Туризм поднимет Поднебесная? В Петербург могут вернуться туристы из Китая
В Петербург могут вернуться туристы из Китая. С 6 февраля власти Поднебесной официально разрешили поездки организованных туристических групп в Россию. А с 19 февраля одна из крупных китайских авиакомпаний впервые за последние 3 года начала выполнять еженедельные рейсы между Пекином и Петербургом, поставив на маршрут вместительный лайнер A330. Однако на пути к возрождению массового туризма между нашими странами имеется множество препятствий.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
На заявлениях не уедешь
Да, официально организованный туризм теперь разрешен. По словам китайского посла Чжан Ханьхуэя, россияне тоже могут оформлять туристические визы в КНР. Но, как говорится, есть нюанс.
Загвоздка в том, что главный инструмент туристического взаимодействия, а именно — межправительственное соглашение о безвизовом обмене, пока не работает. Сейчас заверение списков групп для таких поездок не производится, поэтому пересечение границы возможно только при наличии визы. Действие системы электронных виз в Россию, которую запустили в 2019 году, приостановлено. А получать обычную туристическую визу хлопотно и стоит денег. В этих условиях, с учетом наличия выбора других открытых для граждан КНР стран, мало кто из них побежит делать визу в Россию.
«Пока не будет возобновлено действие соглашения о безвизовых туристических поездках, несмотря на запуск авиарейсов и ослабление ковидных ограничений, массовый обмен туристами между Россией и Китаем не восстановится», — уверен зампредседателя совета ассоциации «Мир без границ» Александр Львов.
Когда визовые механизмы, упрощающие доступ гостей в обе стороны, заработают снова? Неизвестно. По словам председателя совета Ассоциации содействия русско-китайскому туризму Юрия Цуркана, новое межправительственное соглашение о безвизе вызвало массу претензий и отправлено на доработку.
Запустить выдачу виз в допандемийном объеме тоже пока не получается. «Этот процесс быстрым не будет, — считает директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко. — Скорее всего, это удастся сделать не раньше конца весны». С оценкой коллег соглашается и вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Дмитрий Горин.
Очевидно, только в случае возобновления безвиза быстро появятся и нужные для обслуживания потока туристов авиарейсы, и вся необходимая сопутствующая процессу приема инфраструктура. Если учитывать прежние объемы, игра стоит свеч: в 2019 году Россию посетили 1,8 млн китайских туристов, из которых более 1,2 млн приехали в рамках безвизовых групп.
Где деньги, Мэй?
Но здесь имеется второй нюанс. В прошлые годы с точки зрения экономики китайские туристы были не так уж выгодны для нашей страны. И подавляющая часть экспертов уверены: если туризм из Китая в 2023‑м возобновится в прежнем формате, выгоды получат только «теневики». Ни российская казна, ни легальный отечественный бизнес должного дохода не получат.
Как было до того? По данным Ассоциации содействия русско-китайскому туризму, за 5 – 6‑дневную поездку китайский гость оставлял в России денег в 3 – 4 раза меньше, чем турист из Европы. Легальные доходы получали только перевозчики, отели и музеи — все остальное оказывалось в «серой» зоне.
«Китайский туроператор обычно продавал туры в Россию по себестоимости, а доход получал за счет дополнительных услуг во время путешествия туристов на территории РФ», — говорит Александр Львов. А руководитель комиссии РСТ по международному сотрудничеству Сергей Войтович добавляет, что «выгоды для российской экономики от российско-китайского туризма всегда было немного». Приезжавшие к нам китайцы в основном пользовались услугами собственных операторов, гидов и иных партнеров.
Юрий Цуркан уверен: из‑за повсеместного использования «серых» и «черных» схем в системе «свои для своих» российская экономика ежегодно недосчитывалась миллиардов рублей налогооблагаемой базы. Ведь если китаец платил «налом» или карточкой платежных систем КНР в магазине или кафе «для своих», российская казна их не видела. «Если мы не предпримем решительных шагов, от возобновления туристического сотрудничества между РФ и КНР в плюсе опять окажутся владельцы «теневых» китайских туркомпаний и торговых точек», — говорит он.
Есть ли перемены к лучшему? Да, есть. В частности, благодаря новациям в российском законодательстве — теперь гидом-переводчиком может работать только гражданин РФ. А значит, одной головной болью меньше. Это важно, кстати, не только в экономическом, но и в культурном плане — нелицензированные китайские гиды-студенты порой несли откровенную чушь об истории России и наших достопримечательностях.
Однако практики предупреждают: если исполнение закона не будет должным образом контролироваться — грош ему цена. «Кто, к примеру, будет проверять наличие у гида лицензии? — спрашивают участники рынка. — Полиция? Чиновники? Представители общественных организаций? Нужен четкий механизм реализации закона». В противном случае результат будет тем же — при наличии массы гидов-переводчиков с китайского языка работать будут не они, а случайные люди. И снова деньги потекут мимо «кассы».
Китайцы с кошельками
Вместе с тем специалисты предупреждают: китайские туристы тоже меняются. Вместо бабушек и дедушек, которые хотели увидеть Ленина и проехаться по «Красному маршруту», сейчас в Россию из Поднебесной могут отправиться те, кто с теорией марксизма-ленинизма не знаком. Вовсе.
Директор одного из специализированных институтов МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов отмечает, что в нынешних условиях за кордон из Китая в первую очередь поедут люди, которые претендуют на высокий уровень сервиса. «Надо быть готовыми к тому, чтобы обслуживать их интересы, — говорит он. — По китайской статистике, всего 2 % китайцев должны обеспечить 40 % потребительского рынка — это в основном люди с достаточно высоким доходом».
Казалось бы, это как раз то, что нам нужно, — замена обеспеченных западных туристов, которых у нас в массовом количестве не будет еще долго. Но тут возникает другая проблема: у китайцев с кошельками и запросы несколько иные.
Максим Сапрыкин, гид-переводчик и блогер, активно участвующий в соцсетях КНР, подтверждает: китайцы хотят, чтобы это было креативно, небанально, «вкусно» и безопасно. «Например, в Китае очень активно пишут как об опасности о наличии в российских городах «затейников» в костюмах зебр, жирафов, коней и т. д., которые пристают к туристам на улицах, — замечает он. — К тому же нынешним китайцам уже не очень интересны традиционные маршруты — им нужны свежие оригинальные предложения».
И тут снова во весь рост встает вопрос экономики. Как обеспеченному китайцу расплатиться? Ведь «налом» он уже отвык, а использовать Union Pay или другую китайскую систему — снова наступать на те же грабли. Есть, правда, другой инструмент. По словам Дмитрия Горина и Сергея Войтовича, российский бизнес может предложить гостям из Поднебесной оплату товаров и услуг с помощью QR-кодов. Однако как в этом случае соблюсти баланс интересов между бизнесами двух стран, пока никто толком не знает. То, что выгодно одним, может обернуться убытком для других.
По оценкам экспертов, с учетом существующих реалий поток туристов из Китая в Россию по итогам 2023 года составит не более 250 тыс. человек. Но если к нам приедут те самые «дорогие» китайцы, которые в 2019‑м на 20 % делали оборот в люксовых магазинах Москвы и Петербурга, в этом ничего плохого нет. Как говорится, лучше меньше, да лучше. Но готовы ли мы к переменам?
«По известным причинам наша туротрасль почти полностью перестроилась под запросы внутреннего туриста, — говорит Александр Осауленко. — Готовы ли мы принять «новых» китайцев на тех условиях, на которых их будут отправлять государственные компании КНР? Надо заранее провести работу над прежними ошибками. И сделать так, чтобы взаимный туристический обмен был выгоден обеим сторонам».
Трудно спорить. Пока же неясно, будет ли эта работа над ошибками проведена и кто именно ее будет проводить.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 31 (7360) от 20.02.2023 под заголовком «Туризм поднимет Поднебесная?».
Материалы рубрики
Далекая и близкая. Чем интересна Монголия?
Парадокс тотальных санкций
Финансовый суверенитет. Зачем нужны цифровые рубли?
Новости финансов: 29 мая 2023
Самое читаемое



