Запутались в прилавках. Минпромторг надеется спасти малый бизнес от федеральных сетей

Долгое время нас убеждали, что в отличие от сетей маленькие независимые магазины, рынки и тем более нестационарная торговля - это зло, поскольку в них «продаются некачественные, непроверенные товары, процветает антисанитария, да и внешний вид городского пространства они портят». Однако, согласно новой стратегии развития торговли РФ на период с 2020 до 2025 года, разработанной Минпромторгом, политика на этом рынке должна поменяться.

Запутались в прилавках. Минпромторг надеется спасти малый бизнес от федеральных сетей | Уход с рынка крупных игроков - кажущееся решение проблем торговли. ФОТО Сергея САВОСТЬЯНОВА/ТАСС

Уход с рынка крупных игроков - кажущееся решение проблем торговли. ФОТО Сергея САВОСТЬЯНОВА/ТАСС

От «великанов» к серости

Главная проблема современной отечественной розничной торговли - доминирование и жесткая конкуренция со стороны федеральных сетей. Малый бизнес в сложившихся условиях находится в критическом положении на грани исчезновения. Однако именно малые форматы торговли являются единственными гарантированными каналами сбыта для местных производителей. Причина - федеральные компании предпочитают работать только с московскими производителями и поставщиками.

«Основной торговый формат отечественной розницы - сетевой ретейл, - подтверждает директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Никита Кузнецов. - Более того, на рынке доминируют именно крупные федеральные сетевые проекты, которые вытесняют региональные сети. За пять лет в стране количество региональных торговых сетей сократилось с 700 игроков и 18 тысяч магазинов в 2015 году до 400 игроков и 15 тысяч магазинов в 2018-м.

При этом очевидно, что для нормального развития экономики на рынке должны присутствовать все торговые форматы и каналы сбыта, иначе происходят перекосы с негативными последствиями. Уничтожение несетевой розницы повлечет за собой исчезновение значительной части мелких производителей и консолидацию оставшихся. В итоге ассортимент сократится, и потребители получат стандартный набор однообразных товаров. Голода не будет, но будут серость и убогость. Конечно, это гипотетическая ситуация. Но мы должны эти риски иметь в виду и не допустить такого».

Стоит отметить, что в целом обеспеченность населения нашей страны торговыми площадями сегодня примерно вдвое ниже, чем в ведущих странах Европы, - она составляет около 830 кв. м на тысячу человек. И хотя Петербург - один из немногих городов, где отмечается самая большая обеспеченность торговыми площадями - около 1300 кв. м на тысячу жителей (четвертое место в России после Самары, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода), в местном сегменте розничной торговли опять-таки преобладает сетевой формат.

По данным Петербургского отделения УФАС РФ, доля крупных торговых сетей на рынке продовольственных товаров северной столицы составляет 91%. При этом такой степени проникновения на региональный рынок крупных сетей, как в городе на Неве, нет нигде в России.

Подсластить розницу

Всего в Петербурге на сегодняшний день насчитывается около 24 тысяч предприятий розничной торговли различных форматов общей площадью около 7 млн кв. метров. Из них 15 тысяч торговых объектов - это продовольственные магазины.

По данным компании Knight Frank St. Petersburg, всего за 2019 год в городе открылось около 120 объектов данного формата. Активно продолжила свое развитие московская сеть «ВкусВилл» (около 20% всех открытий в сегменте продуктов пришлось именно на эту компанию). Была отмечена активность у магазинов, специализирующихся на продаже мармелада и карамели. На местном рынке начали свою деятельность три столичные сети - «Карамельная фабрика», «Пират-Мармелад» и «Мармеладная бочка».

Не обошлось и без громких закрытий. Одним из главных стал уход с рынка магазинов сети «ТД Интерторг» (Spar, «Народная7Я», «СемьЯ» и «Идея»). Не выдержав конкуренции с федералами, покинул рынок холдинг «Продовольственная биржа» («Полушка», «Лайм» и «Всенародный»).

Изменения на розничном рынке затронули и крупные компании, такие как Auchan, Metro Cash & Carry, «О,Кей». Они потеряли позиции в рейтинге торговой розницы.

Кроме того, действующая система розничной торговли начала реагировать на изменения потребительского спроса. Сети стали трансформировать популярные ранее гипермаркеты в небольшие магазины «у дома», «жесткие дискаунтеры» и настраивать интернет-сервисы. В числе тех, кто пересмотрел свое отношение к «гиперформатам», - «Ашан», «Лента», «Магнит» и, конечно, X5 Retail Group.

