Сети наступают. Почему в центре Петербурга не хватает небольших торговых точек

Любопытный факт: в Петербурге и Ленинградской области зафиксирован высокий уровень концентрации продовольственных магазинов среди всех регионов России. Однако в центральных районах северной столицы ощущается нехватка небольших торговых точек - булочных, овощных, мясных и т. п. Зачастую покупателям приходится идти в другой конец района, чтобы купить товар подешевле, со скидкой. В чем же причина такого перекоса?

Сети наступают. Почему в центре Петербурга не хватает небольших торговых точек | В поисках акционного товара покупатель может приобрести избыточный объем провианта и парфюмерии. ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ИНТЕРПРЕСС

В поисках акционного товара покупатель может приобрести избыточный объем провианта и парфюмерии. ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ИНТЕРПРЕСС

«Вкусная» география

В редакцию нашей газеты обратилась жительница Петроградского района Наталья Халаимова и пожаловалась, что в окрестностях ее дома очень мало продуктовых магазинов с качественной продукцией по адекватной цене.

«В основном в районе работают сетевые магазины с примерно одинаковым ассортиментом. Складывается впечатление, что одна сеть вытесняет другую, - делится наблюдениями Наталья Ивановна. - «Пятерочек» и «Дикси» почему-то больше, чем «Магнитов», а обычных несетевых продуктовых магазинов с продукцией местных производителей нет совсем. Такое ощущение, что процесс распределения продуктовых торговых точек по городу никак не контролируется».

Как это ни печально, но предположение нашей читательницы верно. Централизованным распределением торговых точек по районам города с учетом удобства его жителей никто не занимается. А появление возле наших домов магазинов зависит от коммерческих расчетов их владельцев и наличия пригодных для торгового бизнеса вакантных мест в окрестных помещениях.

Как правило, это помещения с просторными планировками, большими витринами, в проходимых и проездных местах с возможностью разгрузки. Если ассортимент магазина предполагает продажу алкоголя, в требованиях к расположению учитывается удаление объекта на 100 метров и далее от спортивных, медицинских и детских учреждений.

В результате продуктовые точки в нашем городе размещены очень неравномерно. В одних районах их слишком много, в других, наоборот, ощущается дефицит. Меньше всего продовольственных магазинов всегда было в Красносельском, Колпинском и Пушкинском районах, а также в районах, приближенных к центру, - в Центральном, Василеостровском, Петроградском и Адмиралтейском. При этом заметна экспансия крупных сетевых проектов, которые имеют возможность занимать самые удобные и выгодные места торговой недвижимости, не оставляя шанса на существование несетевым торговым точкам.

Сетевик как оптовик

Причина успеха сетевой торговли кроется в механизме аренды торговых площадей. Если индивидуальные предприниматели могут себе позволить арендовать помещения сроком на 12 месяцев, то сетевики подписывают договоры сразу лет на десять. Кроме того, у крупных сетей активно используется система оплаты из расчета процента от товарооборота.

В результате в Петербурге на 100 тысяч жителей в среднем приходится всего 61 несетевой продуктовый магазин. Что касается сетевых, то их в городе, по данным за 2018 год, насчитывается 2230. Таким образом, по количеству подобных торговых точек на 100 тысяч жителей Петербург занимает четвертое место, уступая не только Москве, но и Перми, Уфе и Екатеринбургу.

В Ленинградской области ситуация не лучше. По итогам 2018 года показатель доли торговых сетей в обороте розничной торговли в области вырос на 5% (до 70%). При этом доля малых предпринимателей в обороте розничной торговли по сравнению с 2017 годом сократилась до 9%.

Любопытно, что, несмотря на такие данные, в отдаленных районах потребителей кормит именно нестационарная, мобильная и ярмарочная торговля, реализующая продукцию местных производителей. Всего в Ленинградской области на сегодня работает около 2400 нестационарных торговых объектов. Число мобильных торговых объектов за прошлый год увеличилось на 21% - до 489 единиц. Кроме того, в 2018-м в области увеличилось и количество ярмарок - до 1009 объектов (в 2017 году их было 647). А на этих ярмарках стало больше торговых мест - более 28,7 тысячи. Такие данные предоставило УФАС России по Санкт-Петербургу.

Дешевизна превыше всего

Наиболее востребованным форматом продуктовых магазинов в Петербурге на данный момент стали супермаркеты (на 100 тыс. жителей приходится 2,5 супермаркета). Однако, как уже отмечалось выше, помещений в подходящих местах для полноценных супермаркетов очень мало. Поэтому наметилась тенденция перенасыщения рынка форматом малых дискаунтеров, когда на одном пятачке работает сразу несколько магазинов схожего формата - «Дикси», «Пятерочка», «Магнит» «7Ясемья» и т. п.

А вот гипермаркеты из моды выходят. В последнее время потребители предпочитают обойти несколько торговых точек, чем посетить крупный продуктовый магазин с огромным ассортиментом. При этом для нынешних потребителей наиболее важным критерием выбора является не комфорт, разнообразие и качество товаров, а исключительно цена.