В программу ремонта дорог в Петербурге включили 13 новых объектов
Среди них - участки Северного проспекта, Выборгского шоссе, проспекта Энгельса и еще десяти магистралей города.

Напугали... страховкой. В квитанциях квартплаты появится еще одна строка?
Лучше внимательно изучать платежку перед тем, как оплачивать ее.

В Петербурге растут цены на жилье
Доходы граждан не растут соответствующими темпами.

Сам себе законодатель. На что дают право удостоверения ветерана труда и военной службы?
Авторы жалоб в газету правы далеко не всегда.

Здравствуйте, я ваша дефляция. Как падение цен влияет на российскую экономику
Почему отсутствие роста цен для экономики бывает опасным?

Депозиты в банках и покупка акций. Как пенсионеру увеличить свой доход?
Выходящие на пенсию россияне информированы о том, как продолжить зарабатывать после завершения активной трудовой деятельности.

Меньше, чем нужно. Работодатели предлагают россиянам среднюю зарплату в 41 тысячу рублей
Это почти на 4 тыс. меньше, чем ожидают соискатели.

Понять и нанять. Почему выпускники вузов выбирают работу не по специальности?
Работодатели думают, как привлечь молодежь в реальный сектор.

Санкции не страшны: строительство «Северного потока-2» все равно продолжится
Минэнерго РФ внесло ясность в главный вопрос, «затуманивавший» перспективы ввода магистрального газопровода.

Трудиться меньше, получать по-прежнему. Европа может перейти на четырехдневную рабочую неделю
О необходимости сокращения продолжительности рабочей недели впервые заговорили еще в 2014 году.

Проект на миллиард долларов. В Ленобласти запустили завод по производству аммиака
Инвестиционный проект позволит существенно нарастить объемы экспорта продукции.

Скоростная трасса свяжет ЗСД и юг Петербурга к 2042 году
Город готов начать строительство новой магистрали.
Комментарии