Потребители активизируются

Важной характеристикой российской экономики последнего времени было заметное сокращение потребительского спроса. Но, похоже, все меняется. Население потихоньку начинает отходить от сберегательной модели поведения и снова готово тратить деньги.

Потребители активизируются | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Напомню, что к этой самой сберегательной модели россияне перешли весной прошлого года, что было с их стороны вполне разумно. Экономические и политические прогнозы в то время были неоднозначны, а в условиях не­определенности лучше иметь хоть какие‑то финансовые резервы, а не лишние кредиты. Тем более что и со многими товарами в тот период возникли проблемы, по­этому возможности для трат оказались ограничены.

Проблема в том, что в современной потребительской экономике такое поведение граждан чревато кризисом. Если люди не тратят деньги, то эти деньги недополучают поставщики товаров и услуг. Компании разоряются или увольняют сотрудников, сокращают зарплаты. У людей становится еще меньше денег, они, соответственно, еще меньше тратят — и таким образом кризис по спирали все время усугубляется.

К счастью, благодаря различным мерам господдержки и по другим причинам худшего удалось избежать, а теперь начал расти и потребительский спрос. О первых признаках роста спроса в Центробанке заговорили еще пару месяцев назад, а теперь мы видим это и у статистических ведомств.

Так, по данным Росстата, в марте объем розничной торговли по сравнению с февралем вырос на 9,8 %. Правда, с поправкой на большее количество дней в марте эти цифры не так впечатляют, но в целом прогресс по сравнению с данными последних 12 месяцев налицо.

В Петербурге положительный сдвиг еще более заметен. По сравнению с февралем в марте продовольственная розница выросла на 11,1 %, а непродовольственная — сразу на 13,6 %. Последнее особенно примечательно, поскольку заметное снижение розницы весь последний год наблюдалось именно в непродовольственном секторе. В еде люди себя не ограничивали, а вот на мебели, компьютерах и машинах старались сэкономить. Теперь, кажется, перестали.

Опять же такое изменение поведения логично, поскольку уровень неопределенности заметно снизился. Экономический оптимизм растет и в деловом секторе, и у обычных граждан, так что можно говорить о завершении кризиса, который толком даже не успел начаться.

Впрочем, в изменении тенденции есть и нотка негатива.

Важный фактор ускорения инфляции — оживление потребительского спроса, — отметила глава Центробанка Эльвира Набиуллина по итогам недавнего заседания. — Об этом можно судить по оперативным данным расходов населения, прежде всего в сегменте услуг, а также по увеличению спроса на кредиты. Поддержку потреблению оказывают рост зарплат и улучшение потребительских настроений. Учитывая эти тенденции, мы повысили прог­ноз роста потребления домашних хозяйств.

Что ж, трудно спорить. Если у граждан есть деньги и они готовы покупать товары, то цены обычно растут чуть быстрее. Но и для экономики, и для людей эта картина гораздо лучше, чем деньги, лежащие под подушкой.


#экономика #финансы #деньги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 82 (7411) от 10.05.2023 под заголовком «Потребители активизируются».


Комментарии