Соревнование с Москвой: экономические показатели Петербурга

В последнее время все чаще на страницах газет или на информационных сайтах публикуются материалы, авторы которых пытаются доказать, насколько крупные города России отстали от Москвы по разным показателям - валовому региональному продукту (ВРП) на душу населения, средней зарплате по отраслям экономики и т. п. Цель публикаций проста: показать степень недофинансирования 16 крупнейших городов страны, формирующих треть валового внутреннего продукта (ВВП) государства.

Соревнование с Москвой: экономические показатели Петербурга | Изображение yurchin с сайта Pixabay

Изображение yurchin с сайта Pixabay

Наперегонки с лидерами

Проблема неравенства мегаполисов нашей страны не высосана из пальца. Москва обеспечивает 54% от совокупного вклада городов-миллионников в экономику страны, еще 15% обеспечивает Петербург. Валовой продукт Первопрестольной в расчете на душу населения более чем вдвое превосходит аналогичный показатель нестоличных городов-миллионников.

Северная столица в этой системе стоит особняком. С одной стороны, Петербург остается крупнейшим финансовым центром. Его бюджет в последние годы удерживается на отметке около 600 миллиардов рублей. Это больше, чем у большинства сырьевых и аграрных регионов, среди которых и Красноярский, и Краснодарский края.

По части денег до Москвы, однако, Петербургу далеко. Столичная казна в текущем году должна превысить 2,2 трлн рублей. Правда, и население двух столиц различается: у нас - 5,5 миллиона жителей, в Первопрестольной - 12,6 миллиона человек.

Петербург остается крупнейшим промышленным центром России, однако ряд отраслей индустрии зависит от госзаказа. Еще одна проблема нашего мегаполиса - концентрация производств в руках корпораций, центры которых находятся в столице.

Тем не менее Петербург удерживает один из ключевых бастионов экономики. В наш век повсеместной торговли северная столица считается мультиотраслевым логистическим центром. Как теперь говорят, хабом. Москва по-прежнему опережает наш город по объемам погрузки-выгрузки, зато северная столица перераспределяет грузы по всем направлениям и видам транспорта. Вот на этом мы и сфокусируем внимание.

Грузы, тонны, километры

По данным Петростата, в январе - апреле 2019-го объем услуг в действующих ценах по перевозке грузов в нашем городе достиг 242,1 млрд рублей. Это на 15,2% больше, чем за тот же период 2018-го.

Но это только начало. За первые четыре месяца текущего года перевозка грузов, исчисляемая в тоннах, превысила прошлогодний показатель в 1,7 раза. Грузооборот автотранспорта, определяемый в тонно-километрах, вырос за тот же период в 2,3 раза.

Звание крупнейшего транспортно-логистического центра ко многому обязывает. Например, с развитием крупнотоннажных перевозок по автомобильным трассам и по железной дороге в ряде случаев возникнет вопрос переноса движения на новые маршруты. Например, растет перевалка в порту «Усть-Луга». Значит, все больше грузов по «железке» пойдет через Петродворцовый район, по существующей трассе до станции Ораниенбаум. А ведь уже сейчас остро встал вопрос возведения путепроводов через эту линию. На переездах в Стрельне, Петергофе и Ломоносове скапливаются пробки.

«Безусловно, с ростом грузоперевозок из «Усть-Луги» необходимо переориентировать грузопоток и увести тяжеловесные составы через Гатчину на Волховстрой. Этот вопрос мы обсуждаем с железнодорожниками, понимание есть», - отметил вице-губернатор Санкт-Петербурга Эдуард Батанов, в чьем ведении теперь в числе прочих находятся и вопросы развития транспортной инфраструктуры.

Однако если вывод из города транзитного грузового потока по железной дороге - задача ОАО «РЖД», то вывод из мегаполиса массы трейлеров с фурами - проблема города. Сейчас в качестве основного варианта рассматривается строительство широтной магистрали скоростного движения, соглашение о проектировании и возведении было подписано инвесторами и городскими властями на минувшем Петербургском международном экономическом форуме.

Магистраль еще находится в стадии проектирования, но уже сейчас вызывает вопросы у жителей Красногвардейского и Невского районов. По мнению первых, скоростная трасса пройдет недалеко от домов вдоль проспекта Косыгина. Вторые опасаются превращения Зольной улицы в оживленную магистраль, в окрестностях которой не будет ни единого зеленого уголка. Еще одна группа скептиков — гаражники. Грандиозная стройка может сравнять с землей не один гаражный кооператив, а оплачивать паркинги могут далеко не все.

Выражают тревогу и урбанисты. Они ратуют против строительства «человейников», как теперь именуют многоэтажные жилые дома, на территории, прилегающей к Киновиевскому кладбищу. Бывшая промзона может превратиться в зону уплотнительной застройки зданиями в 26 этажей и выше..

18 остановок до метро

Пока проектировщики и строители готовятся к старту на Зольной улице или в районе проспекта Косыгина, городские власти пытаются развязать самое, пожалуй, узкое место в уличной сети. А именно - продлить проспект Ветеранов от улицы Пионерстроя до проспекта Буденного. Официально работы там начались еще весной, но жители микрорайонов «Солнечный город», «Южная акватория», «Английская миля», «Огни залива», военного городка и их соседи до сих пор идут на конечную остановку троллейбусов по узкой асфальтовой дорожке.

Сейчас длина проспекта Ветеранов около 8 километров. В процессе продления магистраль прибавит еще пару километров. После этого проспект станет полноценным дублером стоящего в пробках Петергофского шоссе.

Уже сейчас по этой магистрали запущены 5 троллейбусных и 14 автобусных маршрутов, не считая одного трамвайного, идущего вдоль проспекта. Проспект Ветеранов объединяет три района Петербурга - Кировский, Красносельский и Петродворцовый. Любопытный факт: от станции метро «Проспект Ветеранов» до «края города» - улицы Пионерстроя - 18 автобусных остановок. Пассажиропоток таков, как будто по этой магистрали в центр Петербурга едет целый Красноярск.

Читайте также о том, что в 2022 году средняя зарплата в Петербурге может достичь 100 тысяч рублей.

#экономика #финансы #деньги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 111 (6464) от 21.06.2019.


Комментарии