Продукты ЭКО: осторожно, обман!

В последнее время на российском рынке появляется все больше товаров, которые позиционируются как экологическая продукция. «Зеленой отметкой» помечают продукты питания, товары для красоты и здоровья, для дома и ремонта, детские товары и текстиль. Однако статистика показывает, что 80% товаров с отметками «органик» на самом деле таковыми не являются. Чтобы разобраться в этой актуальной проблеме, на площадке КВЦ «Экспофорум» состоялась панельная дискуссия «Производители и ретейл: как удовлетворить спрос на экотовары». В ходе диспута производители, представители ретейла и некоммерческих организаций обсудили ключевые вопросы производства и реализации экотоваров в России в целом и в Петербурге - в частности.

Продукты ЭКО: осторожно, обман!  | ФОТО Александра ЩЕРБАКА/ТАСС

ФОТО Александра ЩЕРБАКА/ТАСС

Гримасы гринвошинга

Явление, когда производитель в рекламе или при оформлении упаковки своих товаров использует приставки «эко», «био» или слово «органик», а в действительности продукция таким требованиям не соответствует, получило название гринвошинг. Чтобы искоренить это явление и урегулировать неразбериху в «зеленом» ассортименте, летом прошлого года президент РФ подписал закон «Об органической продукции и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Новый закон закрепляет термин «органические продукты». Продукция, произведенная по стандарту, на который опирается закон, будет маркироваться значком «органик». Указание этого слова на упаковке при отсутствии на продукт сертификата будет облагаться штрафом. В силу документ вступит 1 января 2020 года. До этого времени чиновники должны будут сформировать пул организаций, уполномоченных проводить соответствующую сертификацию, наладить работу реестра производителей органической продукции, разработать инструкции и подзаконные акты, которые позволят закону работать.

По расчетам чиновников, маркировка и единый государственный реестр помогут вытеснить с рынка недобросовестных производителей и положительно повлияют на качество продовольствия. Будут налажены механизмы господдержки этого сегмента и оптимизирован выход соответствующих российских товаров на внешний рынок. Пока доля РФ в производстве органики - всего 0,2%, хотя, по расчетам экспертов, наша страна может занять от 10 до 25% мирового рынка органических продуктов.

К органике готов?

Новый закон поможет производителям хоть как-то сдвинуть с мертвой точки отечественный рынок органических продуктов. Однако российский потребитель, который здесь должен играть ключевую роль, пока к данному процессу не готов. Особенно наглядно это проявляется в сегменте продуктов питания.

Вопреки официальным результатам опросов потребителей, которые показывают, что более 80% жителей Москвы и Петербурга заинтересованы в приобретении экологически чистых продуктов питания, даже если они дороже обычных, реальность иная.

Во-первых, сегодня у населения элементарно нет средств на приобретение дорогой экопродукции. «Несмотря на то что мы производим настоящие натуральные продукты и имеем все необходимые сертификаты, повышенного спроса на свою продукцию мы не видим, - констатирует управляющий экофермой в алеховщине Александр Емельяненко. - Причина проста - у людей нет денег. А экологически чистые товары - это категория премиум, поскольку настоящая экопродукция предполагает использование ручного труда и небольшую производительность».

Во-вторых, российские потребители пока не совсем понимают, что такое экологические товары. «Люди интересуются этими продуктами исключительно потому, что они, по их мнению, благоприятно влияют на здоровье, - отмечает директор Санкт-Петербургского экологического союза Юлия Грачева. - При этом приставка «эко» имеет более широкое значение и подразумевает экологичность или этичность непосредственно производства и его воздействия на окружающую среду. Но российских потребителей такие нюансы особо не волнуют».

Третья и, наверное, самая главная проблема отечественного рынка органики в том, что российские потребители не доверяют ни производителям, ни ретейлерам, которые работают в этой сфере.

Прилавок недоверия

«Даже если на этикетке или упаковке продукта есть подтвержденный сертификатом знак, российский потребитель не понимает его значение, а в большинстве случаев просто не доверяет ему, - говорит представитель сети финских магазинов «Призма» Юлия Рулько. - При этом у финнов уровень доверия к продукции своей страны, особенно если товары помечены зеленой маркировкой, выше во много раз».

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что Финляндия действительно славится своими натуральными продуктами, но во многом это заслуга государственной политики страны, поддерживающей этот рынок. А как можно доверять или любить продукцию, о которой ничего не знаешь и которую днем с огнем не найдешь?

