Социально-экономические итоги 2022 года для Петербурга оценили позитивно

Социально-экономические итоги 2022 года для Северной столицы, несмотря на всю его сложность, «финансовый» вице-губернатор Алексей Корабельников и курирующий экономику вице-губернатор Валерий Москаленко оценили на встрече с журналистами позитивно.

Социально-экономические итоги 2022 года для Петербурга оценили позитивно | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

По словам Москаленко, основную роль сыграли два фактора — грамотная денежно-кредитная политика Центробанка и продуманные меры поддержки экономики и населения со стороны городского правительства. «Мы использовали все инструменты, которые позволяют модернизировать производства, в том числе льготные субсидии и инвестиционный налоговый вычет», — отметил вице-губернатор. Кроме того, сыграла свою роль и диверсифицированная структура экономики Северной столицы.

Как сообщил Москаленко, если какие‑то отрасли проседали, то общая экономическая ситуация в Петербурге компенсировалась позитивной динамикой других. Так, рост произошел в металлургии (на 18 %), в производстве пищевых продуктов (на 22 %), в фармацевтическом кластере (на 19 %). Вырос IT-сектор — появилось около тысячи новых компаний.

Строительная отрасль просела всего на 4 % из‑за снижения покупательского спроса, при этом по сравнению с 2021 годом рост составил 13 %. В нынешнем году позитивное влияние на строительный рынок, полагает вице-губернатор, окажет продление льготной ипотеки. Серьезный спад отмечен также в полиграфической отрасли, но она занимает небольшую долю в промышленности города. Непросто из‑за инфляции себя чувствует и сфера торговли, особенно по непродовольственным товарам.

Наиболее серьезное снижение случилось в петербургском автопроме — на 89 %. Тем не менее, подчеркнул Москаленко, Петербург заинтересован в сохранении автомобильного производства после ухода западных брендов. Этот вопрос Смольный обсуждает с Минпромторгом, которому также важно сохранить автомобильный кластер Северной столицы. Между тем, как ранее заявил вице-премьер Денис Мантуров, принадлежавший Nissan петербургский завод уже перешел под контроль АвтоВАЗа, и на нем во второй половине 2023 года планируется выпуск автомобилей LADA.

Отвечая на вопрос о перспективах завода Toyota, Валерий Москаленко сообщил, что там продолжаются сокращения работников, «вопросы, связанные с компенсационными выплатами, компания выдерживает». И Toyota в будущем может возобновить выпуск автомобилей других марок.

Кроме того, если на «Большой порт Санкт-Петербурга» до 2022 года приходилось 40 % контейнерных перевозок России, то теперь объем стивидорных работ по понятным причинам сократился.

Сейчас стивидорные компании переориентируются на обработку других грузов. Москаленко отметил, что в городской парламент внесен законопроект, который предусматривает возможность использования инвестиционного налогового вычета по инфраструктуре морских портов, связанных с грузоперевалкой.

Еще одна большая забота городского правительства — это ОАО «Пассажирский порт «Морской фасад». По словам вице-губернатора, до пандемии единственный в России специализированный пассажирский порт принимал до 800 судов, преимущественно из Европы, а в 2022‑м «было ноль судозаходов». И такая ситуация сохранится на ближайшие год-два. «Город, являясь стопроцентным акционером, понимает необходимость сохранения портовой инфраструктуры и самой организации, чтобы в будущем возобновить работу», — сказал Москаленко. В прошлом году порт получил льготы по имущественным налогам на общую сумму порядка 300 млн рублей. С целью оптимизации затрат часть помещений и мощностей порта сдается в аренду. Город, заверил вице-губернатор, примет все необходимые меры для поддержки ОАО «Пассажирский порт Санкт-Петербург» и в 2023 году.

Пандемия и западные санкции, как известно, отразились и на туристической отрасли города. Однако, сообщил вице-губернатор, в минувшем году Петербург посетили 8 млн туристов, что на треть больше, чем в 2021‑м. Сейчас Смольный заинтересован не только в росте внутреннего туризма, но и в туристах с Ближнего Востока, из Китая, Индии… Правда, для этого потребуются новые авиарейсы из аэропорта «Пулково».

Один из позитивных результатов минувшего года — это стабильность петербургского рынка труда. Как отметил Валерий Москаленко, на пике в простое находились 17 700 человек, сейчас — 7,5 тыс. Если в ситуации неполной занятости в июне были 4,9 тыс. человек, то к концу года — 703. Безработными числятся 15,2 тысячи горожан, меньше, чем до пандемии. Более того, возник дефицит кадров из‑за роста объемов заказов на промышленных предприятиях, успешно решающих задачи импортозамещения, и на предприятиях ОПК.

Касаясь экономических перспектив города, вице-губернатор заявил, что в Петербурге сейчас строится 70 промышленных объектов, из них 42 — чисто промышленные, 11 — промышленно-складские и 17 объектов энергетики. Все они будут введены в течение трех лет.

Устойчивость городской экономики в прошедшем году отметил и вице-губернатор Алексей Корабельников: Петербург впервые «заработал рекордные 1 триллион 150 миллионов рублей». Если в 2018 году доходы бюджета города составили 580 млрд руб., то в 2022‑м — 1,15 трлн рублей, то есть за четыре года они выросли вдвое. А по отношению к прошлому году темпы роста — 40 %.

По словам Корабельникова, план по доходам городского бюджета выполнен еще 23 декабря. На первый план впервые вышел налог на прибыль — он составил 42 % доходов, чуть более 30 % пришлось на НДФЛ. Еще по 6 % приходится на имущественные налоги и налоги от спецрежимов. Дополнительные доходы казне обеспечил «Газпром», который зарегистрировал в прошлом году свой головной офис в Петербурге.

Второй особенностью финансовых итогов 2022 года вице-губернатор назвал значительные доходы от размещения свободных средств бюджета — больше 30 млрд рублей. Расходная часть в минувшем году будет выполнена до 98 %, что, по мнению Корабельникова, «неплохой результат, тем более что это остатки резервного фонда, и деньги останутся в бюджете». Окончательные цифры как по наполнению бюджета, так и по расходованию средств станут известны в конце первого квартала нынешнего года.

Как рассказал вице-губернатор, в 2023‑м доходы Петербурга составят 1,049 трлн рублей, расходы — 1,195 трлн рублей, а дефицит — 146 млрд рублей. На развитие в бюджете заложены рекордные 26 % от всех расходов.

Однако на экономику города в 2023 году будут влиять макро­экономические вызовы и изменения в федеральном законодательстве, в первую очередь касающиеся консолидированных групп налогоплательщиков и распределения налога на прибыль по регионам. Федеральные новации были учтены при формировании петербургского бюджета на текущий год, что касается потенциальных макроэкономических проблем, то, по словам Корабельникова, экономика Северной столицы выдержит их за счет профицитного задела 2022‑го. Кроме того, городу удалось снизить долговую нагрузку. Так что, уверен вице-губернатор, планы 2023 года будут выполнены.

#экономика #финансы #итоги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 1 (7330) от 09.01.2023 под заголовком «Об экономике с позитивом».


Комментарии