Снова на базар?

Новая стратегия развития торговли делает ставку на многоформатную розницу, включающую сети, малые форматы, стрит-ретейл, вендинговую, нестационарную, мобильную торговлю и рынки.

«Рынки - это культурный элемент городской среды, и чем богаче город, тем лучше его рынки, - уверен Никита Кузнецов. - Если мы не будем уделять внимание их развитию, то наши города станут унылы и однообразны. К примеру, в туристических путеводителях по Барселоне, Мадриду, Парижу указаны адреса местных рынков, а не супермаркетов».

При этом за последнее десятилетие доля рынков в России сократилась более чем в два раза, и Петербург не является исключением. В нашем городе с 2018-го по 2019 год количество розничных рынков уменьшилось с 16 до 12, а проведенных ярмарок - с 138 до 46 единиц.

Дело в том, что к их организации предъявляются более жесткие требования, чем к другим форматам торговли. В результате частные рынки перепрофилируются в менее проблемные торговые комплексы. А оставшиеся рыночные объекты порой находятся в таком состоянии, что неинтересны ни покупателям, ни продавцам.

К примеру, в Петербурге в 2019 году был сформирован адресный перечень торговых мест для садоводов и огородников и предусмотрен упрощенный порядок их предоставления. Всего было выделено 900 торговых мест, из них 859 на бесплатной основе, 41 - на льготных условиях. Однако, по информации Петростата, на розничных рынках города по состоянию на 1.07.2019 фактически использовалось только 68% торговых мест, из них на сельскохозяйственных рынках - 64%.

Наряду с рынками в документе стратегии впервые представлена и концепция развития оптовых продовольственных центров, которые должны помочь региональным производителям в реализации товара и обеспечении потребителей местными продуктами. Сейчас этот сегмент очень слабо развит. Однако на территории Петербурга уже начались работы в этом направлении. Стартовал инвестиционный проект «ОРЦ Фуд Маркет» по строительству оптово-распределительного торгового центра сельхозпродукции в поселке Шушары. Комплекс будет работать с операторами оптовой и розничной торговли, с переработчиками сельхозпродукции. В итоге центр позволит хранить более 45 тысяч тонн продукции и обеспечить петербуржцев качественными продуктами. Строительство должно завершиться к 2021 - 2022 годам.

Не отстает и Ленинградская область, где оптово-распределительный центр планирует построить четыре овощехранилища вместимостью до 10 тысяч тонн, а также предприятия по переработке овощей и фруктов мощностью 7,6 тысячи тонн в год с производством желирующих компонентов, в том числе пектина, мощностью до 1 тысячи тонн в год. Выйти на заявленную мощность предполагается в 2024 году.

Очередное пришествие ларьков

«Развитие стрит-ретейла и уличной торговли в настоящий момент является приоритетной политикой правительства Петербурга в сфере торговли», - подчеркнул заместитель председателя городского комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Алексей Яковлев в своем выступлении на форуме «Дни ретейла на Неве».

Однако формат стрит-ретейла, который подразумевает организацию торговли вдоль пешеходных улиц в небольших магазинчиках, расположенных на первых этажах зданий, в большинстве российских городов отсутствует из-за особенностей советской и постсоветской застройки: ощущается острый дефицит небольших качественных торговых помещений. И даже несмотря на то что Петербург в этом плане исключение (в центре нашего города дома строились с расчетом на то, что все первые этажи будут отведены под торговлю), проблемы здесь существуют.

Что же касается неоднозначной темы нестационарной торговли, то, по новому мнению чиновников, мы должны избавиться от мифов, которые еще вчера формировались вокруг малых форматов торговли. Мол, и грязно там, и товары просроченные, и нестационарная торговля уродует внешний вид города. 

«На Западе люди не заморачиваются по поводу уличной торговли, - отмечает Никита Кузнецов. - В центре Рима на одной из самых оживленных площадей Кампо деи Фьори у стен архитектурных памятников античности люди торгуют прямо с ящиков. По соседству с магазином Tiffany располагается торговый лоток «все по 25 евро». И никто никому не мешает. На уличных ярмарках там можно купить любую одежду и белье. У нас почему-то принято считать, что торговать носками и трусами на ярмарках недопустимо. Однако не стоит забывать, что страны с развитым производством являются такими прежде всего потому, что выпущенный товар там можно легко продать».

#ретейл #торговля #малый бизнес

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 013 (6611) от 27.01.2020 под заголовком «Запутались в прилавках».


Комментарии