«Сделай сам». Россияне взялись за квартирный ремонт

Скучные месяцы самоизоляции и особенно невыездные новогодние каникулы многие россияне посвятили ремонту и перестройке своих квартир. Цены на отделочные материалы и услуги рембригад стремительно растут, но высокий спрос это не останавливает.

«Сделай сам». Россияне взялись за квартирный ремонт | ФОТО Игоря АКИМОВА/Интерпресс

ФОТО Игоря АКИМОВА/Интерпресс

Ремонт только начинается

Оно и понятно. Если люди большую часть времени заперты в своих жилищах, то предъявляют к этим квартирам совсем другие требования, чем если заходят туда просто переночевать. К тому же многим из дома приходится удаленно работать или учиться, поэтому требуется соответствующим образом перестроить домашнее пространство. Добавим сюда лишнее свободное время, а также сэкономленные от несостоявшихся турпоездок средства – и необходимость ремонта становится очевидной.

К тому же в этом году наблюдался бум на рынке недвижимости, вызванный аналогичными причинами, а также льготной ипотекой. При смене квартир в подавляющем большинстве случаев без ремонта не обойтись, не говоря уже о въезде в новостройки. Наконец, в этом году жители мегаполисов активно покупали загородную недвижимость, которая также требует обустройства.

Очевидно, в наступившем году ремонтная эпопея продолжится, и звуки дрели в соседних квартирах будут звучать чаще обычного. По данным «Авито», в список важных дел «ремонт» внес каждый четвертый россиянин.

Несмотря на то что своими руками ремонт делают около 70% россиян, качественных ремонтных бригад не хватает. За год количество их предложений выросло менее чем на 20%, что совсем не соответствует скачкообразному росту спроса. Ценник же существенно увеличился. Проверенных бригад с хорошими специалистами осталось мало, и их передают «из рук в руки». Дело еще и в том, что рабочих из стран ближнего зарубежья стало меньше из-за коронавирусных ограничений.

При этом на фоне всплеска интереса к ремонтным работам активизировались мошенники, которые ходят по квартирам и предлагают установку стеклопакетов и пожарных датчиков по завышенной в несколько раз цене.

Цены на строительные и отделочные материалы, инструменты и товары для обустройства дома также выросли. Особенно из-за падения рубля подорожали импортные материалы. По прогнозам специалистов, рынок DIY (do it yourself – «сделай сам») имеет хорошие перспективы, но спросом будут пользоваться в основном товары экономкласса.

Петербург дороже Москвы

Агентство INFOLine совместно с СТД «Петрович» публикуют индекс российского ремонта, который показывает, сколько стоят работы в отдельно взятом жилом помещении (студии, однокомнатной и двухкомнатной квартире) в тот или иной период. В основу расчета заложена стандартная корзина товаров, необходимых для выполнения ремонтно-отделочных работ и создания комфортных условий проживания.

Согласно этим данным, стоимость ремонта в 2020 году выросла не так уж резко – на 5% в Петербурге и на 5,6% в Москве. При этом в Северной столице основной рост пришелся на последний квартал (+3,1%). Любопытно, что стоимость ремонта в нашем городе (6712 руб. за квадратный метр) даже опережает столичный показатель (6034 руб.), что, на первый взгляд, выглядит парадоксально – все знают, что в большинстве случаев москвичам ремонт обычно обходится гораздо дороже. Но выше цены в столице только на услуги ремонтных бригад, а в индексе оценивается ремонт своими силами.

По мнению экспертов, меньшая стоимость ремонта в Москве связана с тем, что у столичных магазинов строительно-отделочных материалов недостаточно развиты сервисы, поэтому они в большей степени склонны снижать цены для повышения продаж. Но, как показывает практика, без улучшения сервиса развитие отрасли невозможно.

Сервис против цены

Чтобы выиграть в конкурентной борьбе, специализированные магазины на протяжении всего прошлого года старались улучшать именно сервис. Многие компании («Леруа Мерлен», СТД «Петрович», «ОБИ», «Вимос») активно эксплуатировали мобильные приложения, с помощью которых можно оформить ремонтные услуги, арендовать инструменты, посмотреть обучающие видео о том, как пользоваться тем или иным оборудованием или использовать современные материалы для ремонта. В таких приложениях есть калькуляторы для расчета необходимых материалов.

Например, в «Петровиче» во время карантина в мобильном приложении появилась функция примерки обоев. Достаточно сфотографировать помещение и выбрать материал из каталога, а приложение покажет, как обои будут смотреться на стене. Еще один необычный формат от компании – цифровой шоу-рум. Это комната площадью около 30 квадратных метров с цифровыми панелями вместо стен, где клиент, выбирая на планшете разные варианты отделки, видит их отображения на панели.

