Региональным вузам дали 30 тысяч дополнительных бюджетных мест
Вузам дали 30 тысяч дополнительных бесплатных мест. Уйдут они в основном в регионы. Это несколько успокоит тех, кто возмущался: столицы вытягивают из регионов лучших абитуриентов. Но кто-то, наоборот, смутится: москвич/петербуржец в свой университет, возможно, не поступит даже с приличными баллами - а в региональных вузах хватит мест и тем, у кого «тройка с плюсом». Вообще это заставило говорить о занятном неравенстве: в кои-то веки выпускники столичных школ окажутся вроде как ущемленными в сравнении со сверстниками из регионов.
Фото: Pixabay / stevepb
Живу в Сызрани, учусь в МГУ
Из-за пандемии последний семестр региональные вузы и так стали «слегка столичными». Даже те, что медлили с внедрением онлайн-курсов, были вынуждены причаститься электронного образования. И основательная доля курсов была «чужая»: вуз мог воспользоваться лекциями МГУ, СПбГУ, столичных Политехов и других «тяжеловесов».
Кого-то это насторожило: если хотя бы частично можно пользоваться лекциями ведущих вузов - не поувольняют ли местных преподавателей?
Слухи о переходе на онлайн-обучение (будто не на время, а навсегда) так переполошили общественность, что президент Путин отдельно назвал их «откровенной провокацией». Но вузы уже усвоили: часть факультативных дисциплин можно получать «по аутсорсингу». И в каком-нибудь региональном вузе студентам-инженерам читать зарубежную литературу может не местный преподаватель очно, а профессор, допустим, СПбГУ в онлайне.
Ректор петербургского Политеха академик Андрей Рудской (этот вуз - федеральная площадка онлайн-обучения на Северо-Западе) считает: опасаться «выхолащивания» преподавателей региональных вузов - «неверная постановка вопроса», о чем заявил на недавней дискуссии в ТАСС:
- Без сомнения, мы уже не вернемся на те платформы и образовательные площадки, которые были у нас годами насижены и отработаны. Онлайн-обучение войдет как одна из составляющих и полноправных систем обучения. Его мы рассматриваем как дополнительный вид образовательной деятельности, который позволит студентам в один и тот же временной интервал освоить больший объем знаний. И немножко высвободит и преподавателей и студентов от зачастую рутинной работы по тем предметам, которые без труда могут быть переведены в онлайн.
Ректор Алтайского госуниверситета (это опорный вуз в Алтайском крае) Сергей Бочаров говорит о выгодной стороне онлайна:
- Мы не теряем своих студентов, а обогащаем свой контент. В этом смысле студенту становится чуть более безразлично, где он получает образование. Ведь он сможет получать доступ к контенту ведущих университетов, находясь в Алтайском крае.
Алтайский гос еще до пандемии заключил договоры с Уральским федеральным университетом, а теперь - с Университетом национальной технологической инициативы «2035».
О дополнительной квоте для региональных вузов Путин говорил еще до пандемии, в начале февраля на совместном заседании президиума Госсовета и Совета по науке и образованию. Тогда глава государства назвал одной из проблем «сохраняющуюся сверхконцентрацию образовательных ресурсов в Москве и Санкт-Петербурге». И назвал это «вызовом для сбалансированного развития всего пространства России».
Нынешние 30 тысяч дополнительных бесплатных мест не разовая мера: Путин заявил, что «ежегодно мы будем увеличивать количество бюджетных мест и отдавать их вузам именно в регионы, и прежде всего именно в такие регионы, которые нуждаются в современных, молодых, перспективных кадрах».
Впрочем, ректоры столичных вузов отмечают «темную» сторону вопроса. Вот как, например, ее формулирует ректор московского Российского экономического университета им. Плеханова Виктор Гришин:
- По общему среднему образованию Москва входит в десятку лучших территорий в мире. И если мы не создадим условия для московских или петербургских ребят в поступлении в вузы и отдадим предпочтения региональным абитуриентам - мне кажется, возникнет определенное неравенство.
Плехановский - один из крупнейших вузов: 55 тысяч студентов, 20 филиалов, из них пять за рубежом. По качеству приема (то есть по сумме баллов ЕГЭ у поступающих абитуриентов) - в верхней десятке. Но если в большинстве вузов, особенно инженерных, доля иногородних поступающих - 60 - 70%, то в Плехановском около 70% как раз местные: Москва и Московская область. 12% - иностранцы, и лишь то, что осталось - из регионов.
