Запустить процесс заново. Автопром возвращается?

От санкционной блокады автопром Северной столицы пострадал заметнее других отраслей. По данным Петростата за 2022 год, объем производства в Петербурге упал по сравнению с 2021 годом на 90,2 %. Но теперь город планирует запустить процесс заново. «Мы работаем с федеральным центром над переформатированием этой отрасли. Есть варианты по оставленным производствам, — отмечает губернатор города Александр Беглов. — У нас есть наработки по двум заводам. В ближайшее время один из заводов приступит к выпуску продукции». По его словам, ситуация с третьим предприятием прояснится в течение ближайших 3 – 4 месяцев.

Запустить процесс заново. Автопром возвращается? | ФОТО Ростислава КОШЕЛЕВА/ТАСС

ФОТО Ростислава КОШЕЛЕВА/ТАСС

Японское станет китайско-российским

Действительно, бывший японский завод на Комендантском проспекте собирается начать работу уже в конце весны под новой вывеской, связанной с известным всем толь­яттинским брендом. На мощностях этого предприятия начнется сборка автомобилей в кооперации с китайской компанией. В начале февраля закрылась сделка по приобретению активов у подведомственного Минпромторгу ФГУП «Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт» (НАМИ), который в 2022 году активно собирал заводы иностранных автоконцернов в РФ.

99 % активов перешли тольяттинской компании за символическую стоимость в размере 1 евро, а оставшийся 1 % остается у ФГУП «НАМИ». По условиям сделки, у японского концерна сохраняется опцион по обратному выкупу этих активов в течение 6 лет.

Гендиректор тольяттинского концерна Максим Соколов сообщил, что до конца года на бывшей площадке японского производителя в Санкт-Петербурге объем производства может составить 10 тысяч автомобилей. А уже в 2025 – 2027 гг. планируют достичь выпуска 50 000 – 70 000 авто ежегодно.

Предприятие в ближайшем будущем намерено выпускать кроссоверы C и D классов, а также седаны. На первом этапе сборка автомобилей на заводе будет вестись крупноузловым методом. Но уже в течение двух-трех лет предполагается локализовать китайские модели, используя возможности более чем 30 региональных поставщиков автокомпонентов.

Что касается развития компонентной базы в Северной столице, то уже достигнута договоренность о привлечении кластера поставщиков из Петербурга и Ленобласти. Председатель городского комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик отметил, что власти города готовы поддержать завод за счет региональных программ поддержки промышленности, в том числе Фонда развития промышленности Санкт-Петербурга.

Вместе с тем нельзя сказать, что возобновление идет во всем гладко. В марте заводчане получили от руководства уведомление о начале «подготовки к запуску производства автомобилей». Однако необходимо было явиться и находиться на территории завода… «без выполнения каких‑либо действий, связанных с непосредственной трудовой деятельностью». При этом предприятие продолжало оставаться в простое.

Все бы ничего, но многие сотрудники завода за последний год успели найти подработку, и теперь их поставили перед выбором: либо уволиться, либо потерять доход на стороне. Руководство завода объясняет такое требование подготовкой к перезапуску конвейера, но вопросы остаются.

Кстати, и на самом тольяттинском заводе с производством сегодня не все ясно. Корпоративный трехнедельный отпуск перенесли с 24 июля на 29 мая «во избежание остановки производства». В компании отмечают, что по‑прежнему ведется работа по формированию новых логистических коридоров, происходит замена заблокированных к поставке компонентов (только за 2022 год заменено более чем 200 критических импортных автокомпонентов и материалов), осуществляется переход на поставщиков из РФ и дружественных государств.

И тем не менее из‑за прекращения поставок и нарушения договоренностей со стороны ряда поставщиков проблемы сохраняются. В Тольятти надеются возобновить производство в последней декаде июня, а за оставшееся время найти альтернативные детали и узлы, как локализованные в России, так и от поставщиков из «дружественных стран». Планы по производству в 2023 году более 400 тыс. автомобилей также остаются актуальными.

Электрокроссовер после грузовика

Более сложная ситуация складывается с другим бывшим японским автозаводом в Шушарах, который в январе распустил персонал и был законсервирован, а в конце марта также передан в собственность НАМИ. Как отметили в Минпромторге, соглашение подразумевает полную передачу прав собственности на здание завода, оборудование и землю. Сейчас министерство прорабатывает возможные варианты для скорейшего возобновления производства.

