Здесь русские духи… Какие перспективы у отечественного парфюма?

До недавнего времени в российских магазинах доля импортной парфюмерии составляла 70 %, декоративной косметики — 80 %, уходовой косметики — 50 %. Однако, несмотря на уход значительной части зарубежных брендов, дефицита парфюмерной и косметической продукции на отечественном рынке эксперты не прогнозируют.

Здесь русские духи… Какие перспективы у отечественного парфюма? | ФОТО Валерия ШАРИФУЛИНА/ТАСС

ФОТО Валерия ШАРИФУЛИНА/ТАСС

Все больше Русью пахнет

По данным регионального департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia, за первое полугодие 2022 года в торговых центрах Петербурга количество магазинов по продаже косметики и парфюмерии сократилось на 6 %. Сегодня в торговых залах с духами и губными помадами ажиотажа нет. Редкие посетители заходят по необходимости, чтобы приобрести закончившуюся пудру или тушь либо просканировать постоянно растущие ценники на привычные импортные бренды, которые постепенно исчезают с витрин, так как большинство из них заявили о приостановке работы или уходе с российского рынка.

Тем не менее, по данным национальной системы цифровой маркировки «Честный знак», в первом полугодии 2022 года продажи парфюма оте­чественного и иностранного производства в отечественной рознице и через Интернет выросли на 75 % (вероятно, сказался всплеск покупок впрок в марте). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года было продано 39,6 млн единиц против 22,6 млн единиц.

Если для наглядности взять сегмент парфюмерии, то его предложение перекрывает спрос более чем на 30 %. При этом общее поступление на наш рынок парфюмерных товаров (отечественное производство и импорт) сократилось на 19,2 % и составило 55,4 млн единиц. Зато доля поступления товаров отечественного производства на парфюмерный рынок выросла в сравнении с прошлым годом на 55,2 % и составила 62,4 %.

«Эксперты фиксируют интерес россиян к отечественным духам, — отмечает руководитель товарной группы «Духи» национальной системы цифровой маркировки «Честный знак» Кирилл Волков. — Продажи духов российского производства выросли на 104 %. В натуральном выражении они составили 18,4 млн единиц (за январь — июнь 2021 года — 9 млн единиц). Всего в первом полугодии россияне потратили на парфюмерную продукцию отечественного производства более 6,4 млрд рублей».

Словом, знаменитая пушкинская фраза становится все более актуальной. Больше всего отечественная парфюмерия пользуется популярностью у жителей Москвы, Московской, Новгородской, Мурманской, Пензенской областей. Также в десятку регионов по продажам вошли Омская и Смоленская области, Краснодарский край. Петербург расположился на девятой строчке рейтинга, а закрывает его ­Республика Татарстан.

Больше всего парфюмерной продукции произвели в Московской об­ласти (15,2 млн единиц за январь — июнь 2022 года), Москве (13,7 млн), Северной Осетии (2,6 млн) Татарстане (1,7 млн) и Удмуртии (910 тыс.).

Интерес к отечественным брендам проявляется не только в парфюмерии.

«Сегодня заметен растущий запрос на бренды, сделанные в России, — подтверждает генеральный директор «Л’Этуаль» Татьяна Володина. — Ежегодно в сети продается более миллиона ароматов российских производителей. В 2022 году покупатели сети все чаще выбирают отечественные духи: прирост за период весна-лето составил 61 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В летний период покупатели выбирали ароматы с цветочными и фруктовыми нотами».

Учитывая появившийся спрос, федеральная парфюмерно-косметическая сеть планирует и дальше расширять ассортимент российскими парфюмерными брендами, в том числе товарами собственных торговых марок. Это реально, так как она располагает собственным производством в России, имеющим все требуемые сертификаты. Его мощность позволяет производить 80 тысяч литров парфюмерии в месяц (это более 20 миллионов флаконов в год). Завод имеет две собственные лаборатории для разработки инновационных продуктов, которые соответствуют мировым стандартам качества.