Вот почему с прошлого года все крупные игроки розничного рынка стали отказываться от магазинов в формате гипермаркетов в пользу скромных супермаркетов и простеньких компактных магазинов у дома, а также магазинов-складов.

Короли продуктовых улиц

Так кто же в нашем городе правит бал в продуктовых сетях? Титул петербургского «короля» таких магазинов на протяжении нескольких лет сохраняет холдинг X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»). По данным аналитической компании JLL, его доля на петербургском рынке около 24%.

На втором месте «Лента» - 13,36%. Далее идут «О,Кей» - 11,67% и «Интерторг» («Народная 7Я семьЯ», «ИдеЯ», SPAR) - 10,28%. В этот почетный список крупнейших сетевых игроков также входят «Дикси» - 6,70% и АО «Тандер» («Магнит») - 4,69%.

А вот для небольших продуктовых сетей последние годы были тяжелыми. С рынка продолжают уходить старейшие розничные компании, проработавшие более 15 - 20 лет. В этом списке одна из старейших продуктовых сетей Петербурга «Нетто», которая работала на Северо-Западе страны с 1991 года и управляла около 50 универсамами. Такая же печальная участь постигла сети «Смайл», «Гастроном 811», «Лукошко».

С января 2019 года из-за высокой конкуренции с гигантами розничной торговли стали закрываться магазины компании «Продовольственная биржа» («Полушка», «Лайм»). Лакомые торговые места, в которых ранее работали эти магазины, теперь занимают «Пятерочки» и «Перекрестки».

В 2018 году сеть «Естный» закрыла 150 точек в Петербурге, которые работали в «спальных» районах. А немецкий ретейлер Metro AG начал процесс продажи сети супермаркетов Real и планирует в будущем сосредоточиться только на оптовой торговле.

Новички со своей лавкой

Несмотря на расцвет дискаунтеров и высокую конкуренцию, на петербургских торговых улицах появляются и новички. В их числе - гастромаркет ГК «Лосево» на Петровском острове. Правда, ассортимент этого магазина относится к более высокому ценовому сегменту. До открытия гастромаркета розничная сеть «Лосево» насчитывала 15 фирменных магазинов в Петербурге и Ленобласти, работающих в разных форматах: автолавки, магазины прилавочного типа и самообслуживания.

Из этой же «деликатесной» серии сеть магазинов «Азбука вкуса», которая планирует в нынешнем году открыть в нашем городе два классических супермаркета и пять мини-маркетов AB Daily. Сегодня под управлением компании в Петербурге находится 12 точек. По словам вице-президента по развитию этой фирмы Юрия Лосева, появление малого формата, ориентированного не на экономкласс, одно из требований рынка. Причина - в подходящей локации (месте) для полноценных супермаркетов остается все меньше и меньше вакантных квадратных метров.

Это подтверждает московская сеть магазинов здоровых продуктов «ВкусВилл», которая пришла на петербургский рынок в прошлом году и заняла относительно свободную нишу магазинов здорового питания.

Открытие подобных небольших магазинов, сфокусированных на здоровом питании и фермерских продуктах («Колхоз», «Свежая корзина», «Лавка фермера», «У нас это семейное», «Ферма на Вуоксе») - еще одна тенденция развития местного продуктового рынка.

В бутик за монопродукцией

Интерес потребителей также вызывают появляющиеся в Петербурге мономагазины: сырные и фруктовые лавки, продажа чая и кофе, кондитерских изделий, где потребители могут купить продукцию, не представленную у сетевых ретейлеров. Особенно актуальны в северной столице мини-пекарни, которые составляют конкуренцию производителям массового хлеба и хлеба, выпекаемого в гипер- и супермаркетах.

На сегодня в городе работает более 1600 организаций, реализующих хлебобулочную продукцию и сдобную выпечку, из них пекарен - 770 единиц. По данным компании JLL, только за последние два года количество пекарен и булочных на главных торговых улицах Петербурга выросло на 80%.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: петербургская продуктовая розница развивается по европейскому сценарию, когда крупные сети поглощают более мелкие и оказывают давление на несетевые проекты. По мнению экспертов, несетевые магазины будут развиваться, несмотря ни на что, так как спрос на них есть. Выживут лишь те, кто сможет уйти от прямой конкуренции с федералами. Для этого им придется отказаться от полюбившихся петербуржцам брендов, представленных в сетях по низким ценам, в пользу продукции местных производителей, создать уникальный ассортимент и сделать ставку на нестандартные фишки, будь то выпечка, кулинария или монопродукция.

КСТАТИ

Оборот розничной торговли в Петербурге в январе - марте 2019 года составил 341,6 млрд рублей (+2,1% к аналогичному показателю 2018 года).

Оборот розничной торговли в Ленинградской области в январе - марте 2019 года - 96 млрд рублей (+0,5%).

По данным Петростата

Читайте также о петербургской кухне. Это реальность или фейк?

#магазины #продукты #ретейлеры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 082 (6435) от 08.05.2019 под заголовком «В плену торговых сетей».


Комментарии