Разумеется, НАМИ не планирует самостоятельно выпускать автомобили и по аналогии с предыдущим примером может затем передать завод отечественному игроку. Претендент уже определен. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, сейчас прорабатывается вопрос о производстве на этом заводе электро­кроссоверов на базе уже созданного прототипа.

Все бы хорошо, но производство отечественного электромобиля, если оно будет одобрено, начнется не ранее 2026 года. Под машину предполагается использовать полностью новую платформу.

«Они спроектировали кузов, компоновку силового агрегата, батарею и т. д. Значит, они понимают, что надо делать, в отличие от многих других отечественных прототипов, которые показывали в России», — считает независимый консультант Сергей Бургазлиев.

В любом случае до 2026 года еще далеко. А в течение ближайших трех лет мощности предприятия в Шушарах планируют занять производством других автомобилей. По последним сообщениям, на петербургскую площадку перенесут с брянского автозавода сборку новых грузовиков, которые в апреле презентовал Минпромторг.

Корейцы поедут через Казахстан?

Остается неясной судьба российских активов корейского автоконцерна, который до сих пор официально не объявил о прекращении деятельности в России. Компания владеет площадками в Сестрорецке и Шушарах. На заводе завершен процесс оптимизации штата, большая часть сотрудников уволены, а вторую площадку в Шушарах не успели запустить.

И все‑таки есть хороший шанс сохранить автомобильное производство, поскольку на корейские активы нашелся претендент в виде казахстанской компании, владеющей автозаводом в Алма-Ате. По неофициальной информации, сделка близка к завершению и включена в повестку ближайших заседаний правительственной комиссии по иностранным инвестициям.

Кстати, производственные связи с соседней страной имелись и в прошлом. В 2021 году экспорт в страны ближнего зарубежья с петербургского завода составил 24 тысячи машин, 16 тысяч из которых отгрузили в виде машинокомплектов для сборки именно в крупнейшем городе Казахстана.

А в конце прошлого года простаивающий южнокорейский завод в Петербурге начал штамповать детали, сваривать и окрашивать кузова для популярной корейской модели и отправлять на свой завод в Алма-Ату для сборки машин уже там. Неудивительно, что переговоры о продаже петербургских активов казахстанцам идут, но пока решения нет.

Эксперт Сергей Бургазлиев считает, что возобновление производства автомобилей в Сестрорецке сейчас является реальным вариантом: можно наладить производство и поставку деталей через Казахстан. Например, из Кореи могут увеличить поставки запчастей в среднеазиатскую респуб­лику для последующего экспорта в Петербург.

«Однако сложность заключается в том, что есть санкционные ограничения по поставкам в Россию, например, на электронику. Большинство компонентов не были локализованы, поэтому первое время завод может работать через Казахстан, чтобы избежать санкций», — прокомментировал эксперт.

Другой автоэксперт Максим Кадаков уверен, что сам завод находится в нормальном рабочем состоянии. В принципе не только кузовное производство, но и все прочее оборудование, все линии можно запустить в течение двух-трех дней. У завода нет проблем со сталью, прокатом, со штамповкой, сваркой, окраской кузовов.

Что до завода в Алма-Ате, то производственная цепочка там перестроена. Если раньше он получал полный машинокомплект из Петербурга, то сейчас комплектующие поступают из Китая, Индии и других стран, а кузова едут из России. В результате себестоимость таких машин обходится даже чуть ниже, чем ранее. Кстати, они вполне могут попадать и на российский рынок, например, частным путем.

Между тем подготовка к возрож­дению российского автопрома продолжается не только в Северной столице. Так, у калининградского завода, который ранее выпускал корейские модели, теперь китайские партнеры. О старте проекта объявили в начале 2023 года, но к этому времени успели собрать уже несколько сотен седанов. В ближайшее время на заводе обещают увеличить уровень локализации, перейти к самостоятельной сварке и окраске кузовов — на переоснащение линии уже потратили более 100 млн руб. В 2023 году планируется запустить сборку еще трех кроссоверов, а также моделей другого китайского бренда.

А тем временем в Москве наконец‑то стартовало производство отечественных электрогрузовиков, которые были разработаны в Петербурге и произвели фурор во время ПМЭФ-2022. Тогда стартовать предполагалось уже через несколько месяцев, но в итоге прошел почти год.

Опоздание, конечно, вполне простительное. Жаль только, что для производства выбрали Москву, а не одну из площадок Северной столицы…

#производство #город #экономика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 73 (7402) от 24.04.2023 под заголовком «Автопром возвращается?».


Комментарии