Триллионы на дороге. Какие изменения ждут транспортную сферу?

Одной из самых обсуждаемых тем на ПМЭФ-2021 стала цифровизация транспорта. Пожалуй, именно здесь нас в ближайшее время ждут революционные изменения. Больше всего говорят о беспилотных автомобилях, а создание консорциума для беспилотного транспортного коридора на трассе М11 было среди главных новостей форума. Но это лишь одно из направлений модернизации – и на сегодня даже не самое актуальное.

Триллионы на дороге. Какие изменения ждут транспортную сферу? | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

По дорогам без бумаги

О создании «беспилотного» консорциума, в который вошли десяток крупнейших компаний (разработчики, производители автомобилей, перевозчики и ретейлеры) было объявлено в четверг утром. И сразу после этого состоялась дискуссия с громким названием «Цифровой прорыв транспорта России: быстрые победы для государства и бизнеса». Вот только речь шла отнюдь не только о победах. Скажем, опоздавший из-за дорожных пробок на полчаса глава Минцифры Максут Шейдаев был настроен не очень оптимистично.

– Мы оцениваем ситуацию довольно прагматично, – отметил министр. – Мы смотрим на беспилотный транспорт, а у нас транспортные накладные до сих пор на бумаге! Приоритет такой: очень быстро перейти на электронные накладные и всю остальную документацию, использовать широко биометрию, чтобы упростить оплату транспорта и транспортный контроль, а также создать новые стандарты для строительства дорог, чтобы они были готовы к современным технологиям. Пока идем к беспилотному транспорту, мы должны решить очень много вопросов.

На первое место электронные накладные и электронные путевые листы ставят и многие участники транспортной отрасли. В этом плане замминистра транспорта Кирилл Богданов обнадежил:

– В 2020 году грузоперевозчиками было напечатано более 3 миллиардов бумажных транспортных накладных. При стоимости около 100 рублей за один документ это 300 миллиардов рублей затрат ежегодно, – сказал чиновник. – Надеемся, уже в этом году через Госдуму проведем закон об электронной товарно-транспортной накладной, и с 2022 года у перевозчиков наконец-то появится возможность оформлять накладную в электронном виде.

Экономия 300 миллиардов в год выглядит внушительно, вот только оценка Минтранса здесь вряд ли точна – в реальности речь идет о суммах на порядок больших. Бумажные накладные – это лишние человеко-часы, это неизбежные ошибки в заполнении, это задержки в расчетах. Это, наконец, необходимость хранить килотонны бумаги.

Но главное, что сегодня именно бумажные накладные становятся тормозом при переходе компаний на электронный документооборот (ЭДО) и на системы полной автоматизации логистических процессов. Бизнес давно готов к такому переходу, в стране действуют десятки операторов ЭДО, однако многие компании не спешат с реформированием именно в ожидании электронной накладной, после введения которой станет возможен окончательный отказ от бумажек.

А полный переход на ЭДО и автоматизация логистики – это в масштабах страны экономия уже не сотен миллиардов, а десятков триллионов рублей. Речь о совсем другой реальности, с другими скоростями перевозок, с сокращением множества сотрудников, занимающихся скучной и подчас бессмысленной работой. Это действительно возможность для быстрых побед, вот только страна идет к ним очень медленно. Появления электронной накладной ждут много лет, но государство до недавнего времени не торопилось.

С двойниками и без билетов

Всего чиновники выделяют шесть ключевых направлений цифровизации, которые изменят всю привычную нам логистику. В Минтрансе наконец-то берутся за цифровое управление транспортной системой – в этом году ведомство создает ситуационный центр, а позже такие же центры будут созданы в регионах. Уже с 1 января 2022 года новые объекты инфраструктуры будут проектироваться и строиться с помощью цифровых двойников. Такой подход в конечном итоге приводит к большой экономии, однако нужно понимать: сэкономят на строителях, но никак не на разработчиках программного обеспечения.

Из не столь близких перспектив – цифровизация системы транспортной безопасности с применением систем искусственного интеллекта. И, конечно, биометрия.

– Мы создаем зеленый коридор для пассажиров, – рассказал Кирилл Богданов. – Надеемся, в ближайшие два-три года вам уже не надо будет предъявлять при посадке в самолет, в поезд и на другие виды транспорта ни паспорта, ни билеты или посадочный талон. Ваше лицо – это ваш паспорт, билет и все остальное.

Что ж, для пассажиров звучит заманчиво (если, конечно, не планировать пластическую операцию). Но для перевозчиков выгод гораздо больше. Какими бы ни были затраты на биометрию, они многократно окупятся за счет экономии на проверяющих и устранении очередей.

Водителей – на переобучение

Ну а как же все-таки с беспилотными авто? Они, безусловно, остаются самой прорывной темой дня. Но вот какого дня – сегодняшнего, завтрашнего или послезавтрашнего?

– Хотим мы этого или нет, но в ближайшие десять лет движение на всех видах транспорта станет беспилотным, – считает Богданов. – Главная задача – сохранение жизни граждан. Водитель – это опасная профессия. Беспилотник не нарушает правила, ему не надо отдыхать.

Что касается нынешнего беспилотного коридора на трассе М11, то здесь сроки поставлены конкретные. Грузовики по трассе «Нева» должны поехать в конце 2023 года, в худшем случае – в первом квартале 2024-го. Ну а в скором будущем такой опыт расширят на всю страну. При этом стоимость дополнительной инфраструктуры на М11 оценивается примерно в 4 – 6 миллионов рублей на километр, то есть почти в полпроцента от стоимости самой трассы. Совсем немного с учетом повышения безопасности и огромной экономии на водителях.

