Торговые центры меняют формат: петербургская розница ищет подход к близкому клиенту

В последнее время северная столица особо не балует петербуржцев новыми торговыми центрами. Объем строительства таких объектов в городе находится на минимальном уровне. И только появление аутлета (большого мультибрендового магазина) на юго-западе мегаполиса немного улучшило ситуацию на петербургском рынке коммерческой недвижимости. Напомним, что в 2018 году в нашем городе был открыт только один торговый центр, и также в формате аутлета. В 2017 году, напомним, новых крупных торговых центров в Петербурге не появилось вовсе.

Торговые центры меняют формат: петербургская розница ищет подход к близкому клиенту | ФОТО Сергея КУЛИКОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Сергея КУЛИКОВА/ИНТЕРПРЕСС

Аутлет ждет новоселья

В начале ноября на Таллинском шоссе была открыта 1-я очередь полностью крытого аутлет-центра. В строительство Fashion House Outlet Centre St. Petersburg было инвестировано около 52 млн евро. С вводом всех трех очередей общая арендопригодная площадь аутлет-центра составит 20,3 тыс. квадратных метров, где сможет разместиться 120 магазинов.

Что касается нынешнего года, то за девять месяцев объем предложения торговой недвижимости в Петербурге остался неизменным, на уровне IV квартала 2018 г., и составил 3,07 млн кв. м. Кроме уже отмеченного открытия в этом году в городе появились два торговых центра - ТК «Индустриальный» (19 тыс. кв. м) и ТЦ «Перрон» (9,5 тыс. кв. м).

Есть вероятность, что до конца года откроется масштабный центр мебели и интерьера «Кубатура» (140 тыс. кв. м), в котором уже ведется внутренняя отделка коммерческих и общественных зон. В активной стадии строительства находится многофункциональный торговый комплекс «Спутник» (59,5 тыс. кв. м) на месте бывшего одноименного кинотеатра на ул. Бабушкина. Еще одно ожидаемое открытие - четырехэтажный ТЦ в Сосновой Поляне.

Защищая плацдарм

В 2020 - 2021 годах на рынке Петербурга и Ленинградской области продолжится развитие проектов торговых центров «Варшавский экспресс» и «Заневский каскад». В обновление ТРЦ «Мега Дыбенко» будет инвестировано 3 млрд рублей. В результате реконструкции площадь объекта увеличится на 25 тыс. кв. м. - до 167 тыс. кв.м.

Кроме того, компания Ingka Centres Russia (управляющая сетью ТРЦ «Мега») намерена открыть в 2021 году в Ленобласти (между Красносельским шоссе и КАД) «Мега Новоселье». Площадь комплекса составит 140 тыс. кв. м. Объем инвестиций в строительство ТРЦ оценивается в сумму свыше 20 миллиардов рублей. Вероятно, что магазин IKEA в составе новой «Меги» будет запущен уже в 2020 году.

Согласно исследованию Colliers International, по итогам января - сентября 2019 г. общая площадь магазинов и заведений, открытых в торговых центрах северной столицы, превысила 53 тыс. кв. м. В лидерах - fashion-сегмент, на который приходится треть объема новых магазинов. За ним - продавцы электроники, бытовой техники, а также продовольственная группа. Высокую активность продемонстрировал и сегмент общественного питания. В результате параллельно торговые центры активно усиливают общественные и гастрономические зоны.

Еда на здоровье

На пике популярности - новые форматы общественного питания. Это гастромаркеты и фуд-холлы, предполагающие объединение в торговых центрах большого количества различных заведений общественного питания несетевых операторов. Самый масштабный подобный проект года - гастрономическое пространство City Food в ТРК «Сити Молл». В аналогичном формате начал работать фуд-холл на месте бывшего Андреевского рынка на Васильевском острове. В ТРЦ «Галерея» заработал Eat Market.

В структуре открытий отмечается также высокая доля сегмента красоты и здоровья. Наиболее значимым событием в этом направлении стал анонс открытия первого супермаркета екатеринбургской сети «Золотое яблоко» в ТЦ «Невский центр». Расширяет ассортимент и обновляет магазины сеть «Л,Этуаль». «Рив Гош» также расширяет ассортимент, рассматривая помещения от 400 до 2,2 тыс. кв. м (ранее он ориентировался на 250 кв. м).

