Процентик сверху. Почему в петербургскую бюджетную систему зачисляется менее 50% налогов?

В IV квартале года городские власти традиционно подводят итоги бюджетного планирования. Определяются основные параметры доходной и расходной частей казны на предстоящий год. Сегодня бюджет расписывается сразу на три года (в нашем случае - на 2020-й и на плановые 2021 и 2022 годы), но пристальное внимание приковано к главным показателям - доходам и расходам северной столицы на 2020 год. Они составят 664,8 млрд рублей и 701,4 миллиарда рублей, соответственно.

Процентик сверху. Почему в петербургскую бюджетную систему зачисляется менее 50% налогов? | Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

За кулисами процесса

Есть важные темы, имеющие отношение к городским финансам, которые остаются за рамками публичных обсуждений. Например, уже общеизвестны спорные моменты, касающиеся развития метро, когда поддержка этого стержня общественного транспорта сворачивается с привычных уже 20 - 30 миллиардов рублей в год до 13 - 15 миллиардов.

Говорит ли это о недостатке денег в казне? Возможно, отчасти это так, ведь дефицит бюджета на 2020 год планируется на уровне 36,6 миллиарда рублей. Однако и этот параметр не критичен: брешь в казне легко можно восполнить заимствованиями на финансовом рынке, и наш город весьма успешно владеет механизмом эмиссии долговых ценных бумаг.

Напомним, что Смольный ставит задачу увеличить бюджет до одного триллиона рублей в год, и в следующем году для выполнения такой задачи нужно изыскать дополнительно около 300 миллиардов рублей. Сама по себе эта сумма уже тянет на размер казны субъекта Федерации средней руки - например, Красноярского края (248,5 миллиарда рублей на 2020 год).

Петербург на этом фоне выглядит вполне самодостаточным и может не просить дотации из центра на финансирование метро. Ресурсов и своих достаточно.

Разговорчики в строю!

Однако не все так просто в бюджетной системе. В идеале северная столица могла бы жить и богаче, а метро - развиваться активнее. Причина в том, что город не получает того, что могли бы обеспечить налогоплательщики.

По данным Петростата, в январе - августе 2019 года в бюджетную систему Петербурга поступило налогов, сборов и обязательных платежей на сумму 864 миллиарда рублей. Однако в консолидированный бюджет северной столицы перешло лишь 383,6 млрд рублей - 44,4%.

Структура такова: налог на прибыль предприятий обеспечил поступлений на 189,7 млрд рублей, налог на доходы физлиц - 176,5 млрд рублей, акцизы - 125 млрд рублей, налоги на имущество - 31,9 млрд рублей, платежи за пользование природными ресурсами - еще 10,1 млрд рублей. Наконец, увесистую прибавку дали «прочие поступления» - 67,4 млрд рублей.

Самым «тяжелым» выглядит налог на добавленную стоимость (НДС) - за указанный период его поступления в Петербурге достигли 263,5 млрд рублей. Одна беда - все сборы по НДС идут в федеральную казну, город не получает ничего. Впрочем, как и любой другой город в России. Так уж устроена система.

Возьмем, к примеру, налог на прибыль предприятий. Поступления по нему распределяются между федеральной и региональной казной (при этом доля региона куда скромнее «центральной»).

На местах уже пошли разговоры, что, дескать, неплохо было бы приоткрыть регионам «вентиль» финансовых потоков за счет, к примеру, НДС. Когда обсуждали повышение ставки этого налога, региональные элиты пытались доказать федеральному центру, что «процентик от НДС сверху» был бы краям, областям и республикам нелишним.

С тех пор прошло время, но к «процентику сверху» возвращаться не стали. На фоне гигантского профицита федеральной казны (без малого 4 триллиона рублей за январь - август 2019-го) это показалось странным, ведь значительная часть субъектов Федерации с трудом верстают свой бюджет.

Привыкнем к хорошему

По оперативным данным УФНС РФ по Санкт-Петербургу, за первые восемь месяцев 2019-го в бюджетную систему поступило на 9,2% больше средств, чем за январь - август 2018 года. Будем надеяться, что финансовая «подушка» северной столицы выполнит свою задачу и поддержит развитие сбалансированной петербургской экономики.

По данным Федерального казначейства, консолидированный бюджет РФ в январе - августе 2019 года исполнен с профицитом 3,9 триллиона рублей.

Доходы консолидированного бюджета за указанный период составили 25,6 триллиона рублей, расходы - 21,7 триллиона.

Федеральный бюджет был исполнен с профицитом 2,7 триллиона рублей при доходах в размере 13,3 трлн рублей и расходах на сумму 10,6 трлн рублей. По ранее опубликованной предварительной оценке Минфина, профицит федерального бюджета в январе - августе составил 2,6 триллиона рублей, или 3,7% валового внутреннего продукта (ВВП) России.

Профицит консолидированного бюджета регионов по итогам восьми месяцев сложился на уровне 1,1 трлн рублей при доходах 8,6 трлн рублей и расходах на сумму 7,6 триллиона.

#бюджет #деньги #налоги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (6544) от 11.10.2019 под заголовком «Процентик сверху».


Комментарии