Статус для фрилансера. Как самозанятому выйти из тени

С июля текущего года предприниматели по всей России могут зарегистрироваться как самозанятые. До недавних пор это было актуально лишь для 23 регионов страны, в том числе для Петербурга и Ленобласти. Власти тех регионов, где такой налоговый режим еще не введен, сами будут принимать решение о присоединении к эксперименту. В категорию самозанятых входят домашние кондитеры, репетиторы, няни и другие маленькие бизнесмены. Готовы ли они официально раскрыться перед государством, выяснял наш корреспондент, побеседовав с представителями разных профессий.

Статус для фрилансера. Как самозанятому выйти из тени | Фото: Pixabay / StockSnap

Фото: Pixabay / StockSnap

«Платить налог – это кайф»


Напомним, налог на профессиональный доход (НПД) или налог для самозанятых - это специальный налоговый режим, при котором не нужно платить страховые взносы в пенсионный фонд, сдавать отчеты и иметь онлайн-кассу. Он оформляется через приложение «Мой налог» и составляет от 4 до 6% от выручки, которая проводится через это приложение.

Сегодня все больше предпринимателей хотят получить официальный статус. А кто-то это уже сделал. Кондитер Наталья из Владивостока даже хвастается тем, что оформилась. «По этому поводу было очень много споров с родственниками и друзьями. Все твердили в один голос, что это невозможно, но я все сделала. И теперь я самозанятая. А я очень довольна. В первую очередь мне спокойно на душе. Я и подумать раньше не могла, какой это кайф - платить налог», - рассказывает кондитер в социальных сетях. Любопытно, как на это реагируют клиенты: они удивлены тем, что после покупки торта получают официальный чек. Еще больше удивлены те клиенты, которые приходят за заказом сами: они видят банковский терминал, прикладывают к нему карту и не перестают изумляться.

Впрочем, было бы странно, если бы люди в социальных сетях открыто говорили о своем желании работать подпольно. Гораздо честнее они при личном разговоре. «Прибыль с одного изделия настолько мала, что платить с этой ничтожной выручки налоги даже как-то странно, - рассказала кондитер, пожелавшая остаться безымянной. – Чтобы сделать торт на заказ, недостаточно его испечь и украсить. Необходимо его еще и доставить, а это отдельный повод переживать. Я к этому не готова». Конечно, можно делать торты на заказ для близких людей и знакомых и ничего не легализовать. Однако большой корпоративный заказ могут получить только официально оформленные кондитеры.

Бой за копейку продолжается


Традиционно не стремятся афишировать свою деятельность перед государством и репетиторы. «В столицах цены на услуги репетитора действительно высоки, но на периферии – довольно скромные», - рассказала репетитор Светлана (имя изменено). В регионах на частных занятиях можно заработать 20, максимум 30 тысяч рублей в месяц. Такой преподаватель может дать в день два-три урока. Налог автоматически означает, что стоимость этих услуг возрастет. Значит, родителям детей, которых нужно «подтянуть» по физике, математике и прочим предметам, просто придется платить больше.

«Никаких привилегий от уплаты налогов как законопослушный гражданин я не получаю», - отмечает преподаватель. Кроме того, часто репетиторы не нуждаются в легализации своего труда, поскольку это неосновная их деятельность: обычно они продолжают работать в школе или в вузе. И репетиторство для них – возможность дополнительно заработать, если официальных доходов не хватает. Как правило, репетиторством подрабатывают учителя. И они урезают свой отдых: вместо того, чтобы вечером полежать на диване и уделить время своей семье, они продолжают бой за копейку.

Представители других профессий считают, что выйти из тени можно, но не сразу, а когда наработан определенный опыт и есть ощутимый доход. Они не видят смысла бежать и оформлять ИП или регистрироваться как самозанятый, как только стали поступать первые деньги за заказы. Сначала нужно сделать хороший продукт, затем – научиться его продавать и продавать выгодно для себя, а уж потом думать о налоговой, считают они.