Кроме того, на последний квартал 2019 г. анонсировано открытие двух фитнес-клубов в составе ТРК «Охта Молл» и ТЦ «Владимирский пассаж».

А вот в сегменте развлечений наблюдается снижение активности. За три прошедших квартала в составе торговых комплексов появилось всего пять новых арендаторов этого профиля (суммарная площадь около 2 тыс. кв. м). Для сравнения: в I - III кварталах 2018 г. открылись девять развлекательных центров на 6,5 тыс. «квадратов» совокупно. Кроме того, аналитики агентства JLL подчеркивают, что в III квартале в петербургских ТЦ наблюдалось существенное превышение закрытий над открытиями магазинов детских товаров.

От «макро» до «микро»

Самой заметной перспективой на торговом рынке стал рост мини- и микромаркетов, среди которых есть торговые автоматы и киоски. Это соответствует специфике «расселения» покупателей, которым ближе - и в географическом, и в психологическом смыслах - небольшие магазины у дома. Более того - в самом доме. Этому способствует политика передачи застройщиками первых этажей в новостройках городу, который заинтересован в появлении на первых этажах предприятий малого бизнеса.

В сегменте гипермаркетов, так же как и в торговых центрах, аналитики отмечают их почти повальное обновление. Эти изменения проявляются в имидже торговых объектов, а также создании дополнительных зон для обслуживания интернет-заказов. Так, уже запустила модернизацию своих гипермаркетов сеть OBI, объявила об обновлении всех российских магазинов MetroCash&Carry. X5 Retail Group по всей стране трансформирует сеть гипермаркетов «Карусель» и запускает новый формат «Перекрестка».

Проводит также работу по смене имиджа петербургская книжная сеть «Буквоед», которая в течение 3 - 4 лет планирует переоформить 140 точек сети.

Продуктовые сети сделали ставку на развитие в рамках своих магазинов сети аптек. Например, компания X5 Retail Group подписала соглашение о сотрудничестве с фармацевтическими компаниями. «Магнит» на базе своих петербургских магазинов планирует открыть более ста аптек.

Европа в догоняющих

Несмотря ни на что, Россия в первой половине 2019 года стала лидером по объему строительства торговых центров в Европе. После России в рейтинге из пяти самых активных рынков по новому строительству ТЦ в первой половине нынешнего года стоят Италия, Польша, Франция и Германия. По данным исследования Cushman & Wakefield, всего на территории РФ за это время было введено почти 200 тыс. кв. м новых торговых площадей, что на 13% больше, чем в прошлом году. Свыше 50% новых торговых объектов было сдано в Москве.

При этом уровень насыщенности торговыми площадями в нашей стране по-прежнему почти в два раза ниже среднеевропейского значения. Если в России на 1000 человек приходится 151 кв. м торговых площадей, то соответствующее среднее значение по странам Европы - 298 кв. м.

В Италии на тысячу жителей приходится 233 кв. м торговых площадей, в Польше - 292, во Франции - 290. На сравнимом с Россией уровне находятся Германия - 168 кв. м и Турция - 156 кв. м. Любопытно, что в Северо-Западном федеральном округе Петербург занимает лишь третье место по уровню обеспеченности ТРЦ. Наш город опережают Архангельск и Калининград.

МЕЖДУ ТЕМ

Количество действующих в Петербурге торговых центров
III кв. 2017 г. - 118
III кв. 2018 г. - 120
III кв. 2019 г. - 120

Источник: агентство Colliers International

Распределение магазинов, открывшихся в Петербурге в III квартале 2019 г.
Fashion - 32%
Электроника и бытовая техника - 21%
Продовольственные магазины - 20%
Общественное питание - 10%
Товары для детей - 7%
Развлечения - 3%
Другое - 7%


Источник: агентство Colliers International

#торговля #торговый центр #экономика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211(6564) от 11.11.2019 под заголовком «Торговые центры меняют формат».


Комментарии