Сильные вузы - конечно, не равно «столичные». В отечественном рейтинге RAEX в первой тридцатке почти треть - нестоличные: Томский политех (7-я позиция), Новосибирский госуниверситет (10), Уральский федеральный (12), Томский госуниверситет (13), Казанский федеральный (16), Сибирский федеральный (21), Нижегородский имени Лобачевского (27), Дальневосточный (28), Южный федеральный (30).
- Москва привлекательна не только с точки зрения качественных вузов, - отмечает Виктор Гришин, но и возможностью трудоустроиться.
- Для привлекательности региона имеет значение помимо образования медицинское обеспечение и возможность занятости, - согласен ректор Алтайского университета. - Люди прежде всего ищут место, где дальше будут работать.
В Алтайском госуниверситете, например - 12,5 тыс. студентов, из них 14% - иностранные, из 20 стран: край находится на стыке границ Монголии, Казахстана и Китая. В 2013 году он создал Ассоциацию азиатских университетов, куда вошло 70 вузов из девяти стран Азии. И сам вуз сейчас только прирастает первокурсниками. Но за последнее десятилетие Алтайский край потерял 120 тысяч населения: уезжают.
- Сейчас в алтайском вузе тоже стараются оставлять толковых студентов, - комментирует ректор. - Создаем предпосылку для создания рабочих мест в регионе, чтобы последующие поколения оставались жить в крае: у нас интересные климатические зоны, у нас и житница, и отдых.
Кого не хватает
В последние годы все привыкли к «да хватит уже ваших юристов-экономистов», но пандемия катастрофически ударила по экономике и встал логичный вопрос: экономисты опять понадобятся?
- Вопрос в другом: какие экономисты, - говорит академик Рудской.
В петербургском Политехе с самого его основания есть экономический факультет. Готовит инженеров-экономистов. «Думаю, спрос на них в промышленности и экономике будет расти», - говорит Рудской. Но речь об экономистах, соображающих в отраслевых науках - машиностроении, металлургии, строительстве и т. д. Не случайно в Политехе самое популярное второе высшее образование - «Экономика».
Пандемия сделала более очевидной нехватку врачей, педагогов, социальных работников, говорит Виктор Гришин. Но как ректор экономического вуза, отмечает: в последнее время на укрупненную группу специальностей «Сервис и туризм» количество бюджетных мест уменьшилось на 40%. А в развитых странах до 60% ВВП - это вклад как раз сектора услуг. И именно этот сектор серьезно пострадал во время пандемии и его «тоже надо усиливать». Между тем в Плехановском по укрупненным группам специальностей, в которые входят экономика, управление, финансы, контрольные цифры приема уменьшились в три-четыре раза.
- Боюсь, что через определенное время экономистов будет не хватать. Особенно хороших, - сетует Виктор Гришин.
Впрочем, пока, в ближайшие год-два, считает он, уменьшится востребованность не только экономистов, но и многих других специалистов: «уменьшается ВВП, некоторые отрасли будут находиться в кризисе».
Сейчас Минобрнауки настоятельно призвало сами вузы обеспечивать студентов/выпускников рабочими местами. В Плехановском говорят: «Мы устраиваем ребят на полставки, ведем в магистратуру, в аспирантуру, чтобы ослабить общую кризисную ситуацию в стране».
В Алтайском университете проанализировали, что востребовано конкретно в их субъекте Федерации: специальности, связанные с IT, с биотехнологией, фармацией, агропромышленным комплексом. А также экономические: на Алтае, в приграничном регионе, как выясняется, очень мало специалистов в области международной торговли. «Нужно развивать не абстрактные программы в области экономики, а те, которые востребованы со стороны реального сектора экономики, под решение конкретных задач», - считает Сергей Бочаров.
Между тем в числе самых-самых востребованных Андрей Рудской традиционно называет инженерные кадры. В особенности в регионах: знаковые промышленные предприятия находятся все-таки не в столицах:
- И Путин имел в виду прежде всего увеличение подготовки инженерных кадров для наукоемких промышленных предприятий - региональных, но играющих важную роль в федеральной экономике. Автопром, авиационная промышленность, газоперерабатывающая, добывающая.
Академик приводит в пример проект нефтехимической компании «Сибур»: построила под Тобольском крупнейший в стране комбинат по производству полиэтилена. Это, говорит Рудской, к вопросу о «нашей давней мечте» - доводить переработку сырья до высокой степени и получать конкурентоспособный на глобальном рынке продукт.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 095 (6693) от 04.06.2020 под заголовком «Экономисты опять требуются?».
Комментарии