Проблемы электронных аукционов обсудили в Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате

Безопасность и комфорт - главное, что требуется от общественного транспорта. Добиться этого можно только за счет хорошего сервиса и надежного оборудования. Вопрос поставки качественной продукции для транспортников - на примере ГУП «Петербургский метрополитен» - обсуждали за «круглым столом» Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты.

Проблемы электронных аукционов обсудили в Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Проблемы у транспортников возникают на законодательной основе, и это самое обидное. Именно закон должен был бы защищать заказчика от недобросовестного поставщика, тем более от мошенника. Но этого не происходит. Между тем обеспечить поставку продукции высокого качества вполне реально. Во всяком случае она на рынке есть.

- В Петербурге достаточно компаний, производящих качественную продукцию для транспортников. Сформирован инновационно-промышленный кластер транспортного машиностроения, предприятия которого объединены в ассоциацию «Метрополитен и железнодорожная техника». При всем этом проблема некачественных поставок оборудования и запасных частей остается актуальной. Почему она возникает, рассмотрим сегодня на примере крупнейшего и важнейшего для города транспортного предприятия - ГУП «Петербургский метрополитен», - обозначил тему, открывая заседание, президент союза «Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата» Юрий Бурчаков.

Проблема, конечно, не нова. С одной стороны, как отмечено, в городе немало предприятий, выпускающих инновационную продукцию. Но с другой - когда дело доходит до аукционов, на поверхность выплывают совсем иные «участники рынка», сознательно занижающие цену и никак не гарантирующие ни качество поставляемой продукции, ни даже исполнение заказа. В результате победителей не оказывается, проигрывают все: тот, кто получил контракт, не способен его исполнить, а заказчик остается без качественной продукции.

- Между тем качество - ключевое слово. Для транспортников должна поставляться продукция максимально достижимого уровня качества, ведь главное в их работе - безопасность. Особенно если мы говорим о метрополитене. Когда начиная с 2014 года стало актуальным слово «импортозамещение», многие отечественные предприятия смогли поднять инновационный уровень своих разработок. Однако к сегодняшнему дню акцент на импортозамещение как-то затух. Это категорически неправильно. Преференции для отечественных поставщиков должны сохраняться, но они сегодня столь незначительны, что мы их не чувствуем, - отметил исполнительный директор ассоциации кластера «Метрополитен и железнодорожная техника» Николай Хаустов.

Но дело не только и не столько в преференциях. Когда рынок наводнен недобросовестными поставщиками, а часто просто мошенниками, никакие преференции дело не поправят.

- Электронные аукционы были задуманы как способ экономии средств заказчика. Однако сегодня они не только ничего не экономят, но и усугубляют ситуацию. По итогам закупок, где единственным критерием выбора является наименьшая стоимость, заказ может получить совершенно неблагонадежный поставщик, который часто не только не имеет собственного производства, но и не понимает, что он должен представить. Мы изучали возможности некоторых так называемых поставщиков. В ходе исполнения договора выяснялось, что по обозначенному адресу, кроме директора, совмещающего должность главного бухгалтера, более никого нет, в том числе ни производственных мощностей, ни складов и прочего. Результат понятен - срыв поставок. Но ведь метрополитен - предприятие, работающее ежедневно, и срывы в поставках, например запасных частей, могут привести к самым негативным последствиям, - пояснил начальник ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин.

В общем-то, проблема очевидна и стара как мир. Вопрос в том, как отличить ответственного производственника от демпингующего во время торгов, мягко говоря, недобросовестного поставщика. Такой способ есть - проведение процедур с предквалификационным отбором участников. Законом такая возможность предусмотрена, но четкие критерии отбора отсутствуют. Одно из предложений участников «круглого стола»: законодательно установить критерии предквалификационного отбора.

Также необходимо отметить важность проведения закупок наиболее ответственного оборудования и запасных частей процедурами, предусматривающими не только ценовые критерии выбора поставщика, но и дополнительные неценовые критерии оценки их возможностей.

В какой-то степени решить проблему мог бы своего рода «черный список» - реестр некомпетентных, недобросовестных поставщиков. Сегодня юрлицо, сорвавшее поставку, ничем не рискует - претензионная работа и расторжение контракта для него никаких серьезных последствий не повлечет. Предлагается предусмотреть законом, по аналогии с 44 ФЗ, право заказчика на включение предприятия, сорвавшего исполнение контракта, в реестр недобросовестных поставщиков. И чтобы это повлекло отлучение его от участия в процедурах закупки на определенный период, скажем, два года.