Разумеется, растут продажи в онлайн-формате. В период карантина офлайн-магазины были закрыты, из-за чего розничные продажи весной упали на 20 – 30%, в то время как запросы по основным категориям строительных материалов и товаров для дома росли активнее, чем в докризисный период. Неудивительно, что на рынок DIY стали активно выходить маркетплейсы, составляя конкуренцию специализированным магазинам. Основные преимущества таких платформ в удобных способах онлайн-заказа и доставки.

724418.jpg

ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/Интерпресс

При этом игроки рынка отмечают, что товары для ремонта и дома перевести полностью в онлайн невозможно. Люди перед покупкой хотят пощупать материал, приложить плитку к обоям и посмотреть, как кухня будет вписываться в интерьер. Почти 50% покупателей ищут товары в интернет-магазине, но покупать их они зачастую приходят в стационарный магазин.

Рокировка лидеров

В целом на фоне общего кризиса крупные сети DIY, в числе которых «Леруа Мерлен», «Петрович», «ОБИ», «Максидом», чувствовали себя успешно. Так, «Леруа Мерлен», несмотря на закрытие магазинов в карантин и потерю до 80% товарооборота, уже в ноябре полностью отыграла потери и даже достигла финансовых целей, запланированных на весь 2020 год. Заодно сеть вошла в список системообразующих компаний РФ, получив доступ к соответствующим мерам господдержки. В список системообразующих предприятий Ленинградской области вошла торговая сеть «Вимос», показатель товарооборота которой в прошлом году увеличился более чем на 20%.

Главной сделкой DIY-2020 стала покупка сети Castorama компанией «Максидом», которая в декабре 2020 года получила прирост на 4,6% по сравнению с декабрем-2019.

А еще в прошлом году на российский рынок DIY пришел новый игрок – датская сеть товаров для дома Jysk, которая намерена открыть в 2021 году около десяти магазинов (в том числе в Петербурге), составив конкуренцию IKEA и Hoff. В новом году сеть будет не только расширять физическое присутствие, но и вкладываться в развитие онлайн-платформы. С первого дня работы в России бренд запустил онлайн-магазин, но спрос оказался настолько высоким, что пришлось остановить онлайн-продажи и решать проблемы логистики.

Перфоратор – для дела, камин – для настроения

А что же покупали петербуржцы для проведения в своих квартирах ремонтных работ? Согласно данным ретейлеров, сегодня пользователи интересуются товарами для ремонта окон и балконов, покупают двери и сантехнику, обогреватели и... камины.

Аналитики компании «ВсеИнструменты.ру» выяснили, что более трети (37%) проданных DIY-товаров в городах-миллионниках пришлось на электроинструменты (дрели-шуруповерты, шлифмашины и перфораторы). Второе место по продажам (15%) заняли товары в категории «все для сада» (насосы, триммеры и бензопилы). На третьем месте (13%) – ручной инструмент. Не осталась без внимания силовая техника (оборудование для сварки, бензиновые и дизельные электростанции, а также компрессоры), на которую приходится 9% продаж, и станки – 7% продаж.

В категориях электросветовое оборудование, сантехника и крепеж было зафиксировано 4% продаж. Это были фонари, удлинители, прожекторы, клеммы, батарейки, светодиодные лампы.

Что касается самой приятной части ремонта, дизайнерского оформления интерьеров, то сегодня в моде минималистские стили японского происхождения. Так, популярный стиль джапанди – это сочетание японских и скандинавских мотивов. Прежде всего это минимум вещей и аксессуаров на фоне теплых цветов, благодаря которым комната становится более уютной.

Еще один хит – стиль ваби-саби. Он заключается в использовании красоты несовершенного, в том числе – старого. Зеркало в старой деревянной раме со следами патины, бабушкины светильники, кресло-качалка в винтажном стиле. Учитывая этот тренд, многие специализированные магазины в рамках маркетинговых программ проводят тематические мастер-классы о том, как дать новую жизнь старому интерьеру: покрасить старый шкаф, смастерить детский стульчик или подставку под винные принадлежности из материалов и с помощью инструментов из ассортимента магазина. Подобные творческие мероприятия пользуются популярностью у жителей Северной столицы, которые с удовольствием создают своими руками детали интерьера и делятся удивительными результатами в социальных сетях.

#ремонт #жилье #квартира

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 6 (6844) от 18.01.2021 под заголовком «DIY! Дрель вам в руки».


Комментарии