяснилось, что Афродите нужно закрытое помещение, иначе она снова превратится... в пену морскую, откуда, по преданию, и вышла. Скульптура была взята на временное ответственное хранение КГИОП и размещена в здании комитета у основания лестницы. Но - позади поста охраны - и это вызвало протест одного страстного любителя старины.
Он отправил в Москву письмо, жалуясь на то, что лишен доступа к культурному наследию. Теперь доступ к Афродите ему и другим поклонникам женской красоты обеспечен: чугунная богиня установлена в вестибюле при входе.
На лестницу вернется лифт, который существовал в 1950 - 1990-е годы. Точнее, это будет современное подъемное устройство из стекла, которое не закрывает обзор исторической лестницы. Аналогичный работает в соседнем здании, где квартирует КГА...
Поднимаемся по лестнице. Макаров рассказывает, что самые жаркие споры у специалистов вызвал выбор цвета стен. За все время бытования здания их было 11. В итоге победил жемчужный - любимый цвет Росси. Стены отделаны исключительно известковой штукатуркой, без применения цемента. Кстати, при реставрации лестницы были обнаружены три предыдущих слоя штукатурки и все известковые. Можно увидеть срез всех слоев и в глубине - кирпич времен Росси, который лично следил за качеством поставляемого стройматериала.
Все двери, выходящие на лестницу, теперь одинаковые. В Петербурге нашли мастеров, которые умеют раскрашивать простое дерево под благородный дуб так, что не отличишь. Другие умельцы нарисовали на лестнице «плинтус», имитирующий известняк. Из него выложены лестничные ступени, а рисунок нужен, чтобы было проще мыть присутственное место, где бывают много посетителей.
В то же время решено сохранить вставки на основе эпоксидной смолы, которыми около 20 лет назад «санировали» известняковые ступени. Вставки имеют зеленый цвет, но хорошо держатся, а известняк стал раритетом. Там, где он потребовался для пола в вестибюле, с трудом нашли нужный в месторождении «Бабино Сельцо».
На лестнице воссозданы шесть бра, они появились в начале ХХ века и изначально были электрическими. Наверху над круглым плафоном встроены мощные лампы, которые дают сильный равномерно рассеянный свет. «Чтобы у людей было ощущение, что на улице всегда хорошая погода», - шутит Макаров. И серьезно добавляет, что все материалы, использованные при реставрации лестницы, отечественного производства.
На первом и втором этажах (при Росси это был один этаж под сводами, еще до 1917 года сделали два) по разным, не зависящим от КГИОП, причинам пустовало около одной тысячи кв. метров помещений. Теперь там комфортно размещены сотрудники. В одном из коридоров сохранилась белая кафельная печь времен Росси, изразцы тщательно отреставрированы.
«А как же обещанный вами музей КГИОП?» - спрашиваем Макарова. «Придется подождать, - отвечает он. - Наша коллекция пока скромная - львиная лапа от треножника а-ля Росси, материалы по памятнику Ленину у Финляндского вокзала, детские игрушки, найденные в особняке Половцова, в основном предметы, обнаруженные при реставрации зданий. Когда соберем побольше, обязательно найдем им достойное место».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 192 (6301) от 16.10.2018 под заголовком «Афродита вышла к людям».
Комментарии