Кроме того, компания «Алькор и Ко», которой принадлежит «Л’Этуаль», стала собственником сети розничных магазинов и интернет-магазина косметики, парфюмерии и бытовой химии «Подружка». Предполагается, что объединение компаний позволит увеличить ассортимент обеих сетей, расширить географию поставщиков, усовершенствовать доставку.

А специалисты сети «Улыбка радуги» на фоне постепенного исчезновения с полок магазинов товаров зарубежных брендов разработали средства нового бренда Botaniqua, который стал первой собственной торговой маркой натуральной косметики в портфеле ретейлера.

Продажи собственной линии косметики запустил и «Самокат». Сейчас в «Самокат Бьюти» уже представлен широкий ассортимент парфюмерии, декоративной, уходовой косметики и аксессуаров известных брендов — более семи тысяч наименований.

Не отстает и онлайн-гипермаркет «Vprok.ru Перекресток». Он расширил линейку товаров для красоты и ухода в два раза и запустил онлайн-магазин косметики. Ассортимент нового магазина составляет 14 тысяч позиций за счет добавления профессиональной декоративной и уходовой косметики, космецевтики, азиатской и мужской косметики. В планах развитие еще нескольких категорий, в том числе органической косметики, а также брендов, разработанных звездами и блогерами.

С энтузиазмом освободившийся от европейских брендов рынок осваивают дружественные России страны, особенно из СНГ. В частности, уже сегодня на витринах наших магазинов появляется косметика, сделанная в Белоруссии, Казахстане, Корее. Активно интересуются российским рынком компании из Индии, Турции и Египта. Но в этом случае не все так просто. Декоративная косметика — очень сложное направление для внедрения в другую страну, так как требуется адаптация к расовым особенностям с предпочтениями цветовой гаммы губных помад, теней, румян и т. д. Именно эта проблема проявилась при детальном рассмотрении декоративной косметики из Индии, яркая палитра которой вряд ли понравится россиянкам, привыкшим к сдержанным европейским тонам.

Сложные перспективы

Несмотря на более-менее оптимистичные итоги первого полугодия, вторая часть года для отрасли будет сложной. Понимая это, практически все участники рынка сейчас поднимают цены, меняют рецептуру, откладывают запуск новых продуктов.

В числе одной из самых актуальных проблем отечественной индустрии — сложности с сырьем. Как и в фармацевтике, в косметическом и парфюмерном производстве чуть ли не 90 % компонентов импортного происхождения. К примеру, в создании декоративной косметики используется около пяти тысяч различных зарубежных компонентов, многие из них импортозаместить невозможно, в том числе по причине отсутствия необходимых климатических условий. Сейчас производители ищут замену европейским компонентам в Турции, Китае, Индии.

Минпромторг ведет переговоры с российскими химическими предприятиями об их переориентации на производство нужных косметических ингредиентов. Многие эксперты считают, что необходимо поддержать су­ществующие химические предприятия, которые могли бы производить сырье. Но даже если этот процесс увенчается успехом, ждать его придется несколько лет.

Еще один больной вопрос — дефицит тары. Он существует не только в нашей стране, где флакончики, баночки и коробочки для духов и кремов практически не производят, но и в Европе, где некоторые производства стеклянной и другой упаковки сейчас останавливаются из‑за нехватки газа и по другим экономическим причинам.

Что касается масштабного строительства специализированных производственных линий в России, то, по мнению экспертов, делать это пока не нужно. По данным на конец лета, в стране работало не менее четырехсот производств косметики, которые в среднем не уступают импортным аналогам. Другое дело, что с их деятельностью мало знакомы не только рядовые потребители, но даже профессиональные игроки рынка и представители власти. Это объясняется тем, что они долгое время были вынуждены развиваться в условиях агрессивной конкуренции со стороны крупных зарубежных компаний, которые вкладывали огромные деньги в маркетинг и рекламу.

Три миллиарда на красоту

Сегодня многие предприятия отрасли обратились к государству за материальной поддержкой. Однако субсидирование вряд ли сможет покрыть нужды всего производственного комплекса, так как антикризисные меры в первую очередь направлены на более важные отрасли экономики.