«Я планирую зарегистрироваться, потому что хочу работать по-белому», - честно рассказала нам Лариса (имя изменено). Энергетик по образованию, она сменила разные роды деятельности и после ухода в декрет стала осваивать интересную и новую для себя сферу – smm – продвижение профилей в «Инстаграме». Сначала она занималась раскруткой странички подруги, позже увлеклась дизайном. Дело спорилось, и уже больше года это приносит ей стабильный доход. Лариса постоянно обучается дизайну на разных курсах и выполняет заказы для клиентов за границей. Почувствовав себя уверенней в новой профессии, она решила оформиться официально.

Другие наши собеседники пребывают в сомнениях по поводу официального оформления. «Хочется ощущать себя полноценным и законопослушным гражданином своей страны. И самозанятость - простой и недорогой способ осуществить это желание», - соглашается Ольга (имя изменено), мастер художественной татуировки. Даже человеку, который не любит татуировки, ее работы покажутся произведением искусства. Сначала она работала в тату-студии, позже - на себя. И сейчас ее дело позволяет содержать маленькую семью. Она планирует оформить самозанятость в неопределенное ближайшее время. Но чувства по этому поводу испытывает смешанные:

«Многое я не смогу скинуть со счетов, - объясняет Ольга. - Например, медицину: по ряду причин мы с ребенком вынуждены ходить к платным врачам, чтобы получить нормальное обслуживание. Или образование: меня не устраивает уровень подготовки учителей, их нестабильная психика, да и вся устаревшая и исправленная не в лучшую сторону система образования. Я готова платить хоть 40% от дохода за достойное бесплатное образование и хорошую бесплатную медицину, за чувство безопасности и свободу самовыражения. Но сейчас мне кажется, что рядовой житель России предоставлен исключительно сам себе и случаю».

Извините, мы не оформляем официально


Ксения (имя изменено) – парикмахер с 13-тилетним стажем. Раньше она всегда работала на кого-то – в парикмахерских салонах. Однако в этой сфере не принято оформлять сотрудников официально, это происходит очень редко. А это означает полное отсутствие официальной зарплаты и социального пакета: никаких тебе отпускных и оплаченных больничных. Надоевшего мастера просто вышвыривают на улицу - никаких планов и гарантий. Он получает только процент от сделанной работы. Чтобы научиться копить деньги хотя бы на отпуск, придется хорошенько постараться.

«Последние девять лет я проработала в студии как раз официально. Однако «белой» зарплаты мне по-прежнему не платили. То есть она была прописана только на бумаге, думаю, что от нее отчислялись выплаты в пенсионный фонд. Но по факту я не получала ничего. Копился лишь некий трудовой стаж», - вспоминает она.

И такая ситуация со многими другими специалистами, которые работают на себя: мастера маникюра, шугаринга, фрилансеры, хендмейд-мастера (люди, которые что-то делают своими руками - валяют зверей из шерсти или лепят глиняные горшки). «Сейчас, во время карантина, было действительно страшно, потому что, когда ты не работаешь, очень быстро становится нечего есть. Это, собственно, и стало причиной увольнения и ухода на фриланс», - поясняет Ксения.

В тяжелые времена таких специалистов спасает наработанная база клиентов. «За месяцы карантина я провела довольно показательное исследование. И выяснила, что, во-первых, многие ходят именно ко мне, а не в студию. А во-вторых, люди готовы тратить деньги на свои прически, несмотря ни на что», - делится своими наблюдениями парикмахер. Это и было толчком к уходу из салона. Сейчас она арендует кресло в парикмахерском коворкинге и уменьшения клиентов пока не наблюдает.

«Я собираюсь оформить самозанятость, потому что хочу, чтобы все было по-честному», - говорит Ксения. Помимо этого, она, как частное лицо, не может оптимизировать свою работу. Например, заказать в большом количестве краски для волос. Или взять ипотеку, поскольку не сможет подтвердить официальные доходы. Или быть уверенной, что у банка не возникнет вопросов о поступлениях на банковский счет. «Я слабо верю в «стаж» и перспективу получать пенсию, на которую я смогу выжить, но все же», - говорит парикмахер. Однако многие знакомые предостерегают Ксению от легализации, опасаясь того, что такие удобные условия и небольшие проценты налогов, актуальные сейчас, в будущем могут сильно измениться.

#бизнес #налоги #предпринимательство #работа #фриланс

Комментарии