«Я более 15 лет занималась выведением на российский рынок брендов, в том числе и органической продукции, - рассказывает руководитель одной из петербургских компаний Светлана Черемисинова. - При этом заметила характерную закономерность. Пробиться с настоящей качественной органической продукцией в крупные торговые сети, которые не только отражают, но и формируют культуру потребительского спроса, практически нереально.

Первая причина такого отношения - в изначально высокой себестоимости органических товаров, стоимость которых после высоких наценок торговых сетей становится неадекватной. Вторая причина - их неизвестность. Товар, имеющий хоть десять сертификатов, подтверждающих его натуральность, но не засвеченный в рекламных роликах на ТВ, шансов попасть на торговую полку практически не имеет. В результате в Петербурге экотовары можно приобрести лишь в небольших специализированных магазинчиках, которых в городе пара десятков. Значимую роль в популяризации экотоваров играют интернет-торговля и сельскохозяйственные рынки. Хочется надеяться, что к 2020 году ситуация на отечественном рынке органических продуктов будет более оптимистичной».

Читайте также о том, как выбрать майонез

#продукты #экология

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 058 (6411) от 01.04.2019 под заголовком «Пробелы «зеленого ассортимента»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Дело табак. ЦБ РФ отозвал лицензии у двух банков
24 Декабря 2018

Дело табак. ЦБ РФ отозвал лицензии у двух банков

Организации не представляли невские берега, но их проблемы напрямую касаются Петербурга и Ленобласти.

Новгородцы взялись за ремесло. Экономические итоги года на Северо-Западе
21 Декабря 2018

Новгородцы взялись за ремесло. Экономические итоги года на Северо-Западе

Оценим информацию о социально-экономическом развитии 11 субъектов Северо-Западного федерального округа за минувший год.

Ловушка для алмазов в Петербурге
17 Декабря 2018

Ловушка для алмазов в Петербурге

Петербургский «шаг в будущее» – в особой экономической зоне «Санкт-Петербург» открылся инновационный центр «Буревестник».

Петербургские фирмы – в ожидании теплого климата
17 Декабря 2018

Петербургские фирмы – в ожидании теплого климата

Число малых и средних предприятий выросло в Петербурге до 362 тысяч, в прошлом году они перечислили в казну города 32 млрд рублей. Мы узнали, чего ждут люди, сумевшие утвердиться в реальном секторе.

В Петербурге открываются производства по измельчению всего и вся
12 Декабря 2018

В Петербурге открываются производства по измельчению всего и вся

Дробление от камней до лекарственных субстанций выделилось в особую индустрию, в которой заняты тысячи специалистов.

Где родился, там не пригодился. Почему растет внутренняя миграция в Москву и Петербург
24 Августа 2018

Где родился, там не пригодился. Почему растет внутренняя миграция в Москву и Петербург

Теперь на этой почве столицы соревнуются между собой в том, сколько миллионов квадратных метров жилья ими введено.

Российское судостроение: кому достанется «майка лидера»?
10 Августа 2018

Российское судостроение: кому достанется «майка лидера»?

Между отечественными верфями развернулась борьба за арктические заказы. Какие лидеры будут строить «Лидера»?

Кто поведет аэроэкспресс до Пулково?
09 Августа 2018

Кто поведет аэроэкспресс до Пулково?

При строительстве аэроэкспресса из Пулково до Витебского вокзала Смольный испытает новую схему партнерства с «частником». Разберемся в ней подробнее.

Как получить компенсацию пострадавшим от турфирм
07 Августа 2018

Как получить компенсацию пострадавшим от турфирм

Мы разобрались в ситуации, что делать путешественникам в том случае, если туроператор официально объявил о банкротстве.

Как «вела себя» экономика Петербурга и Ленобласти в первом полугодии 2018-го
02 Августа 2018

Как «вела себя» экономика Петербурга и Ленобласти в первом полугодии 2018-го

Индекс промышленного производства за указанный период в Северной столице составил 103,5%, в 47-м регионе - 104,7%. Разберемся в составляющих показателей.

Рынку продовольствия найдут свой ГОСТ
30 Июля 2018

Рынку продовольствия найдут свой ГОСТ

Главные новости продовольственного рынка – в нашем обзоре: особенности «Российского» сыра, «шоколадные» перипетии и узда для продуктов от торговых сетейю

«Фирму Сигма» отправили в банкротство
23 Июля 2018

«Фирму Сигма» отправили в банкротство

Арбитражный суд решил ввести в отношении проблемного застройщика процедуру банкротства. Бесславная история фирмы – в нашем материале.