Тем не менее для поддержки и развития парфюмерно-косметической индустрии этой весной был создан совет по развитию парфюмерно-косметической промышленности, в который вошли представители Минпромторга России и профильных ассоциаций, а также производители парфюмерно-косметической продукции.

Летом в Минпромторге России состоялось первое заседание совета под председательством главы Минпромторга Дениса Мантурова, на котором был поднят вопрос о доступе в российские торговые сети ­отечественных производителей парфюмерно-косметической продукции. Было отмечено, что производителям необходимо соблюдать условия сетей — объемы, сроки поставок и качество всегда должны быть одинаковыми по всем регионам, чтобы потребители могли быть уверены в качест­ве продукции. А федеральные сети в свою очередь должны помогать производителям, особенно небольшим, адаптироваться. Также было отмечено, что компании могут представить свою продукцию на маркетплейсах.

Совет также обсудил локализацию производства ингредиентов для продукции парфюмерно-косметической отрасли. По словам заместителя министра промышленности и торговли РФ Михаила Иванова, на разработку ­НИОКР по сырью для малотоннажной химии на 2023 – 2024 годы уже предусмотрено 3 млрд рублей.

В ходе заседания были утверждены руководители отдельных секций совета — каждая из семи секций будет отвечать за развитие отдельного сегмента отрасли — это уходовая и декоративная косметика, аэрозольная продукция, парфюмерная продукция, средства гигиены полости рта и другие направления. Кроме того, по итогам заседания было решено добавить еще одну, восьмую, секцию, тесно связанную с парфюмерно-косметической отраслью, — бытовая химия.

Параллельный аромат

Еще один способ поддержки отечест­венного рынка парфюмерии и косметики, на который сделало ставку государство, — параллельный импорт. По мнению чиновников, это должно снизить дефицит и поддержать привычный ассортимент для наших потребителей.

Еще в мае Минпромторг РФ опубликовал перечень из более полусотни категорий товаров, доступных для параллельного импорта. Часть популярных косметических и парфюмерных брендов в этот перечень не вошли. Но уже в августе Минпромторг дал согласие на ввоз в Россию парфюмерно-косметической продукции некоторых широко известных бьюти-брендов без разрешения владельцев данных торговых марок.

Однако сами представители отрасли к параллельному импорту относятся скептически. Во-первых, стоимость товаров, привезенных на волне параллельного импорта, будет значительно выше. И даже импортный массмаркет, завезенный по такой схеме, будет стоить столько же, сколько товары премиального качества.

Также эксперты предупреждают, что под прикрытием параллельного импорта на нашем рынке может появиться еще больше контрафакта. И это притом что та же парфюмерная продукция в последние годы входила в пятерку самых популярных категорий по доле контрафакта после одежды, обуви, детских игрушек и игр. По данным Центра развития перспективных технологий, оператора системы маркировки и прослеживаемости «Честный знак», за первое полугодие 2022 года в парфюмерной отрасли 6577 компаний допустили полтора миллиона нарушений на 2,5 млрд руб­лей. Больше всего нарушений в парфюмерной отрасли зафиксировано в Краснодарском крае. Следом идут Москва, Московская и Смоленская области. Замыкает пятерку недобросовестных регионов Петербург.

Кроме того, даже настоящие брендовые продукты из других стран, не предназначенные для нашей страны, могут отличаться от тех, к которым привыкли российские потребители. Дело в том, что технология производства косметики учитывает много нюансов, в числе которых жесткость воды в регионе, для которого производится продукция, тип кожи у населения и другое. В итоге оригинальный качественный товар, адаптированный для другого рынка, нашими потребителями будет справедливо воспринят как некачественный.

Также стоит иметь в виду, что косметика и парфюмерия — это сложная постоянно развивающаяся система. Все новинки требуют профессиональной маркетинговой поддержки. Кто будет этим заниматься в условиях параллельного импорта, непонятно.


#парфюмерия #рынок #косметика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 184 (7267) от 03.10.2022 под заголовком «Здесь русские духи…».


Комментарии