В Петербурге собственники жилья будут больше платить за капремонт
«Посмотрел план капитального ремонта жилых домов на 2020 год. В нем есть 30 домов ТСЖ и ЖСК, которые не отдают взносы на капремонт в общий фонд, а копят деньги на собственном спецсчете. Это как раз наш случай. Общая стоимость капремонта в наших домах - чуть больше 250 млн руб. Часть денег - из бюджета, часть - со спецсчета. Еще в прошлом году город брал на себя львиную долю затрат. Нам оставалось заплатить совсем немного. Теперь наша доля существенно повышена. Мы в ближайшие годы, похоже, не можем накопить достаточные средства. И что делать? Глава жилищного комитета Борщев посоветовал мне закрыть спецсчет и уйти к региональному оператору. А его зам Шарлаев предложил поставить на общем собрании собственников вопрос об увеличении размера взноса...» Андрей СКВОРЦОВ, управляющий ЖСК «Университет-2» (Выборгский район, пр. Тореза, дома № 102 и 106)
Ремонт фасада блочной девятиэтажки стоит в среднем 20 млн рублей. Недешевое удовольствие для собственников... ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Похоже, аналогичные мысли посещают сейчас всех председателей ТСЖ и управляющих, которые рискнули открыть спецсчета.
Очевидно, стоит отметить, что вообще-то в законодательстве города был и остается пункт о 100-процентном бюджетном финансировании тех работ, которые требовалось выполнить в домах на дату приватизации первого жилого помещения и которые не были выполнены. И это вне зависимости от выбранного в доме способа накопления денег на капремонт: в фонд или на спецсчет.
Теперь о других работах. В 2019 году по постановлению городского правительства № 981 от 24 декабря 2018 года Фонд капремонта и дома со спецсчетами имели разные условия получения денег из бюджета. Фонд получал 95% на лифты и системы теплоснабжения. На прочие работы половина денег шла из фонда, половина - из бюджета. А в домах со спецсчетами все виды работ на 95% финансировал бюджет.
В 2020 году процентное соотношение резко изменилось (постановление правительства Петербурга № 53 от 10 февраля 2020 года). Теперь доля бюджета во всех случаях не 95, а 50%. То есть фонд и город оплачивают все виды работ в равных долях. А если деньги собственников дома лежат на спецсчете, то... тоже в равных долях.
В законе о капитальном ремонте в Петербурге ясно сказано, что городское правительство определяет порядок предоставления субсидий, исходя, в частности, из возможностей бюджета. В нынешнем году возможности эти не слишком велики: город планирует затратить на капремонт немногим больше 3 млрд руб. Остальное - из кармана собственников, где бы этот карман ни находился.
Немудрено, что перемены вызвали недовольство Андрея Скворцова и многих других председателей ТСЖ и ЖСК, которым такое положение кажется несправедливым.
Справедливо это или нет - вопрос глубоко философский, мировоззренческий. С одной стороны - можно поговорить о цене свободы и ответственности за выбор. С другой - о необходимости равных прав для всех собственников.
Единственное, что при данных условиях вызывает однозначное недоумение, - сохраненный в городском законе о капремонте пункт о насильственной передаче денег со спецсчета в фонд, если собственники не сумели провести ремонт в сроки, предусмотренные региональной программой.
Кто же из тех «спецсчетников», чья очередь на ремонт подошла в 2020 году, способен быстро собрать половину требуемой суммы? К примеру, по предварительным данным, ремонт кровли дома на пр. Тореза, 102, обойдется в 2,9 млн руб. Дом небольшой. Общая сумма взносов даже сейчас, после повышения тарифов, в лучшем случае составляет 17,5 тыс. руб. в месяц. Сколько же нужно копить, чтобы получить половину сметной стоимости ремонта крыши - 1,5 млн руб.? Более семи лет.
В нынешнем году в домах со спецсчетами планируют отремонтировать 15 кровель, 19 лифтов, один фасад (на набережной реки Мойки - за 23 млн руб.) и еще кое-что по мелочи. Есть такие деньги у собственников? И что делать, если нет? Собирается ли городская власть ответить на эти вопросы?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (6699) от 15.06.2020.
Комментарии