Проблемы электронных аукционов обсудили в Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате

Безопасность и комфорт - главное, что требуется от общественного транспорта. Добиться этого можно только за счет хорошего сервиса и надежного оборудования. Вопрос поставки качественной продукции для транспортников - на примере ГУП «Петербургский метрополитен» - обсуждали за «круглым столом» Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты.

Проблемы электронных аукционов обсудили в Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Проблемы у транспортников возникают на законодательной основе, и это самое обидное. Именно закон должен был бы защищать заказчика от недобросовестного поставщика, тем более от мошенника. Но этого не происходит. Между тем обеспечить поставку продукции высокого качества вполне реально. Во всяком случае она на рынке есть.

- В Петербурге достаточно компаний, производящих качественную продукцию для транспортников. Сформирован инновационно-промышленный кластер транспортного машиностроения, предприятия которого объединены в ассоциацию «Метрополитен и железнодорожная техника». При всем этом проблема некачественных поставок оборудования и запасных частей остается актуальной. Почему она возникает, рассмотрим сегодня на примере крупнейшего и важнейшего для города транспортного предприятия - ГУП «Петербургский метрополитен», - обозначил тему, открывая заседание, президент союза «Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата» Юрий Бурчаков.

Проблема, конечно, не нова. С одной стороны, как отмечено, в городе немало предприятий, выпускающих инновационную продукцию. Но с другой - когда дело доходит до аукционов, на поверхность выплывают совсем иные «участники рынка», сознательно занижающие цену и никак не гарантирующие ни качество поставляемой продукции, ни даже исполнение заказа. В результате победителей не оказывается, проигрывают все: тот, кто получил контракт, не способен его исполнить, а заказчик остается без качественной продукции.

- Между тем качество - ключевое слово. Для транспортников должна поставляться продукция максимально достижимого уровня качества, ведь главное в их работе - безопасность. Особенно если мы говорим о метрополитене. Когда начиная с 2014 года стало актуальным слово «импортозамещение», многие отечественные предприятия смогли поднять инновационный уровень своих разработок. Однако к сегодняшнему дню акцент на импортозамещение как-то затух. Это категорически неправильно. Преференции для отечественных поставщиков должны сохраняться, но они сегодня столь незначительны, что мы их не чувствуем, - отметил исполнительный директор ассоциации кластера «Метрополитен и железнодорожная техника» Николай Хаустов.

Но дело не только и не столько в преференциях. Когда рынок наводнен недобросовестными поставщиками, а часто просто мошенниками, никакие преференции дело не поправят.

- Электронные аукционы были задуманы как способ экономии средств заказчика. Однако сегодня они не только ничего не экономят, но и усугубляют ситуацию. По итогам закупок, где единственным критерием выбора является наименьшая стоимость, заказ может получить совершенно неблагонадежный поставщик, который часто не только не имеет собственного производства, но и не понимает, что он должен представить. Мы изучали возможности некоторых так называемых поставщиков. В ходе исполнения договора выяснялось, что по обозначенному адресу, кроме директора, совмещающего должность главного бухгалтера, более никого нет, в том числе ни производственных мощностей, ни складов и прочего. Результат понятен - срыв поставок. Но ведь метрополитен - предприятие, работающее ежедневно, и срывы в поставках, например запасных частей, могут привести к самым негативным последствиям, - пояснил начальник ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин.

В общем-то, проблема очевидна и стара как мир. Вопрос в том, как отличить ответственного производственника от демпингующего во время торгов, мягко говоря, недобросовестного поставщика. Такой способ есть - проведение процедур с предквалификационным отбором участников. Законом такая возможность предусмотрена, но четкие критерии отбора отсутствуют. Одно из предложений участников «круглого стола»: законодательно установить критерии предквалификационного отбора.

Также необходимо отметить важность проведения закупок наиболее ответственного оборудования и запасных частей процедурами, предусматривающими не только ценовые критерии выбора поставщика, но и дополнительные неценовые критерии оценки их возможностей.

В какой-то степени решить проблему мог бы своего рода «черный список» - реестр некомпетентных, недобросовестных поставщиков. Сегодня юрлицо, сорвавшее поставку, ничем не рискует - претензионная работа и расторжение контракта для него никаких серьезных последствий не повлечет. Предлагается предусмотреть законом, по аналогии с 44 ФЗ, право заказчика на включение предприятия, сорвавшего исполнение контракта, в реестр недобросовестных поставщиков. И чтобы это повлекло отлучение его от участия в процедурах закупки на определенный период, скажем, два года.

- Ежегодно метрополитен закупает оборудования, товаров и запчастей, обеспечивающих безопасную и бесперебойную перевозку пассажиров, почти на 2 миллиарда рублей. При этом качество поставляемой продукции - главный критерий. Однако при закупке запасных частей невозможно разместить конструкторскую документацию производителя, которого в данный момент уже не существует. Разрабатывать эту документацию самому метрополитену нецелесообразно, поскольку конструкторская документация требуется для производства, а не для проведения закупок. Было бы разумно предложить, если производителя основного оборудования больше нет, разрешить закупку по номерам чертежей, - озвучил еще одну проблему и возможное ее решение заместитель начальника Петербургского метрополитена Игорь Шлендов.

Все проблемные вопросы, обозначенные за «круглым столом» Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, касаются не только метрополитена или железной дороги, но и многих других предприятий. По итогам обсуждения решено составить «дорожную карту» для выработанных предложений, которые могли бы быть закреплены законодательно. Предложения будут направлены в Торгово-промышленную палату России и законодательные структуры государственной власти.

#аукцион #торговля #торги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (6574) от 25.11.2019 под заголовком «Торги без выгоды».


Комментарии