Сэкономим для кубышки? Правительство утвердило проект бюджета до 2023 года

Во второй половине сентября правительство РФ утвердило проект бюджета на 2021 – 2023 годы. Теперь документ уходит на обсуждение в Госдуму, однако принципиальных изменений ожидать не стоит. Очевидно, что заливать деньгами экономику не планируется, так что практически всем придется затянуть пояса. Особенно в ближайшем 2021 году.

Сэкономим для кубышки? Правительство утвердило проект бюджета до 2023 года | ФОТО Игоря АКИМОВА/ИНТЕРПРЕСС

ФОТО Игоря АКИМОВА/ИНТЕРПРЕСС

Кризисный дефицит

Сначала об относительно хорошем – еще не завершенный 2020 год оказался не таким уж смертельным для российской экономики в целом и для бюджета в частности. Вместо летних прогнозов падения ВВП на уровне 6 – 7% сейчас звучат менее катастрофические цифры. Так, Минэкономразвития прогнозирует падение на уровне 3,9%, а Счетная палата дает диапазон в 4 – 5%. Разумеется, и таким падением трудно гордиться, но его по крайней мере можно пережить.

Что касается бюджета на 2020 год, то из-за пандемии и антикризисных мер он, разумеется, претерпел и еще претерпит существенные изменения. Ожидаемые правительством доходы составляют всего лишь 17,8 трлн рублей вместо запланированных 20,5 трлн, а расходы вырастут до 22,7 трлн. Получается, дефицит бюджета по итогам 2020 года составит почти 5 трлн рублей, или 4,5% от ВВП.

Основные причины очевидны. Доходная часть пострадала прежде всего из-за падения нефтегазовых доходов, вызванного падением цен на энергоносители, а также из-за снижения экономической активности, обусловленного ковидными ограничениями. Расходы же выросли благодаря мерам поддержки пострадавших отраслей и экономики в целом, а также из-за дополнительного финансирования медицинской отрасли.

В условиях такого дефицита логично затянуть пояса. При этом 2021 год должен стать переходным. Планируется, что доходы подрастут до 18,7 трлн, а расходы снизятся до 21,4 трлн. Таким образом, дефицит тоже составит существенные 2,5 трлн, но даже для этого потребуется сокращение расходов, а также увеличение налоговой нагрузки – примерно на 600 млрд в год.

Что до 2022 – 2023 годов, то к этому времени планируется возвращение к бюджетному правилу и умеренному дефициту. Однако всерьез анализировать эти цифры смысла нет из-за слишком высокой неопределенности. По сути, в нынешних условиях трехлетнее планирование отчасти теряет смысл – слишком многое зависит от того, как будет развиваться ситуация с коронавирусом. Впрочем, наличие долгосрочных планов и стратегий все равно полезно – даже притом что потом их придется пересматривать.

Госдолг вырастет почти вдвое

На самом деле выросший дефицит пугает только на первый взгляд – в реальности проблем с бюджетированием у правительства нет. Покрывать дефицит предполагается за счет заимствований – за три года объем госдолга должен вырасти с нынешних 12,3% от ВВП до 21%. Что на самом деле совсем не критично для нашей экономики.

«После погашения долгов в 2000-е этот показатель на протяжении многих лет находился на исторически низком уровне и являлся объектом зависти правительств других стран. Для того мы и снижали в тучные годы госдолг, чтобы в кризисный момент его низкий уровень был еще одним резервом правительства», – отмечает в своей колонке на РБК глава Счетной палаты Алексей Кудрин.

Что ж, этот резерв мы сейчас готовы использовать – самое время. Поэтому никаких оснований ожидать дефолта, катастрофического обвала рубля и других масштабных бедствий нет. В финансовом смысле Россия твердо стоит на ногах.

Проблема скорее обратная – в кризисных условиях, по мнению многих экономистов, государство тратит недостаточно, особенно если говорить о поддержке бизнеса. В этом смысле экономный бюджет на 2021 год вселяет тревогу. Проблем с бюджетом у нас не будет – зато может случиться лавина банкротств.

Зачем нужен ФНБ?

Между тем у России есть огромный резерв, который сейчас практически не используется – а скорее даже наоборот. Напомню, что «чрезмерные» нефтегазовые доходы отправляются не в бюджет, а в Фонд национального благосостояния (ФНБ). По идее, это как раз тот запас на черный день, который нужно распечатывать в условиях кризиса.

Именно этого многие экономисты ожидали весной, когда из-за ковидных ограничений экономика не то чтобы совсем замерла, но резко замедлилась. Тот же Кудрин предлагал потратить в 2020 году до половины средств из фонда, считая момент для этого наиболее подходящим. Собственно, все споры экономистов сводились лишь к тому, какую именно часть ФНБ можно потратить, а сама необходимость «вскрывать кубышку» была очевидна всем.

Что мы видим на самом деле? Какие-то средства из фонда действительно пойдут на поддержку экономики, но совсем немного – по итогам года, как предполагается, речь идет о 350 млрд рублей. Однако при этом объем средств фонда почему-то только растет. На 1 января 2020 года он составлял менее семи триллионов рублей (6,8% от ВВП), а на 1 сентября – уже более 13 триллионов (11,7% ВВП). То есть ФНБ уже вырос больше, чем на 5 триллионов. Получается, реальный бюджет страны даже в кризисный год оказывается вовсе не дефицитным?