- Ежегодно метрополитен закупает оборудования, товаров и запчастей, обеспечивающих безопасную и бесперебойную перевозку пассажиров, почти на 2 миллиарда рублей. При этом качество поставляемой продукции - главный критерий. Однако при закупке запасных частей невозможно разместить конструкторскую документацию производителя, которого в данный момент уже не существует. Разрабатывать эту документацию самому метрополитену нецелесообразно, поскольку конструкторская документация требуется для производства, а не для проведения закупок. Было бы разумно предложить, если производителя основного оборудования больше нет, разрешить закупку по номерам чертежей, - озвучил еще одну проблему и возможное ее решение заместитель начальника Петербургского метрополитена Игорь Шлендов.

Все проблемные вопросы, обозначенные за «круглым столом» Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, касаются не только метрополитена или железной дороги, но и многих других предприятий. По итогам обсуждения решено составить «дорожную карту» для выработанных предложений, которые могли бы быть закреплены законодательно. Предложения будут направлены в Торгово-промышленную палату России и законодательные структуры государственной власти.

#аукцион #торговля #торги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (6574) от 25.11.2019 под заголовком «Торги без выгоды».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
В программу ремонта дорог в Петербурге включили 13 новых объектов
23 Августа 2019

В программу ремонта дорог в Петербурге включили 13 новых объектов

Среди них - участки Северного проспекта, Выборгского шоссе, проспекта Энгельса и еще десяти магистралей города.

Напугали... страховкой. В квитанциях квартплаты появится еще одна строка?
19 Августа 2019

Напугали... страховкой. В квитанциях квартплаты появится еще одна строка?

Лучше внимательно изучать платежку перед тем, как оплачивать ее.

В Петербурге растут цены на жилье
14 Августа 2019

В Петербурге растут цены на жилье

Доходы граждан не растут соответствующими темпами.

Сам себе законодатель. На что дают право удостоверения ветерана труда и военной службы?
05 Августа 2019

Сам себе законодатель. На что дают право удостоверения ветерана труда и военной службы?

Авторы жалоб в газету правы далеко не всегда.

Здравствуйте, я ваша дефляция. Как падение цен влияет на российскую экономику
26 Июля 2019

Здравствуйте, я ваша дефляция. Как падение цен влияет на российскую экономику

Почему отсутствие роста цен для экономики бывает опасным?

Депозиты в банках и покупка акций. Как пенсионеру увеличить свой доход?
17 Июля 2019

Депозиты в банках и покупка акций. Как пенсионеру увеличить свой доход?

Выходящие на пенсию россияне информированы о том, как продолжить зарабатывать после завершения активной трудовой деятельности.

Меньше, чем нужно. Работодатели предлагают россиянам среднюю зарплату в 41 тысячу рублей
10 Июля 2019

Меньше, чем нужно. Работодатели предлагают россиянам среднюю зарплату в 41 тысячу рублей

Это почти на 4 тыс. меньше, чем ожидают соискатели.

Понять и нанять. Почему выпускники вузов выбирают работу не по специальности?
02 Июля 2019

Понять и нанять. Почему выпускники вузов выбирают работу не по специальности?

Работодатели думают, как привлечь молодежь в реальный сектор.

Санкции не страшны: строительство «Северного потока-2» все равно продолжится
19 Июня 2019

Санкции не страшны: строительство «Северного потока-2» все равно продолжится

Минэнерго РФ внесло ясность в главный вопрос, «затуманивавший» перспективы ввода магистрального газопровода.

Трудиться меньше, получать по-прежнему. Европа может перейти на четырехдневную рабочую неделю
18 Июня 2019

Трудиться меньше, получать по-прежнему. Европа может перейти на четырехдневную рабочую неделю

О необходимости сокращения продолжительности рабочей недели впервые заговорили еще в 2014 году.

Проект на миллиард долларов. В Ленобласти запустили завод по производству аммиака
11 Июня 2019

Проект на миллиард долларов. В Ленобласти запустили завод по производству аммиака

Инвестиционный проект позволит существенно нарастить объемы экспорта продукции.

Скоростная трасса свяжет ЗСД и юг Петербурга к 2042 году
10 Июня 2019

Скоростная трасса свяжет ЗСД и юг Петербурга к 2042 году

Город готов начать строительство новой магистрали.