Уложатся ли в эти сроки? Скорее всего, да. Фактически беспилотники уже вовсю используются. Гости форума, например, с интересом изучали беспилотный шаттл от компании SberAutoTech, которая стала одним из участников нового консорциума. Во многих регионах с большим успехом работает беспилотная сельхозтехника от Cognitive Technologies. «Национальные телематические системы» испытали водородный беспилотный грузовик на ЦКАД, а «Яндекс» вовсю тестирует беспилотники как в грузоперевозках (в основном для решения проблемы «последней мили», то есть при доставке товаров конечному потребителю), так и в такси.

При этом разработчики признают, что проблемы остаются – как технические, так и законодательные. Беспилотные машины хороши везде, кроме плотного трафика, а также нестандартных ситуаций вроде поливальной машины. Да, беспилотник не нарушает правила, но в плотном трафике, когда нарушают практически все, эта сверхдисциплинированность порой превращается в недостаток.

– Автономный автомобиль это не будущее, а уже реальность. Мы совершили больше 17 тысяч поездок, в США действует полностью автономный сервис такси. Это не то, что появится через много лет, задача частично решена, – уверен директор по корпоративным отношениям «Яндекса» Антон Шингарев. – Да, технология готова не полностью, но мы уже можем эксплуатировать беспилотные машины в городах. Правда, в России есть ряд законодательных ограничений, которые мы вместе с Минтрансом пытаемся снять.

Что ж, можно не сомневаться – и технические, и законодательные вопросы будут довольно быстро решены. Потому что на кону не только безопасность, но и очень большие деньги. Как считает гендиректор ООО «Национальные телематические системы», беспилотные грузовики снизят стоимость перевозки примерно в два раза, в такси и других видах транспорта ожидается аналогичная экономия. А это такие выгоды, которые должны сминать любые преграды.

Так что быстрое внедрение беспилотного транспорта неизбежно. Для большинства граждан это означает сплошные плюсы, включая снижение цен на транспорте и в магазинах. Государству и бизнесу необходимо спешить – аналогичные процессы идут и в других странах, а пионеры получат серьезные преимущества. Так, внедрив беспилотники у себя раньше других, мы получим более конкурентоспобную экономику и сможем продавать свои технологии отстающим.

Но при этом государству придется думать и о тех, кто окажется на обочине процесса, – и прежде всего о профессиональных водителях. Увы, большинству из них рано или поздно придется осваивать новые профессии. И скорее рано, чем поздно. Впрочем, и здесь есть хорошая новость: этих новых профессий с цифровизацией транспорта появится немало...

#транспорт #деньги #модернизация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (6939) от 07.06.2021 под заголовком «Триллионы на дороге».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
В программу ремонта дорог в Петербурге включили 13 новых объектов
23 Августа 2019

В программу ремонта дорог в Петербурге включили 13 новых объектов

Среди них - участки Северного проспекта, Выборгского шоссе, проспекта Энгельса и еще десяти магистралей города.

Напугали... страховкой. В квитанциях квартплаты появится еще одна строка?
19 Августа 2019

Напугали... страховкой. В квитанциях квартплаты появится еще одна строка?

Лучше внимательно изучать платежку перед тем, как оплачивать ее.

В Петербурге растут цены на жилье
14 Августа 2019

В Петербурге растут цены на жилье

Доходы граждан не растут соответствующими темпами.

Сам себе законодатель. На что дают право удостоверения ветерана труда и военной службы?
05 Августа 2019

Сам себе законодатель. На что дают право удостоверения ветерана труда и военной службы?

Авторы жалоб в газету правы далеко не всегда.

Здравствуйте, я ваша дефляция. Как падение цен влияет на российскую экономику
26 Июля 2019

Здравствуйте, я ваша дефляция. Как падение цен влияет на российскую экономику

Почему отсутствие роста цен для экономики бывает опасным?

Депозиты в банках и покупка акций. Как пенсионеру увеличить свой доход?
17 Июля 2019

Депозиты в банках и покупка акций. Как пенсионеру увеличить свой доход?

Выходящие на пенсию россияне информированы о том, как продолжить зарабатывать после завершения активной трудовой деятельности.

Меньше, чем нужно. Работодатели предлагают россиянам среднюю зарплату в 41 тысячу рублей
10 Июля 2019

Меньше, чем нужно. Работодатели предлагают россиянам среднюю зарплату в 41 тысячу рублей

Это почти на 4 тыс. меньше, чем ожидают соискатели.

Понять и нанять. Почему выпускники вузов выбирают работу не по специальности?
02 Июля 2019

Понять и нанять. Почему выпускники вузов выбирают работу не по специальности?

Работодатели думают, как привлечь молодежь в реальный сектор.

Санкции не страшны: строительство «Северного потока-2» все равно продолжится
19 Июня 2019

Санкции не страшны: строительство «Северного потока-2» все равно продолжится

Минэнерго РФ внесло ясность в главный вопрос, «затуманивавший» перспективы ввода магистрального газопровода.

Трудиться меньше, получать по-прежнему. Европа может перейти на четырехдневную рабочую неделю
18 Июня 2019

Трудиться меньше, получать по-прежнему. Европа может перейти на четырехдневную рабочую неделю

О необходимости сокращения продолжительности рабочей недели впервые заговорили еще в 2014 году.

Проект на миллиард долларов. В Ленобласти запустили завод по производству аммиака
11 Июня 2019

Проект на миллиард долларов. В Ленобласти запустили завод по производству аммиака

Инвестиционный проект позволит существенно нарастить объемы экспорта продукции.

Скоростная трасса свяжет ЗСД и юг Петербурга к 2042 году
10 Июня 2019

Скоростная трасса свяжет ЗСД и юг Петербурга к 2042 году

Город готов начать строительство новой магистрали.