Конечно, здесь есть нюансы. Нужно учесть, например, разницу в валютных курсах – в долларах объем ФНБ вырос не так значительно (со 125 млрд до 177). Также нужно понимать, что рост фонда может объясняться не только его пополнением, но и грамотным управлением. Так что в самом по себе наращивании средств ФНБ ничего плохого нет.

Но все же очень странно, что в разгар кризиса фонд только растет. По сути, российское правительство напоминает скупого рыцаря, сидящего на своих сундуках и не способного потратить хоть один золотой. Дукаты, конечно, вещь хорошая, но только до тех пор, пока ты способен их потратить.

Фальшивый «Черный лебедь»

Впрочем, своя логика в таком пессимизме есть. Как я уже заметил в начале, реальный кризис оказался не столь страшным, каким виделся весной. В конце марта – начале апреля совершенно реальными казались апокалиптические сценарии с жестким карантином и полной остановкой экономики по европейскому образцу. К этому добавился и обвал цен на нефть – хранилища и даже танкеры по всему миру были переполнены, а фьючерсные цены даже достигали отрицательных значений.

Если бы такая ситуация продлилась хотя бы два месяца, без серьезных расходов из ФНБ обойтись было бы уже решительно невозможно. Видимо, такой сценарий и рассматривает кабмин в качестве настоящего «черного лебедя», достойного распечатывания «кубышки». А веселый 2020 год настоящим черным днем не считается. Те же цены на нефть сравнительно быстро восстановились до приемлемого уровня – в среднем они составляют около 40 долларов за баррель.

Возможно, здесь присутствуют и внешнеполитические соображения. Наличие такого ресурса, как ФНБ, может оказаться не менее важным, чем стратегические виды вооружения. Фонд позволяет более уверенно вести жесткие переговоры – это, в частности, проявилось весной при заключении сделки ОПЕК+. Правда, назвать те переговоры однозначно успешными для России сложно, но по крайней мере наличие «подушки безопасности» обеспечило стране более сильную позицию.

И, разумеется, не стоит забывать самое главное – просто заливать деньгами экономику тоже опасно. Вместо оживления это может привести также к всплеску инфляции и оттоку капитала.

Медицину «оптимизировать» не будут

Что касается конкретных направлений бюджетных трат, то нынешний проект бюджета выглядит весьма логично и обнадеживающе. Так, откладывается индексация окладов чиновникам, а финансирование госпрограммы вооружений предполагается сократить на 5%. Это, конечно, вполне логичные меры, которые к тому же должны получить поддержку общества. Впрочем, как раз эти пункты вполне могут измениться при обсуждении в Госдуме. Что до военных расходов, то здесь солидная часть финансирования идет по секретным статьям, которых сокращение не коснется.

Так или иначе, на данный момент раздел «Национальная оборона» впервые за последнее время получит меньше денег, чем «Национальная экономика» – 3,11 трлн против 3,37 трлн. Словом, какие-то деньги вместо танков пойдут на поддержку бизнеса, что в нынешних условиях выглядит единственно верным подходом. Будет ли реализован этот подход – вопрос отдельный.

На первом же месте по расходам привычно остается раздел «Социальная политика», на который планируется потратить 5,8 трлн. Это на 8% больше по сравнению с докризисным планом. Разумеется, больше денег получит медицина. В 2020 году на медицину планировалось потратить около 700 млрд, в результате по итогам года расходы по понятным причинам вырастут почти в два раза (до 1,2 трлн). Не планируется существенного сокращения и в 2021 году – на медицину выделяют 1,1 трлн. Сюда, разумеется, закладываются и антиковидные меры, но в большей степени можно говорить о том, что правительство в целом готово больше тратить на эту отрасль. Как говорится, давно пора. Оптимизация оптимизацией, но все мы хотим жить и быть более-менее здоровыми.

Повышение расходов на социалку и экономику выглядит обнадеживающе, однако нужно учесть две ключевые проблемы, которые несколько снижают оптимизм. Во-первых, при проектировании бюджета в правительстве исходили далеко не из самых плохих сценариев. Так, Минэкономразвития прогнозирует на ближайшую трехлетку экономический рост на уровне 3% в год. И если в 2021 году такой прогноз объясним (должен сработать эффект низкой базы), то откуда возьмется рост дальше, не совсем ясно. В любом случае эти прогнозы основаны на том, что коронавирус не принесет новых больших бед.

Кроме того, федеральным бюджетом дело не ограничивается – в кризис даже сильнее пострадали бюджеты региональные, которые в большей степени зависят от малого и среднего бизнеса, по которому пришелся основной удар. Если региональные бюджеты начнут массово трещать по швам, то потребуются срочные трансферты из федеральной казны, а нынешние расчеты придется сильно корректировать.

#бюджет #деньги #экономика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 174 (6772) от 28.09.2020 под заголовком «Сэкономим для кубышки?».


Комментарии